Устройство автоматическогообеспечения безопасной дистан-ции между движущимися транспорт-ными средствами

 

мтерс-.афре ффффбефбуфеффдф(чИВЕьЕЛ1, Л бЬибв М >

94575

1Щ7

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.11.76 (21) 2419488/18-09 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 (51) М. Кл.

G 01 3 15/08

В 60 К 31/00

Государственный комитет

СССР (53) УДК 656.052.44 (088.8) по лелем изобретений н открытий (72) Автор изобретения

С. Н. Абрамов

Московский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОЙ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ ДВИЖУЩИМИСЯ

ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Изобретение относится к технике безопасности дорожного движения и предназначается для применения на транспортных средствах.

Известно устройство обеспечения безопасности и защиты автомобиля, содержащее блоки определения расстояния и скорости сближения автомобиля с впереди или сзади идущим транспортом, датчик состояния дорожного полотна, датчик собст- 10 венной скорости, вычислительный блок, определяющий на основе анализа сигналов всех датчиков безопасную дистанцию между автомобилями, систему привода и панель индикаторов (1). 15

Известно также устройство для предотвращения столкновения движущихся объектов, которое является наиболее близким по технической сущности к данному изобре- 9о тению, содержащее блок определения расстояния между объектами, состоящий из излучателя колебаний, приемника ответных сигналов, усилителя и дискриминатора, блок определения безопасной дистанции с датчиком скорости, блок сравнения, один из входов которого соединен с выходом блока определения безопасной дистанции, другой — с выходом блока определения расстояния между объектами, а выход— с исполнительным механизмом снижения скорости объекта (2).

Недостаток этих устройств состоит в том, что в их схемах определения безопасной дистанции до объекта не предусмотрен учет эксплуатационно-тормозной динамичности впереди идущего транспортного средства. В результате область применения этих устройств ограничивается необходимостью завышения безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства на случай взаимодействия с транспортным средством, обладающим более динамичными тормозными свойствами. В связи с этим завышение безопасной дистанции, автоматически обеспечиваемой устройствами, при условиях, когда в нем нет необходимости, ведет к занижению плотности транспортных потоков по отношению к плотности, реально обеспечивающей безопасность движущихся транспортных средств, что обусловливает снижение пропускной способности дорог.

Целью настоящего изобретения является сокращение безопасной дистанции между движущимися транспортными средствами и повышение плотности транспортных потоков.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство автоматического обеспечения

794575

Ss=À Юв>

Sc=F (Kc> Vc> Мс (p> I) > безопасной дистанции между движущимися транспортными средствами, содержащее блок определения дистанции между собственным и впереди идущим транспортными средствами, блок определения тормозного пути собственного транспортного средства, выходы которых подключены ко входам блока вычисления безопасной дистанции, выход которого соединен со входом исполнительного устройства, введены передатчик для передачи информации о тормозном пути собственного транспортного средства идущему сзади транспортному средству, вход которого соединен с выходом блока определения тормозного пути собственного транспортного средства, приемник для приема информации о тормозном пути впереди идущего транспортного средства, корректирующий блок, ко входам которого подключены выходы приемника и блока определения тормозного пути собственного транспортного средства, а выход корректирующего блока соединен с третьим входом блока вычисления безопасной дистанции.,. На фиг. 1 изображена схема динамического взаимодействия впереди идущего транспортного средства (В) и собственного (С). На фиг. 2 изображена- блок-схема устройства для - обеспечения безопасной дистанции между движущимися транспортными средствами.

Передатчик 1, со входом которого соединен выход блока 2 определения тормозного пути, передает информацию о тормозном пути собственного транспортного средства

С идущему сзади транспортному средству.

Приемник 3, выход которого соединен со входом корректирующего блока 4, принимает информацию от впереди идущего транспортного средства В о его тормозном пути. Блок 5 определения дистанции между собственным и впереди идущим транспортными средствами содержит приемо-передающее устройство для индикации впереди идущего транспортного средства и для определения дистанции до него. Выходная характеристика блока 5 Lac является одной из входных характеристик блока б вычисления безопасной дистанции. Блок 2 определения тормозного пути собственного транспортного средства С включает в себя систему датчиков, определяющих эксплуатационно-динамическую характеристику .тормозной системы транспортного средства . (Kc), скорость движения транспортного средства (V ), массу транспортного сред.ства с грузом (М,), состояние дорожного полотна (р), планиметрическую характеристику дорожного полотна (I) и преобразователь комплекса характеристик в величину потенциального тормозного пути в текущих условиях движения:

З0

60 которая является его выходной характеристикой и одной из входных характеристик корректирующего блока 4 и входной характеристикой передатчика 1 для передачи информации о тормозном пути собственного транспортного средства С идущему сзади транспортному средству.

Блок 2 определения тормозного пути собственного транспортного средства С имеет выходную характеристику V„ которая является второй входной характеристикой блока б вычисления безопасной дистанции.

Приемник 3 принимает информацию о тормозном пути впереди идущего транспортного средства В, например, в виде электромагнитного сигнала определенной частоты о„ пропорциональной величине тормозного пути передающего транспортного средства; при этом он имеет выходную характеристику: где А — коэффициент пропорциональности, постоянный для приемника и передатчика каждого транспортного средства, которая является одной из входных характеристик корректирующего блока 4. Выход корректирующего блока 4 характеризуется разностью тормозного пути собственного транспортного средства S, и впереди идущего S,: s=Sc в> которая является третьей входной характеристикой блока 6 вычисления безопасной дистанции. В блоке 6 вычисляется безопасная дистанция:

1- = Vc (ап+ 1о+ бв> где 1а — время от момента поступления сигнала на приемник 3 до момента срабатывания тормозной системы транспортного средства (аппаратурная константа);

1,— минимальная допустимая дистанция между движущимися транспортными средствами (аппаратурная константа).

Большая из величин I или Vc 1ап+1с сравнивается с дистанцией Lac. Результат сравнения является выходной характеристикой блока б и входной характеристикой исполнительного устройства 7. При этом, если Lac>Vc "ап+1о при As<0, или Lac>L при бв>0, исполнительное устройство 7 выдает сигнал о наличии резерва безопасной дистанции; если Lac0, то исполнительное устройство осуществляет замедление собственного транспортного средства с интенсивностью, пропорциональной величине дефицита безопасной дистанции, в результате которого дистанция до впереди идущего транспортного средства увеличивается до безопасной, 794575

Работает устройство следующим образом. При дистанции между собственным транспортным средством и впереди идущим, превышающей большую из величин 1 или

V t +lc, водитель собственного транспортного средства получает сигнал от исполнительного устройства 7 о наличии резерва безопасной дистанции, т. е. о возможном поддержании или сокращении дистанции до впереди идущего транспортного средст- 1О ва. При сокращении дистанции до впереди идущего транспортного средства до величины, менее допустимой, т. е. менее большей из величин 1. или Vc t»+lo, исполнительное устройство 7 вводит в действие тормоз- 15 ную систему собственного транспортного средства, в результате чего увеличивается дистанция до впереди идущего транспортного средства с интенсивностью, пропорциональной разности L 1вс при 6,)0 или 20 (Vc 1ап+10) L c при оз(0.

Время от момента поступления сигнала на приемник 3 до момента срабатывания тормозной системы транспортного средства учитывается в виде аппаратурной констан- 25 ты t». В результате при 6,(0 устройство не позволяет сократить дистанцию между движущимися транспортными средствами до величины, менее необходимой и достаточной для достижения полного эффекта 30 торможения, с учетом дополнительной минимально допустимой дистанции между движущимися транспортными средствами (Vc 1»+1 ). Снижение скорости движения собственного транспортного средства. про- 35 изводится до тех пор, пока дистанция до впереди идущего транспортного средства

l вс не достигнет безопасной величины.

Использование данного устройства позволит исключить основную причину до- 40 рожно-транспортных происшествий, связанных с несоблюдением дистанции. Кроме того, за счет сокращения суммарного времени срабатывания тормозной системы и времени реакции водителя, определяемого 45 переходом от времени реакции и срабатывания ко времени прохождения, например, электромагнитного сигнала от приемника до исполнительного устройства, сокращается, при прочих равных условиях, расстоя- 5О ние безопасного взаимодействия между транспортными средствами, т. е. создаются резервы увеличения плотности транспортных потоков на дорогах; тем самым увеличивается их пропускная способность.

Данное устройство позволяет упростить процесс управления транспортным средством в напряженной обстановке оживленной транспортной магистрали благодаря освобождению водителя от функций оценки и сохранения безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства.

Формула изобретения

Устройство автоматического обеспечения безопасной дистанции между движущимися транспортными средствами, содержащее блок определения дистанции между собственным и впереди идущим транспортными средствами, блок определения тормозного пути собственного транспортного средства, выходы которых подключены ко входам блока вычисления безопасной дистанции, выход которого соединен со входом исполнительного устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью сокращения безопасной дистанции и повышения плотности транспортных потоков, оно дополнительно содержит передатчик для передачи информации о тормозном пути собственного транспортного средства идущему сзади транспортному средству, ко входу которого подключен выход блока определения тормозного пути собственного транспортного средства, приемник для приема информации о тормозном пути впереди идущего транспортного средства, корректирующий блок, ко входам которого подключены выходы приемника и блока определения тормозного пути собственного транспортного средства, а выход корректирующего блока соединен с третьим входом блока вычисления безопасной дистанции.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М 3898652, кл. 180-98, опублик. 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Мю 457054, кл. G 01 S 9/68, 1975 (прототип).

Наприопзкие с- ижепал

Составитель И. Алексеев

Редактор Б. Федотов Техред А. Камышникова Корректор А. Галахова

Заказ 35/14 Изд. № 136 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

ТипограФия, пр. Сапунова, 2

Устройство автоматическогообеспечения безопасной дистан-ции между движущимися транспорт-ными средствами Устройство автоматическогообеспечения безопасной дистан-ции между движущимися транспорт-ными средствами Устройство автоматическогообеспечения безопасной дистан-ции между движущимися транспорт-ными средствами Устройство автоматическогообеспечения безопасной дистан-ции между движущимися транспорт-ными средствами 

 

Похожие патенты:

Эхолот // 284869

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для обнаружения различного рода изменений в ограниченном объеме, преимущественно при разработке систем охранной сигнализации, а также систем противопожарной сигнализации

Изобретение относится к устройству для измерения расстояния с помощью ультразвука

Изобретение относится к гидроакустике и технической акустике и может быть использовано при обнаружении шумящих объектов

Изобретение относится к технике контроля и может быть использовано для контроля скорости движущихся узлов и поверхностей технических агрегатов и технологического оборудования

Изобретение относится к области создания средств и способов освоения Мирового океана, а более конкретно к способам обнаружения гидроакустических сигналов, излучаемых подводными объектами

Эхолот // 2123191
Изобретение относится к гидроакустическим приборам, предназначенным для измерения глубины, и может быть использовано при создании портативных устройств

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для создания локальных региональных и глобальных акустических систем долговременного контроля вдоль трасс распространения звука таких параметров морской среды, как средняя температура вод и ее изменчивость, проекции на трассу скорости течения, наличия на трассе гидрофизических неоднородностей, льда, движения рыбных скоплений, прохождения судов и т.п

Изобретение относится к области метрологии, в частности к средствах измерения расстояний и формы объектов
Наверх