Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки

Авторы патента:

B64C29B64C13/04 -

 

Става Соеетскнн

Сттцнвттнетнчесннк

Ресттублнн (ii>799636 . (6т) Дополнительный к патенту (51) М. Кл, (92) ЗаявлЕно 19.08. 74 (2l) 2058068/40-23 (23) Приоритет — (32) В 64 С 29/00

В. 64 С IЭ/04

Государственный комнтат

СССР яс делам нзебретеннй н атнрытнй

Опубликовано 23. 01. 8 l,бтоллетень № 3 (53) УДК629. 735. . 33:629. 7 ° .062.2{088.8) Дата опубликования описания 25.01.8) Иностранец

Джон П. Фоснесе (72) Автор изобретения (СИА) Иностранная фирма

"Роквелл Интернэшнл Корпорейшен™ (71) Заявитель

{ СИ1Л/ (54) CHCTFМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЬМ АППАРАТОМ

ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ

Изобретение относится к авиационной технике, в астности к летательным аппаратам вертикального вэлета и посадки и системам управления этими летательными аппаратами.

Иэ ве стен самолет вертикального взлета и посадки, крылья которого оборудованы эжектором, выполненным в виде продольного по размаху крыла проема, закрытого по нижней поверхности крыла откидными створками.

Вдоль проема <переди и сзади него выполнены щелевые сопла, в которые подаются выхлопные газы турбореактивных двигателей.

На режиме вертикального взлета газ,выходящий иэ щелевых сопел, засасывает окружающий воздух и образует вертикальный поток, создающий подъемную силу.

Управление положением самолета осуществляется традиционными органами управления — рулями, элеронами

Известен также самолет вертикального взлета и посадки, выполненный по схеме "утка", у которого на крыле выполнен эжектор в виде двух после-. довательно установленных вдоль хорды

5 закрылков, Закрылки выполнены пово- ротными вниз примерно на 90 . Один о из закрылков представляет собой поворотную хвостовую часть крыла.

Закрылки в головной части выполнеl0 ны полыми и имеют щели для выдува выхлопных газов на их внутреннюю поверхность, обращенную друг к другу при отклоненном вниз положении.

На режиме вертикального взлета газ, выходящий иэ щелей, засасывает окружающий воздух и образует верти-. кальный поток,создающий подъемную силуУправленйе положением самолета осуществляется отклонением обоих20 закрылков, а при убранном переднем закрылке задний закрылок может отклоняться вверх-вниз на небольшой угол для управления самолетом в горизонтальном полете 2 .

И 799636

3

Однако использование традиционных органов управления не обеспечивает достаточной управляемости на режимах вертикального взлета и переходных режимах.

Целью изобретения является улучшение управляемости летательным аппаратом при вертикальном взлете, на переходных режимах и в горизонтальном полете. 1О

Указанная цель достигается тем, что каждый закрылок соединен с силовым приводом, а органы управления содержат вторую ручку управления, шарнирно закрепленную к фюзеляж !5 с воэможностью поворота относительно оси, расположенной параллельно поперечной оси летательного аппарата,и относительно продольной оси ручки, а в проводке управления от этой ручки установлен рычажный .суммирующий механизм, выполненный в виде двуплечей качалки, на одном конце которой относительно ее опорного шарнира установлена трехплечая качалка, а другой конец соединен с поворотным относительно поперечной оси концом ручки управления, причем соосно опорному шарниру двуплечей качалки установлена качалка, соединенная тягами с концом ручки управления, поворотным относительно продольной оси ручки, и с средним плечом трехплечей качалки, крайние плечи которой соединены проводкой управления: одно с силовыми приводами поворота передних закрылков, а другое с силовыми приводами поворота задних закрылков.

На фиг.l изображен вертикально взлетающий летательный аппарат а закрыл-4о ками,отклоненными в положение верти кального взлета; на фиг. 2-схема подачи газа от силовой установки к эжекторам крйльев и оперения, вид в плане; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 - то же, что и на фиг.3 в положении закрылков для вертикального взлета; на фиг.5 — то же, что и на фиг.3, на переходных режимах полета; на фиг,б — то же, что и на фиг.3, в горизонтальном полете „на фиг. 7график примерного изменения подъемной силы при вертикальном взлете в зависимости от угла отклонения закрылков, на фиг.8 — график примерного диапазона воздушной скорости по режимам полета от вертикального взлета-до горизонтального полета на фиг,9 — схема проводки ручного управления при вертикальном взлете и на переходных режимах в нейтральном положении на фиг. 10 — то же, что и на фиг.9, в положении правого крена; на фиг.ll — схема проводки ножного управления по курсу при .вертикальном взлете и на переходных режимах в нейтральном положении; на фиг.12 — то же, что и на фиг.11, в положении правого разворота; на фиг.13 — схема проводки ручного управления по тангажу при вертикальном взлете и на переходных режимах в нейтральном положении; на фиг.l4то же, что и на фиг.!3, в положении пикирования! на фиг.15 — схема проводки управления открытием закрылков эжекторов в положении закрылков "Убрано, горизонтальный полет; на фиг.lб — то же, что и на фиг.15, в положении закрылков "Открыто", вертикальный взлет, на фиг.!7 — то же, что и на фиг.lб, при изменении величины вертикальной тяги; на фиг.18 — схема ручного управления в горизонтальном полете; на фиг.19 — то же, что и на фиг.18, в положении правого крена; на фиг.20 — то же, что и на фиг,18, в положении пикирования, Летательный аппарат вертикального взлета и посадки включает в себя фхтр эеляж 1, в носовой части которого расположена кабина 2 пилотов и воздухоэаборники 3. Двигатель 4 расположен внутри фюзеляжа. Летательный аппарат выполнен по схеме "утка", крылья 5 и 6 расположены в хвостовой части фюзеляжа. На крыльях установлены кили

7 и 8 с рулями 9 и 10 направ™ения, Стабилизаторы 11 и 12 расположены в носовой части фюзеляжа. На крыльях.

5 6 и стабилизаторах 11,12 выполнены эжекторы 13,14,15,16 соответственно.

Эжектор 14 крыла 6 состоит иэ переднего закрылка 17, заднего закрылка 18 с отклоняемой передней частью

19 и щитка 20, в которых выполнены щелевые сопла 21,22 и 23 соответственно.

Эжектор 13 крыла 5 устроен аналогично и включает закрылки 24,25 и щиток 26.

Эжектор 15 стабилизатора 11 состоит из переднего закрылка 27, заднего закрылка 28 с отклоняемой передней частью 29 и щитка 30, в которых выполнены щелевые сопла.

799636

Зжектор 16 стабилизатора 12 устроен аналогично и включает закрылки

31,32 и щиток 33, Все закрылки и щитки закреплены к конструкции с помощью опорных подшипников 34.

Подвод газа от двигателя 4 к щелевым соплам закрылков и щитков осуществляется с помощью коллекторов

35 и 36. В горизонтальном полете газ 1й выбрасывается через сопло 37.

Система ручного управления включает ручку управления 38 и педали

39, соединенные проводкой управления с силовыми приводами 40 поворота закрыл ко в.

Каждый закрылок эжектора крыла и стабилизатора соединен с индивидуальным силовым приводом 40, причем эти приводы обеспечивают поворот закрылков каждого эжектора как в одну сторону, так и в разные друг относительно друга.

Система ручного управления снабже— на второй ручкой управления 41, кото- 2s рая закреплена к фюзеляжу 1 с возможностью поворота относительно оси, попе— перечной продольной оси летательного аппарата, и относительно продольной оси ручки 41 (см.фиг. 17) .

В проводкс управле>п я от ручки

41 установлен рычажный суммирующий механизм, выполненный в виде двуплечей качалки 42, на одном конце которой относитепьно опорного шарнира 43

35 установлена трехплечая качалка 44.

Другой конец качалки 42 соединен с концом ручки 41 поворотным относительно поперечной оси.

Соосно опорному шар п ру 43 установ-4О лена качалка 45, соединенная тягами

46 и 47 с концом ручки 41, поворотным относительно продольной оси ручки, и с средним плечом трехплечей качалки 44. Одно крайнее плечо качал- 45 ки 44 соединено проводкой управления

48 и 49 с силовыми приводами 40 поворота задних закрылков, а другое— проводкой управления 50 и 51 с иловыми приводами 40 поворота передних за- 5р крылков.

Система работает следующим образом.

При вертикальном взлете летательного аппарата закрылки устанавливают- ся ручкой 41 в вертикальное положение (cM.фиг.3,16), В щелевые сопла закрылков и щитков по коллекторам 35 . и 36 подаются выхлопные газы турбореактивного двигателя 4. Выходящий из щелевых сопел газ в эдекторах 1)16 засасывает окружающий воздух и образует вертикальный поток, создающий подъемную силу.

Управление положением летательного аппарата на всех режимах осуществляется перемещением органов управления ручки 38 и педалей 39, а величина вертикальной тяги на режиме вертикального взлета изменяется поворотом ручки 41.

При отклонении органов управления закрылки поворачиваются, при этом одновременный поворот переднего " заднего закрылков эжектора в одну сторону вызывает наклон вектора тяги в сторону поворота закрылков 1см.фиг.

5,8, .

При перемещении переднего и заднего зàкрылков в нротивоположные стороны изменяется тяга эжектора см. фиг, 7 ) при увеличении угла раскрытия тяга увеличивается, при уменьшении угла тяга уменьшается, При дифференциальном отклонении закрыпков на разных эжекторах изменяется балансировка летательного аппарата в пределах, необходимых для выполнения маневра, например пикирования см.фиг,14).

В горизонтальном полете управление летательным аппаратом осуществляется отклонением только задних закрылков 18,25,28,32 на небольшой угол (см.фиг. 18,19,20) .

Формула изобретения

Система управления летательным аппаратом вертикального взлета и посадки, крылья которого имеют эжектор, выполненный в виде двух, последовательно расположенных вдоль хорды IIoBopoTHblx вниз закрылков с щелевым соплом для выдува газа на их обращенную друг к другу поверхность при отклоненном положении, соответствующем вертикальному или переходному режимам полета, причем задний закрылок выполнен в виде отклоняемой вверх-вниз хвостовой части крыла, а органы управления выполнены в виде ручки управления и педалей, соединенных проводкой управления с силовыми приводами поворота закрылков, отличающая с я тем, что, с целью улучшения управляемости при

7996 вертикальном взлете, на переходных режимах и в горизонтальном полете, каждый закрылок соединен с силовым приводом, а органы управления содержат вторую ручку управления, шарнирно закрепленную к фюзеляжу с возмож1 ностью поворота относительно оси, расположенной параллельно поперечной оси летательного аппарата и относительно продольной ручки оси„ а в проводке управления от этой ручки установлен рычажный суммирующий механизм, выполненный в виде двуплечей качалки, на. одном конце которой относительно опорного шарнира установлена трехплечая качалка, а другой конец соединен с поворотным относительно поперечной оси концом

36 8 ручки управления, причем соосно опорному шарниру двуплечей качалки уста> новлена качалка, соединенная тягами с концом ручки управления, поворотным относительно йродольной оси ручки, и с средним плечом трехпленей качалки, крайние плечи которой

Ф соединены проводкой управления: од-! но с силовыми приводами поворота передних закрылков, а другое с силовыми приводами поворота задних закрылков.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Ф 3.664.611, кл. 244-32, 1972.

2. Патент СССР И 541426, кл. В 64 С 21/02, 1973 (прототип) 799636 (o

17

Составитель А. Розенфельд

Редактор Л. Веселовская Техред М.Голинка Корректор Н. Стец

Заказ 7299 Тираж 474 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки Система управления летательнымаппаратом вертикального взлетаи посадки 

 

Похожие патенты:
Наверх