Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины

 

О Il И С А Н И Е ()!) 771461

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскии

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.12.78. (21) 2693031/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23 Приоритет— (51) М.К .

G 01 В 7/14

Н 02 К 15/00

Гасударственный комитет

СССР

Опубликовано 15.10.80. Бюллетень № 38 (53) УДК 531.71 (088.8) ио делам изобретений н открытий

Дата опубликования описания 25.10.80 (72) Автор изобретения

Н. С. Щербак (71) Заявитель

Полтавское отделение Южной ордена Ленина железной дороги

Q !1 ТБ (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА

В ПОДШИПНИКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ" МАШИНЫ

ФИ@ 3Г1аЫй

Изобретение относится к способам диагностирования состояния подшипниковых узлов электрических машин.

Известен способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины с помощью калиброванного щупа, вставляемого в зазор (1).

Недостатками указанного способа являются малая точность и необходимость частичной разборки подшипникового узла для проведения замера.

Известен также способ контроля радаиль- )0 ного зазора в подшипниках электрической машины путем подключения обмотки статора к сети и смещения ротора при этом в радиальном направлении, измерения разности взаимных перемещений статора и ротора (2).

Данное техническое решение наиболее близко к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостаток указанного способа — необходимость изменений монтажа обмотки стьтора (подпайка и вывод дополнительного провода), предварительного определения размещения отдельных секций обмотки статора по расточке, а затем подключения отдельных частей обмотки статора к сети.

Цель изобретения — упрощение процесса замера.

Для реализации поставленной цели ротор затормаживают путем соединения его вала- гибким рычагом со статором, к сети подключают всю обмотку статора, после первого подключения осуществляют реверс электрической машины.

На фиг. 1 показана установка гибкого тормозного рычага и индикатора для контроля зазора; на фиг. 2 — направление моментов, действующих на ротор.

Вал 1 электрической машины 2 затормаживают при помощи гибкого рычага 3, который располагают между стопорными винтами 4, укрепленными на неподвижной части машины. На этой же части машины (например, статоре) установлен индикатор 5.

Питание к электрической машине подводится по проводам 6. Контроль основан на возможности перемещения ротора в расточке статора, при этом используется энергия вращающего момента вала.

Если на обмотку статора электрической машины 2 с заторможенным ротором подавать импульсное напряжение, т в результате взаимодействия наведенного в роторе

771461 тока с магнитным потоком статора возникнет вращающий электромагнитный момент

М и противодействующий ему момент силы М (фиг. 2,а). возникший под действием веса ротора на плечо тормозного рычага.

В том случае, если М, )М >, ротор переместится вверх. Если изменить направление вращающего момента электродвигателя путем реверсиврования, то действие моментов сил М, и М совпадут по направлению (фиг. 2,б) и ротор переместится вниз.

Таким образом, перемещая ротор в расточке статора в противоположных направлениях и осуществляя контроль величины его перемещения с помощью индикатора 5, судят о величине радиальных зазоров в подшипниках.

1S

Использование предлагаемого способа контроля зазора в подшипниках электрической машины, кроме упрощения контроля, обеспечивает контроль зазора в подшипниках и их диагностику на работающих при- о водах. Этим способом можно контролировать техническое состояние подшипников в приводах постоянного и переменного тока.

Формула изобретения

Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины путем подключения обмотки статора к сети и смещения ротора при этом в радиальном направлении, измерения разности взаимных перемещений статора и ротора, отличаюи(ийся тем, что, с целью упрощения процесса замера, ротор затормаживают посредством соединения его вала гибким рычагом со статором, к сети подключают всю обмотку статора, а после первого подключения осуществляют реверс электрической машины

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гемке P.. Г. Неисправности электрических машин. Л., «Энергия», 1975, с. 206 — 207.

2. Авторское свидетельство СССР

Хе 480901, кл. G 01 В 7/14, 1973 (прототип).

771461

Редактор Т. Орловская

Заказ 6679/5 I

Составитель В. Никаноров

Техред К. Шуфрич Корректор Ю. Макаренко

Тираж 801 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам бесконтактного измерения в динамическом режиме смещения проводящего тела по отношению к емкостному датчику, образованному двумя параллельными перекрывающимися проводящими пластинами, электрически изолированными одна от другой, на которые подается высокочастотный сигнал заданного напряжения, а емкостный датчик подключен к прибору для измерения величины тока
Наверх