Многослойная обмотка якоря торцовойэлектрической машины постоянноготока

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

<>797007 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 26. 03. 79 (21) 2741067/24-07 (51)М. Кл 3 с присоединением заявки Йо

Н 02 К 23/32

Государственный комитет

СССР но дмаи изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150131. Ьюллетень Н9 2

Дата опубликования описания 17.0181 (53) YI4K621. 313..322 (088.8) (72) Авторы изобретения

С. Н. Ковалев, A. В. Корицкий и В. Л. Лотоцкий (71) Заявитель

Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (54) МНОГОСЛОЙНАЯ ОБМОТКА ЯКОРЯ ТОРЦОВОЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к конструкций многослойной обмотки якоря торцовой электрической машины постоянного тока.

Известны многослойные обмотки якорей торцовых электродвигателей постоянного тока, у которых с целью получения большого числа проводников существенно увеличено число слоев (1 ).

Недостатком таких обмоток является большая сложность их изготовления.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому 15 эффекту является конструкция якоря торцового электродвигателя постоянного тока, содержащего плоскую многослойную печатную обмотку с 2р полюсами, выполненную иэ и двусторон- 20 них волновых печатных обмоток, смещенных попеременно друг относительно друга на угол 360О rap, и торцовый коллектор, в котором начало и конец каждой из двусторонних обмоток, раз- 25 мещенных в соседних слоях, соединены проводящими стержнями между собой и с пластинами коллектора, выполненного в виде плоской двусторонней печатной обмотки с общим числом пластин 39

2 на одной стороне, равным ри, из ко. торых а пластин соединены короткозамкнутыми проводниками волнового типа, образуя р равных групп (2).

Недостаток этой конструкции обусловлен тем, что неизбежное возрастание суммарного немагнитного зазора торцовой машины при большом числе двусторонних обмоток (m 3) вызывает увеличение тангенциальной составляющей магнитной индукции в области немагнитного зазора вблизи полюсов, обусловленное магнитным потоком рассеяния между торцовыми гранями полюсов, примыкающими к рабочему зазору. Вследствие указанного явления значения ЭДС, наводимой в слоях обмотки, расположенных вблизи воздушного зазора, больше, чем в слоях обмотки, размещенных вблизи магнитопровода.

Значение ЭДС отдельных двусторонних обмоток (секций ) убывает в направлении от воздушного зазора к магнитопроводу от слоя к слою практически линейно, причем разница между значениями ЭДС первой (от воздушного зазора) и последней иэ двусторонних обмоток составляет примерно 24% (при

6). При соединении двусторонних обмоток последовательнс> по слоям в

797007 рабочем режиме торцовой электрической машины возникает значительная потенциальная неуравновешенность параллельных ветвей обмотки (до 20%), что приводит к появлению уравнительной ЭДС и значительного уравнитель,ного тока. Уравнительный процесс вызывает снижение ЭДС якоря и увеличение электрических потерь в меди обмотки, т,е. ухудшает энергетические показатели электрической машины.

Цель изобретения — улучшение энергетических характеристик торцовой электрической машины постоянного тока.

Поставленная цель достигается тем, что в многослойной обмотке якоря торцовой электрической машины постоянного тока с 2р полюсами, содержащей и двусторонних волновых печатных обмоток, смещенных друг относительно друга, две двусторонние печатные обмотки, размещенные в соседних слоях в центре многослойного пакета обмоток, электрически соединены между собой, а остальные двусторонние обмотки, размещенные в соседних слоях, включены в цепь обмотки якоря через одну.

На фиг. 1 показаны схемы размещения двусторонних обмоток по слоям пакета, на фиг, 2 — векторные диаграммы ЭДС двусторонних обмоток. На фиг. 1а показана схема шестисекционной обмотки (М =- 6). Цифрами указан номер слоя (например, считая от воздушного зазора), в котором размещена соответствующая двусторонняя обмотка-секция. На фиг. 1б и 1в показаны возможные варианты расположения секций по слоям при нечетном (в данном случае И = 7 ) числе секций. При любом другом числе секций двусторонние обмотки размещаются по слоям аналогично. На фиг. 2а показан многоугольник первых гармонических составляющих ЭДС шестисекционной обмотки, в которой все секции соседних слоев соединены последовательно. Римскими цифрами обозначены векторы первых гармоник ЭДС секций, расположенных в соответствующих слоях. Штриховой линией показан вектор уравнительно

ЭДС (обозначен индексом "У" ). На фиг. 2б показан многоугольник ЭДС обмотки предлагаемой конструкции.

Сборка многослойного пакета обмотки предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом.

Каждая последующая обмотка-секция, начиная со второй (первой условно принята обмотка, примыкающая к воздушному зазору);, сдвигается по окружности относительно предыдущей на угол 2 .х 360 /ep, например по часовой стрелке, и так до обмотки с условным номером N/2 (в случае, если И - четное или (vh и 1) /2 (если ь| — нечетное) включительно. Следующая обмотка сдвигается на угол 360 /щр по часовой стрелке, если она имеет номер (vn/(2+1) ) или ((щ-1)/ (2+1) ), или против часовой стрелки, если она имеет номер((щ+1)/(2+1)) . Все остальные обмотки сдвигаются в обратном направле;нии (против часовой стрелки) после довательно друг относительно друга по слоям на угол 2 х 360 mp. Соединение обмоток между собой и с пластинами коллектора произведено, например, с помощью проводящих стержней, Предлагаемая конструкция многослойной обмотки якоря машины постоянного тока обеспечивает в рабочем режиме минимальную разность ЭДС параллельных ветвей обмотки и позволяет на 7-10% снизить электрические потери в проводниках за счет резкого уменьшения уравнительного тока.

Формула изобретения

Многослойная обмотка якоря торцо- . вой электрической машины постоянного тока с 2р полюсами, содержащая m двусторонних волновых печатных обмоток, смещенных друг относительно друга, отличающаяся тем, что, с целью улучшения энергетических характеристик, две двусторонние обмотки, размещенные в соседних слоях в центре многослойного пакета обмоток, электрически соединены между собой, а остальные двусторонние обмотки, размещенные в соседних слоях, включены в цепь обмотки якоря через одну.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 9 3231774, кл. 310268, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 645237, кл. Н 02 К 23/32, 1979.

797007

Составитель С. Шутова

Ре акто Т. Веселова Тех едA.Бабине Ко ректорН. Стец

Заказ 9794/75 Тираж 741 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Раушская наб., д. 4 5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многослойная обмотка якоря торцовойэлектрической машины постоянноготока Многослойная обмотка якоря торцовойэлектрической машины постоянноготока Многослойная обмотка якоря торцовойэлектрической машины постоянноготока Многослойная обмотка якоря торцовойэлектрической машины постоянноготока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к коллекторным двигателям постоянного тока, и может быть использовано в составе электроприводов постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве электрических двигателей и генераторов постоянного тока любой мощности с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением

Изобретение относится к области электротехники и касается конструктивного исполнения однофазных коллекторных электрических двигателей с последовательным возбуждением и универсальных коллекторных двигателей и может быть использовано в устройствах автоматики, в бытовой технике и в качестве силовых тяговых электрических двигателей

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения коллекторных электрических машин постоянного тока с независимым возбуждением от постоянных магнитов и может быть использовано в качестве силовых микродвигателей в автоматических устройствах тахогенераторов, а также в качестве силовых электрических двигателей и генераторов постоянного тока мощностью до нескольких киловатт во всех отраслях экономики
Наверх