Самописец профилографа

 

Союз Советских

Социалистических .

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТВЛЬСТВУ о>800636 (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 21. 03. 79 (21) 2739652/18-10 (зцм. к.з с присоединением заявки Но

G 01 С 7/04»

G 01 D 9/00

Государственный комитет

СССР ао делам изобретений и открытий (23) Приоритет !

Опубликовано 30.01.81. Бюллетень Н9 4

Дата опубликования описания; 3001.81 (53) УДК 53.087.6 (088. 8) (72) Авторы изобретения .

П.A. Гончаров, Ю.П. Гончаров и Т.Ю. Гончарова

Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой Октябрьской .социалистической революции (71) Заявитель (54) САМОПИСЕЦ ПРОФИЛОГРАФА

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для записи профиля местности при изысканиях и обследованиях дорог, каналов и других линейных сооружений.

Известен самописец, содержащий планшет с носителем, бесконечную ленту, на которой закреплены пишущие элементы с интервалом, равным ширине носителя, и которая кинематически связана с приводом (11.

Однако устройство не может вычерчивать стандартный профиль с зафиксированными точками вертикальных отметок и не позволяет устанавливать регистрирующий орган в любую исходную точку планшета.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае мому результату является самописец профилографа, содержащий корпус с направляющими, на которых устанЬвлена каретка с подвижным держателем пишущего элемента, соединенным с разъемной гайкой, установленной на винтовом валу, связанном с приводом отработки вертикальных координат, и установленный на каретке отметчик с электромагнитом (2). однако и это .устройство не дозволяет проводить скоростную запись профиля в автоматическом режиме.

Цель изобретения — увеличение ско рости записи в автоматическом режиме. указанная цель достигается тем, что предлагаемый самописец снабжен установленным на боковых стенках корпуса упругим элементом с вытяжными кольцами и установленными на каретке подвижной упорной рамкой, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и механизмом уставки автоматического режима, выполненным в виде поворотной головки с указателем режима, соединенной с резьбовой подвеской, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и установленной на поворотной головке кнопки сброса,прикрепленной к самозацепляющимся крючкам, имеющим возможность взаимодействия с вытяжными кольцами упругого элемента.

Такое решение обеспечивает скоростную запись профиля в автоматическом режиме, за счет использоваЗО яия подвижной упорной рамки и меха

800636 низма установки автоматического ре жима.

На фиг. 1 показан самописец,общий вид сбоку; на фиг. 2 — разрез

В-В на фиг.1, с опущенным пишущим элементом; на фиг. 3 — то же, с разомкнутой разъемной гайкой и поднятым пишущим элементом; на фиг.4 разрез С-С на фиг.1; на фиг.5 деталь нижней части корпуса с отверстиями для разъе(иной гайки и пальцев силового ромба разъемной гайки;на фиг. б — разрез Д-Д на фиг.5; на фиг. 7 — детали разъемной гайки; на фиг. 8 — разрез А-A на фиг,4, по оси винта верхней части самописца выше разъемной гайки;на фиг. 9 разрез В-В на фиг.1, перпендикулярно оси винта верхней части самописца; на фиг. 10 — разрез 0-О на фиг.5, на уровне зубчатых зацеплений шестеренок упорной рамки и корпуса с зубчатыми рейками упорной рамки и держателя пишущего элемента;на фиг. 11 — разрез С-С. на фиг.1 установочной головки корпуса самописца; на фиг. 12 — подвижная упорная рамка самописца, вид сверху; на фиг. 13разрез E E на фиг-9; на фиг. 14 вид F на фиг.8, сверху установочная головка самописца с указателем преимущественного подъема по острию стрелки а при движении транспорта в направлении стрелки в предгорьи, на подъем Ь, против направления стрелки с предгорья на спуске. Внизу черными стрелками показано направ- Е ление движения головки при установке автомата из положения а и из положения Ь; на фиг. 15 — самописец с электрическими связями автоматического управления, вертикальный разрез; яа фиг. 16 — деталь крепления пишущего элемента к держателю;на фиг. 17 — деталь крепления отметчика с электромагнитом корпусу каретки; на фиг. 18 — вид вид G на фиг.17; на фиг. 19 — схема электросвязей автоматического управления; на фиг. 20 — деталь связи кнопки и сбрасывателя кольца упругого элемента; на фиг..21 — деталь толкателя кнопки-сбрасывателя.

В предлагаемый самописец профилографа входят держатель 1 пишущего элемента, связанный с силовым ромбом разъемной гайки и подъемноопускным приводом упорной рамки, кнопка 2, . сброса поворотной головки

3, приборная крышка 4 дорожной инвентаризационной машины (не показана), упорная рамка 5, самозацепляющиеся крючки б, упругий элемент

7, например резиновый тросик с кольцами на концах, натянутый между ограничительными стенками корпуса, винтовой вал 8, связанный через масштабную коробку с валом реверсивного шагового двигателя,(не показаSO

И

Поворотная головка 3 автоматического управления самописцем может быть установлена в трех положениях: а) когда стрелка указателя (фиг.14) йаправлена по движению (положение а); б) - против движения базового транспорта (положениз b ) и в) когда стрелка указателя находится в среднем положении, т.е ° направлена вниз в сторону оператора. В первом случае самозацепляющийся крючок б.поставлен против вытяжного кольца 2 на ограничительной стенке 36 нижнего предела чертежа. Во втором случае крючок поставлен против кольца на стенке верхнего предела чертежа, в третьем " ны), направляющие рейки 9 самописца, пишущий элемент 10, связанный с держателем, отметчик 11, вытяжные кольца 12, электромагнит 13, тяги 14 . силового ромба разъемной гайки,соединительные пальцы 15 тяг, пружины

16 разъемной гайки, ролики 17 каретки самописца, консольная планка 18 держателя, к которой крепится пишущий элемент, крепления 19 отметчика к каретке самописца, подвижной контакт токосъемника 20 на пишущем элементе, второй подвижной контакт 21 обратной полярностц на корпусе, контактирующий с контактным проводом 22, вмонтированным в направляющую рейку (на каждой рейке контактные провода 22. разной полярности), фланцевое" коль. цо 23 удерживающее поворотную головку 3 на корпусе каретки, подЗ1 веска 24, связанная резьбой с поворотной головкой 3, удерживающая на заданном уровне вал блока зубчатых колес: зубчатого колеса 25, зацепленного с зубчатой рейкой держателя 1 и зубчатого колеса 26, зацепленного с зубчатой рейкой упорной рамки 5, корпус 27 каретки с фиксатором 28 рабочего (нижнего) положения держателя пишущего элемента, возвратная пружина 29 кнопки сброса кольца 12 резинового тросика 7 с крючка б, толкатель 30 кнопки сбрасывателя, скрепленный с вилкой 31 сбрасывателя, зубчатая рейка 32, вмонтированная в держатель пишуще35 го элемента и сцепленная с зубчатым колесом 25, сбрасыватель 33 кольца

12 с крючка б (фиг.29), разъемная .гайка 34, состоящая из двух половинок, связанных тягами 14 силового () ромба с держателем пишущего элемента вал блока 35 зубчатых колес 25 и 26, удерживаемый подвеской 24 головки

3 самописца, ограничительные стенки

36 корпуса самописца (верхнего и нижнего предела профильной линии), в гнездах которых установлены вытяжные конечные кольца 12 упругого элемента 7. На фиг. 1 и 4 условно показана только одна правая стенка. 800636 оба крючка в среднем положении и не зацепляются с кольцами.

Предлагаемый самописец профилографа может работать в двух режимах (ручном и автоматическом).

При первичной детальной инвентаризацир или.паспортизации дороги с крупномасштабной записью большого объема информации в крупных населенных пунктах, где не возможна скоростная съемка, целесообразно .продольный профиль записывать профилографом в ручном режиме, используя на графике места, свободные от записей другой информации.

При работе в ручном режиме головка самописца поворачивается оператором в нейтральное положение, чтобы острие стрелки на головке указывало вниз, на оператора (фиг.14), и нажимается кнопка 2 сброса вытяжного кольца 12 (фиг.1).

Установка самописца в исходную точку по вертикали, выключение и переключение по высоте записи íà графике производится оператором поднятием и опусканием вручную держателя 1 пишущего элемента, связанного с силовым ромбом разъемной гайки (фиг.1-7).

Отработка самописцем горизонтальной координаты профиля производится эа счет движения бумажной ленты лентопротяжным столом дорожной инвертаризационной машины, связанного через масштабную коробку с датчиком пройденного пути, установленного на базовом транспорте (не показаны).:

При скоростной записи продольного профиля в автоматическом режиме (при движении базового транспорта со скоростью 30-. 50 км/ч) оператор устанавливает поворотную головку 3 самописца в таком положении (фиг.14), чтобы острие стрелки было направлено в сторону преимущественного повышения местности, например, при движении транспорта слева направо на подъем острие стрелки будет направлено в сторону движения транспорта - а, а при цвижении на спуске острие стрелки будет направлено в сторону, противоположную движению -Ь

При этом должно соблюдаться непременное условие: установка поворотной головки 3 самописца должна производиться после сброса кнопкой

2 вытяжного кольца 12 с крючка 6.

Вращение поворотной головки 3, укрепленной в корпусе кольцом 24, снабженной внутренней резьбой,соединенной с наружной резьбой подвески 24 (фиг. 8-10), на которой укреплены на общем валу 35 зубчатое колесо 25, постоянно ацепленное с зубчатой рейкой 32 .:аржателя

1 пишущего элемента и зубчатое колесо .26, зацепляемое при верхнем

65 положении головки с нижней, а при нижнем положении головки с верхней зубчатыми рейками упорной рамки 5 (фиг. 8, 9 и 13).

Таким образом, .при нижнем положечии поворотной головки 3 (фиг.1) упорная рамка 5, передвигаясь с корпусом самописца вправо, под действием вращения винтового вала 8, от воздействия правой ограничительной стенки 36 передвинется влево и займет положение, показанное на фиг. 13. При этом нижняя зубчатая рейка повернет зубчатое колесо 26 и насаженное на одном с ним валу

35 колесо 25 по часовой стрелке. От вращения по часовой стрелке зубчатогО колеса 25, зацепленного с рейкой 32, поднимается держатель 1 и разомкнет разъемную гайку 34 -(фиг. 3 и 7).

Каретка самописца, расцепленная с винтовым валом 8, под действием упругого растянутого элемента 7,зацепленного левым вытяжным кольцом

12 за левый крючок 6 (фиг.1),бы" стро передвинется влево к левой ограничительной стенке. От удара в левую ограиичительную стенку упорная рамка 5 передвинется в корпусе в свое правое положение (фиг.1). При этом нижняя зубчатая рейка упорной рамки 5 поворачивает блок колес

25 и 26 против часЬвой стрелки и опускает держатель 1 вниз до защелки фиксатора 28. Разъемная гайка

34 замыкается на I винтовом валу 8. (фиг.2), который начнет передвигать каретку вправо, до правой ограничительной стенки и т.д.

Таким образом, при верхнем положении поворотной головки, у правой ограничительной стенки каретки отключается от винтового вала, а у левой ограничительной стенки — включается в зацепление с валом. При нижнем же положении поворотной головки наоборот: у левой упорной стенки каретка отключается от винтового вала, а у правой — включается в зацепление с валом. :сли ограничительную стенку 36 нижнего предела профильной линии условно по чертежу (фиг.1) считать справа, то в этом нижнем положении головка имеет острие стрелки против движения транспорта (положение а, фиг.14), т.е. преимущественный уклон будет на спуск, обратных за- . тяжных уклонов с разницей отметок150-200 м не будет, Длина такого участка может быть .протяжением 1020 км. При изменении преимущественного уклона местности изменяется установка головки.

Отметчик 11; связанный с сердечником электромагнита 14, скреплен" ного с корпусом каретки печатает ниже профильной линии небольшие отрезки вер;икальных координат в точ800636 ках печатания вертикальных отметок цифропечатающим счетчиком (не показан) с запрограммированными интервалами, например через 1;0,5;

0,2 и 0,1 км и, кроме того, в любом месте профиля по ныбору оператора, на переломах профиля, у искусственных сооружений и т.д.

Таким образом, использование в предпагаемом устройстне установленных на каретке подвижной упорной рамки и механизма установки автоматическогo режима, кинематически связанных с держателем пера, обеспечивает увеличение скорости записи профиля в автоматическом режиме, что в итоге позволяет повысить проГйзводительность труда при профилографировании местности.

Формула изобретения 20

Самописец профилографа, содержащий корпус с направляющими, на которых установлена каретка с подвижным держателем пишущего элемента, соединенным с разъемной гайкой, установленной на винтовом валу,связанном с приводом отработки вертикальных координат, и установленный на каретке отметчик с электромагнитом, отличающийся тем, что, с целью увеличения скорости записи в автоматическом режиме, QH снабжен установленным на боковых стенках корпуса упругим элементом с вытяжными кольцами и установленными на каретке подвижной .упорной рамкой, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и механизмом установки автоматического режима, выполненным в виде поврротной голонки с указателем режима, соединенной с резьбовой поднеской, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и установленной на поворотной головке кнопки сброса, прикрепленной к самозацепляющимся крючкам, имеющим возможность взаимодействия с вытяжными кольцами упругого элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции М 2036161, кл. G 01 С 7/00, опублик. 1971.

2. Авторское свидетельство СССР по. заявке 9 2604690/18-10, кл. G 01 С 7/04, 27.04.7Я (прототип) 80063(Фиг. о

17

oui. 1f

Вид Ю

Ру<. N

ВНИИПИ Заказ 10395

Тираж 6 5 3, Подписи

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Самописец профилографа Самописец профилографа Самописец профилографа Самописец профилографа Самописец профилографа Самописец профилографа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительной технике, в частности к устройствам для измерения макро- и микропрофилей мелиоративных, дорожных и других строительных объектов

Изобретение относится к области геодезии, а именно к устройствам для проведения геодезической съемки местности с использованием электронных тахеометров, и может быть использовано в труднодоступных частях проездов и автомагистралей с интенсивным движением

Изобретение относится к геодезии и может быть использовано в процессе кадастрового учета земель со сложным рельефом

Изобретение относится к измерительной технике и может быте использовано в геодезии и горном деле для решения маркшейдерских задач, связанных с определением координат точек объекта

Изобретение относится к устройствам для измерения профиля мелиоративных, дорожных , и других объектов, Излучатель 1 устанавливается из измеряемой местности, фотоприемн 1к.2 с индикатором 3 размещается на узле 4 вертикалы,ого перемещения, установленном на самоходной тележке 5

Изобретение относится к области геодезического контроля в дорожно-строительной отрасли. В способе определения неровности поверхности покрытия дорожного полотна измеряют просветы под трехметровой рейкой и согласно изобретению устанавливают наземный лазерный сканер на станции на контролируемом участке дорожного полотна. Выполняют сканирование участка дорожного полотна со станции, в результате чего определяют координаты точек отражения лазерного луча от поверхности дорожного полотна; получают скан, выполняют вышеупомянутые действия на станциях, расположенных через 20-50 м вдоль оси дороги. Потом передают результаты сканирования (сканы) в ПЭВМ и с помощью специальной компьютерной программы регистрируют в ней сканы со всех станций и получают цифровую точечную трёхмерную (3D) модель поверхности дорожного полотна, передают цифровую точечную трёхмерную (3D) модель поверхности дорожного полотна в специальную компьютерную программу и получают цифровую векторную трёхмерную (3D) модель поверхности дорожного полотна, в этой же программе виртуально моделируют вышеупомянутую трехметровую рейку и прикладывают ее к полученной цифровой векторной трехмерной (3D) модели поверхности дорожного полотна, поочередно и непрерывно вдоль запланированного направления, причем эта рейка должна соприкасаться с поверхностью дорожного полотна в двух крайних точках, каждый раз определяют просветы между виртуальной трёхметровой рейкой и цифровой векторной трехмерной (3D) моделью поверхности дорожного полотна через заданные интервалы вдоль рейки и вычисляют неровность поверхности покрытия дорожного полотна по формуле. Технический результат - определение достоверных и точных значений геометрических параметров поверхности дорожного полотна с применением наземного лазерного сканера. 2 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и гляциологии и может быть использовано при определении толщины снежного покрова на склонах для прогноза лавинной опасности и определения снегонакопления в горах. Согласно заявленному способу с помощью лазерного дальномера, размещенного в долине, определяют расстояние до контрольной точки на склоне (L1), азимут (А1) и угол зондирования (β). Затем, сместив зондирующий луч на некоторое расстояние АВ по горизонтали влево или вправо, определяют расстояние (L2) до произвольной вспомогательной точки на склоне и азимут зондирования этой точки (А2). После этого из проекции на горизонтальную плоскость величин L1, L2 и АВ, образующих треугольник с соответствующими им сторонами b, а и с, определяют угол α между проекциями отрезков L1 и L2 на горизонтальную плоскость и по данному углу и проекциям сторон L1 и L2 находят истинное значение проекции АВ и углы φ и γ, образованные соответственно на стыке проекций отрезков L1 и L2 с проекцией отрезка АВ. Затем определяют экспозицию склона через азимут зондирования контрольной точки на склоне, либо через азимут зондирования произвольной вспомогательной точки на склоне или через азимут зондирования произвольной вспомогательной точки на склоне. Технический результат - повышение точности дистанционного измерения экспозиции склона. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к измерителю угла наклона. В способе определения наклона элемента промышленной машины элемент промышленной машины независимо линейно и вращательно подвижен, способ содержит этапы, на которых воспринимают первый магнитный поток, связанный с первым магнитным датчиком; воспринимают второй магнитный поток, связанный со вторым магнитным датчиком; генерируют первый сигнал потока, относящийся к первому магнитному потоку, и второй сигнал потока, относящийся ко второму магнитному потоку; анализируют первый сигнал потока для распознания первого пикового магнитного потока; анализируют второй сигнал потока для распознания второго пикового магнитного потока; устанавливают контур магнитного датчика на основании первого пикового магнитного потока и второго пикового магнитного потока; и определяют наклон элемента промышленной машины на основании распознанного контура магнитного датчика. Технический результат – повышение точности определения угла наклона элемента промышленной машины. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх