Устройство для управления спускоподъемными операциями на буровых установках

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Рклублик

ps)-791953 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву

Р1)М. К,. (22) Заявлено 28.03.78 (21) 2596425/22-03 с присоедмнением эаявкм No (23) Приоритет

Опубликовано 361280, Бюллетень ЙВ 48

Е 21 В 44/00

Государственный коинтст

СССР яо давая нзобретеннй н открытнй (53) УДК 822. 24.

;053 (088. 8) Дата опубликования описания 30. 12. 80 (72) Авторы изобретения

A. P. Вансович и И. Н. Сулханишвили (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО -ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

СПУСКО-ПОДЬЕМНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

HA БУРОВЫХ УСТАНОВКАХ

Устройство предназначено для управления спуско-подъемными операциями на буровых установках, где установлен в качестве вспомогательного электромагнитный порошковый тормоз.

Известны различные схемы ручногои полуавтоматического управления этими тормозами. В первых управление осуществляется по схеме импульсного регулирования тока возбуждения от кнопки с регулируемой уставкой -максимального тока. В другой схеме регулирование тока возбуждения электромагнитного порошкового тормоза осуществляется вручную с помощью регулировочного реостата. Магнитный усилйтель, включенный в выпрямительный блок и управляемый от тахогенератора, обеспечивает автоматический режим

Поддержания заданной скорости спуска инструмента {1).

Иэ известных устройств для управле ния спуско-подъемными операциями на буровых установках наиболее близким 2 к предлагаемому является устройство управления электромагнитных порошковым тормозом с тнристорным регуля» тором тока возбуждения {21. В этом устройстве также применена обратная связь по скорости спуска инструмента.

Недостатком этого и других устройств-является большое количество

5 органов оперативного управления торMoaoM. Ha пульте бурильщика устанавливается командо-аппарат, которым осуществляются- переключейия в схеме, ,переключатель выбора скорости и рео, 10 стат плавной регулировки тока вбэбуждения тормоза. Наличие этих,ор-ганов оперативного управления электромагнитным тормозом затрудняет работу бурильщнка и создает предпосылки

15 цля ошибочных операций, в результате которых возможнО эаклннивание электромагнитного тормоза. При раздельном управлении {осйовным:ленточным и электромагнитным порошковым

2п тормозами недоиспользуется большая теплорассеивающая способность электромагнитного порошкового тормоза, а перегрузка летночного тормоза при-,,водит к преждевременному износу тор5 мозных колодок °

Целью изобретения является повышение производительности спуско-подьeMHam операций.

Поставленная цель достигается тем, 0 что в устройство для управления спус3

791953 ко-подъемными операциями, содержащее блок управления, включающий блок задания скорости спуска инструмента и регулятор тока возбуждения электромагнитного тормоза, обмотку возбуж"дения электромагнитного тормоза и тахогенератор обратной связи по скорости, вводится. дополнительно коммутирующий блок, блок контроля положения клинового захвата, блок контроля шиннопневматических муфт, блок контроля положения привода ленточного тормоза и сигнализатор состояния буровых насосов, причем один из выходов сигнализатора состояния буровых наcocos подключен к входу регулятора тока возбуждения электромагнитного 5 тормоза, а другой выход — к одному из входов блока задания скорости спуска инструмента, два других входа которого подключены соответственно к выходу тахогенератора обратной 26 связи по скорости и к выходу блока контроля положения привода ленточного тормоза, при этом один иэ входов коммутирующего. блока подключен к блоку контроля шигнопневматических 25 муфт, другой вход - к блоку контроля положения клинового захвата, а выход коммутирующего блока подключен к входу блока управления, выход которого подключен к обмотке возбуждения электромагнитного тормоза.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства для управления спуско-подъемными операциями на буровых установках.

Устройство содержит тиристорный

35 блок управления 1 электромагнитным порошковым .тормозом с блоком 2 задания скорости спуска инструмента с тахогенератором 3 обратной связи по скорости спуска инструмента и регуля- 40 тором 4 тока возбуждения электромагнитного порошкового тормоза 5. Допол-, нительно устанавливается коммутирующий блок б, блок 7 контроля положения клинового захвата 8 и блок 9 кон- gg

TpoJIR шиннопневматических муфт 10 привода лебедки 11. При этом один из входов коммутирующего блока б подключен к выходу блока 9 контроля шиннопневматических муфт, а другой вход - 50 к блоку 7 контреля положения клинового захвата, Выход коммутирующего блока б подключен к блоку управления

1. На один из входов блока 2 заданий скорости спуска инструмента подается сновал с тахогенератора 3 обратной связи по скорости, на другой — с блока 12 контроля положения привода 13 ленточного тормоза 14. 6 приводе буровых насосов или в системе циркуляции бурового раствора установлен сиг- 49 нализатор 15 состояния буровых .насосов, выход которого подключен к третьему входу блока 2 задания скорости спуска .инструмента. Другой выход сигналиэатора 15 состояния буровых .65 насосов подключен к входу регулятора тока возбуждения в обмотке 16 электромагнитного порошкового тормоза 5.

Работа устройства происходит следующим образом.

В процессе спуска инструмента электромагнитный тормоз.5 работает в одном из режимов — Торможение или Размагничивание . Последний режим используется при спуске и подъеме порожнего элеватора. Переключения в схеме, необходимые для перевода тормоза в один из указанных режимов, производятся коммутирующим блоком б, ко» торый управляется сигналами с блоков

7 контроля положения клинового захвата и блока 9 контроля шиннопневматических муфт привода лебедки 11.

Торможение включается только в том случае, если клиновой захват 8 поднят, а шиннопневматическая муфта 10 привода лебедки 11 отключена. Во время спуска инструмента действует обратная связь по скорости от тахогенератора 3, которая поддерживает автоматически заданную скорость спуска. Сигналы с блока 12 контроля положения привода 13 ленточного тормоза

14, гоступающие в блок 2 задания скорЬсти, обеспечивают изменения уставкн.заданной скорости спуска в зависимости от положения привода 13.

Датчики положения (например, конечные выключатели) установлены в блоке .

12 так, чтобы при полностью откинутойрукоятке привода 13 срабатывал датчик, включающий максимальную скорость спуска. При перемещении рукоятки привода 13 вниз поочередно срабатывают другие датчики блока 12 и уменьшается уставка заданной скорости спуска.

В начале касания тормозных лент с тормозными шкивами включается минимально возможная уставка скорости.

При включении привода лебедки на подьем одновременно с. включением шиннопневматических муфт 10 сигнал с блока

9, поступающий на коммутирующий блок б, переводит тормоз на работу в режим Размагничивание . При этом остаточный момент тормоза минимален.

При переходе от спуско-подъемных опе« раций к бурению в момент включения буровых насосов сигнализатор 15 замыкает цепь регулятора 4 тока возбуждения тормоза, и ток достигает установленной заранее величины в соответствии с весом инструмента. Ио мере увеличения веса производится плавная регулировка тока возбуждения в обмотке lб регулятором 4. После отключения буровых насосов сигналнэатор 15 разрывает цепь регулятора 4, благодаря чему отпадает необходимость выводить реостат регулятора 4 тока в нулевое положение и обратно .при переходе от бурения к спуску. Другой сигнал (контакт) .сигнализатора 15 вводится в цепь блока 2 задания скорости спус791953 ка так,что при включенных буровых насосах включается минимально возможная скорость спуска. Эта обратная связь по скорости. спуска, действующая при бурении и работе электромагнитного порошкового тормоза в качестве регулятора подачи долота, повышает точность поддержания нагрузки на долото.

Применение предлагаемого устройства управления спуско-подъемными опера-10 циями повышает производительность труда. Уменьшение числа органов управления приводит к уменьшению числа выполняемых оператором переключений и к сокращению времени цикла спуска од- 4Я . иой свечи. Автоматизация процесса управления исключает возможность ошибочных операций, что повышает надежность и долговечность тормоза при соответствующем сокращении ремонтных расходов. Перераспределение нагрузки между основным ленточным и вспомогательным электромагнитным тормозами при более полном использовании воэможностей электромагнитного тормоза приводит к уменьшению величины усилий, которые должен прилагать бурильщик к рукоятке ленточного тормоза, и значительно облегчает условия его труда.

ФОрмула изобретения

Устройство для управления спускоподъемными операциями на буровых уста-35 иовках, содержащее блок управления, включающий блок задания скорости спуска инструмента и регулятор тока возбуждения электромагнитного тормоза, обмотку возбуждения электромагнитного тормоза и тахогенератор обратной связи по скорости, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения производительности спуско-подъемных операций, оно снабжено коммутирующим блоком, блоком контроля шиннопневматических муфт, блоком контроля положения клинового захвата,, блоком контро ля положения привода ленточного тормоза и сигнализатором состояния буровых насосов, причем один из выходов сигнализатора состояния буровых насосов подключен к входу регулятора тока возбуждения электромагнитного тормоза, а другой выход — к одному из входов блока задания скорости спуска инструмента, два других входа которого подключены соответственно к выходу тахогенератора обратной связи по скорости и к выходу блока контроля положения привода ленточного тормоза, при этом один из входов коммутирующего блока подключен к выходу блока контроля шиннопневматических муфт, другой вход — к блоку контроля положения клинового захвата, а выход коммутирующего блока подключен к входу блока управления, выход которого подключен к обмотке возбуждения электромагнитного тормоза.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кощеев A. A. и др. Справочник электромонтера буровых установок °

М., Недра, 1974.

2, Машины и нефтяное оборудова. ние, В 9, М., 1976.

791953

Составитель Г. Данилова

Редактор Д. Павлова Техред Н,Вабурка

Корректор С. Щомак

Подписное филиал gOII Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Закаэ.9435/34 Тираж 626

ВНИИПИ Государстаенного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5

«4 eew» аа Ю

Устройство для управления спускоподъемными операциями на буровых установках Устройство для управления спускоподъемными операциями на буровых установках Устройство для управления спускоподъемными операциями на буровых установках Устройство для управления спускоподъемными операциями на буровых установках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике и технологии бурения скважин, в частности к забойным устройства, предназначенным для создания осевой нагрузки на долото

Изобретение относится к вращательным способам бурения, в частности к бурению скважин с гидравлическими забойными двигателями

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к гидросистемам буровых станков, в том числе и применяемых в строительстве для сооружения буронабивных свай

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к области эксплуатации и подземного ремонта нефтяных скважин и предназначено для спуска и подъема непрерывных стальных труб

Изобретение относится к области бурения скважин и представляет скважинный инструмент для приложения осевой нагрузки к удлиненному телу, расположенному в стволе буровой скважины, образованной в подземной формации, содержит по меньшей мере одно установленное с возможностью вращения тело, снабженное множеством валиков, способных радиально перемещаться к стенке ствола буровой скважины при выбранном контактном усилии между валиком и стенкой ствола буровой скважины

Изобретение относится к области эксплуатации и подземного ремонта нефтяных скважин с применением непрерывных стальных труб и штанг

Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области бурения скважин, а именно к устройствам для регулирования осевой нагрузки на буровой инструмент в процессе бурения
Наверх