Механизм синхронизации створок сопла воздушно-реактивного двигателя

 

(19)RU(11)758810(13)C(51)  МПК 5    F02K1/12Статус: по данным на 17.12.2012 - прекратил действиеПошлина:

(54) МЕХАНИЗМ СИНХРОНИЗАЦИИ СТВОРОК СОПЛА ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиадвигателестроению и, в частности, может найти применение в конструкциях механизмов синхронизации створок, сопел воздушно-реактивных двигателей. Известен механизм синхронизации створок сопла, выполненный в виде рычагов, соединенных между собой и с двумя соседними створками. Недостатком такой конструкции механизма является то, что она не обеспечивает достаточной жесткости синхронизации перемещения створок. Известен также механизм синхронизации створок сопла воздушно-реактивного двигателя, содержащий установленные шарнирно на корпусе силовые рычаги, сочлененные друг с другом в поперечной плоскости сопла кинематическими парами ползун-направляющая, образующими замкнутую синхронизирующую цепь, и шарнирно установленные на рычагах флюгерные сверхзвуковые внешние и внутренние створки. Недостатком такого устройства является относительно низкая надежность синхронизации и большие утечки газа. Целью изобретения является повышение надежности синхронизации и уменьшение утечек газа между створками. Указанная цель достигается тем, что в цепь синхронизации включены шарнирно установленные на каждом силовом рычаге по два звена - качалки с осями поворота, расположенными в поперечной плоскости сопла, на одной качалке жестко закреплен ползун, выполненный в виде пальца, а в другой качалке установлена сферическая опора с направляющим отверстием, в которое вставлен палец соседней качалки. Кроме того, качалки имеют ограничители поворота в поперечной плоскости сопла, выполненные в виде выступа на качалке, установленного с зазором в паз силового рычага. На фиг.1 схематически представлена часть общего вида сопла, на фиг.2 - вид по стрелке А фиг.1, на фиг.3 - сечение Б-Б фиг.2; на фиг.4 - сечение В-В фиг.3. Механизм синхронизации створок сопла воздушно-реактивного двигателя содержит установленные шарнирно на корпусе 1 силовые рычаги 2, сочлененные друг с другом в поперечной плоскости сопла кинематическими парами ползун-направляющая, образующими замкнутую синхронизирующую цепь, и шарнирно установленные на рычагах 2 флюгерные сверхзвуковые внешние и внутренние створки 3 и 4. В цепь синхронизации включены шарнирно установленные на каждом силовом рычаге 2 по два звена качалки 5, 6 с осями 7 поворота, расположенными в поперечной плоскости сопла, на одной качалке 6 жестко закреплен ползун, выполненный в виде пальца 8, а в другой качалке 5 установлена сферическая опора 9 с направляющим отверстием, в которое вставлен палец 8 соседней качалки. Качалки 6 имеют ограничители поворота в поперечной плоскости сопла, выполненные в виде выступа 10 на качалке 6, установленного в паз 11 силового рычага 2. При перемещении одного из силовых рычагов 2 его движение передается соседним рычагам через звено "ползун - направляющая". Сферическая опора 9, ввиду изменения взаимного углового положения пальца 8 в плоскости, нормальной к продольной плоскости силового рычага 2, повернется в гнезде качалки 5. Одновременно, ввиду изменения угла между пальцем 8 и сферической опорой 9 в продольной плоскости силового рычага 2, качалки 5 и 6 также повернутся вокруг осей 7. Поворот качалок 5 и 6 для предотвращения выхода пальца 8 из сферической опоры 9, ограничен выступами 10, упирающимися в торец пазов 11 рычагов 2. Этот же поворот, используется для совмещения осей пальца 8 и сферической опоры 9 при сборке, компенсируя погрешности изготовления деталей, что повышает технологичность узла. Изменение взаимного положения пары "ползун-направляющая" зависит от диапазона изменения положения створок. При небольшом диапазоне изменением угла между осью пальца 8 и осью направляющего отверстия опоры 9 можно пренебречь и закрепить качалки 5 и 6 на силовых рычагах 2 жестко (с помощью фланцев). При этом во фланцах нужно выполнить овальные отверстия под болты для компенсации погрешности изготовления деталей. Такое выполнение механизма позволит повысить надежность синхронизации и уменьшить утечки газа.


Формула изобретения

1. МЕХАНИЗМ СИНХРОНИЗАЦИИ СТВОРОК СОПЛА ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий установленные шарнирно на корпусе силовые рычаги, сочлененные друг с другом в поперечной плоскости сопла кинематическими парами ползун-направляющая, образующими замкнутую синхронизирующую цепь, и шарнирно установленные на рычагах флюгерные сверхзвуковые внешние и внутренние створки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности синхронизации и уменьшения утечек газа между створками, в цепь синхронизации включены шарнирно установленные на каждом силовом рычаге по два звена - качалки с осями поворота, расположенными в поперечном плоскости сопла, на одной качалке жестко закреплен ползун, выполненный в виде пальца, а в другой установлена сферическая опора с направляющим отверстием, в которое вставлен палец соседней качалки. 2. Механизм синхронизации створок по п.1, отличающийся тем, что качалки имеют ограничители поворота в поперечной плоскости сопла, выполненные в виде выступа на качалке, установленной с зазором в паз силового рычага.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2002

Извещение опубликовано: 20.10.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводам реактивных сопел авиационных газотурбинных двигателей, а именно, к силовым пневмоцилиндрам управления створками сопла, работающим в условиях односторонних высоких температур

Изобретение относится к области турбореактивных авиационных двигателей, применяемых на боевых сверхзвуковых самолетах

Изобретение относится к области авиации и, в частности, к соплам воздушно-реактивных двигателей

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к регулируемым соплам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к реактивному соплу турбореактивного двигателя
Наверх