Система автоматического регулирования толщины полосы при прокате

 

Союз Советских

Социалистических

Республик к авто сном свидетельств (Sl ) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 07.05. 79 (21) 2763466/22-02 (5I)M. К.л.

В 21 В 37/02 с присоединением заявки РЙ—

3Ьеудеретеалйы11 камитет

ССС0 ае делам изоеретеккй н вткрыткк (23)Приоритет

Опубликовано 23.09 ° 81- Бюллетень J4 35 (53) УДК 621.771.,01 (088. 8) Дата опубликования описания 26. 09. 81 (72) Авторы изобретения

Э. Ч. Сейдак и А. Б. Розенберг а

4 (71) Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский автоматизации черной металлургии (54) СИСТЕИА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТОЛЩИНЫ ПОЛОСЫ ПРИ ПРОКАТКЕ

Изобретение, относится к прокатке, точнее к контрольным и регулирующим устройствам прокатных станов, и мо- жет быть использовано для устранения отклонений толщины. головной части прокатываемых на станах горячей прокатки полос от заданного значения при автоматическом регулировании толщины

- полос, Известны системы автоматического регулирования толщины полосы при про10 катке, содержащие блок расчета управляющего сигнала по отклонению температуры раската перед чистовой группой стана от заданного значения, блок рас1$ пределения управляющего сигнала по регуляторам зазоров и регуляторы зазоров между рабочими валками клетей чистовой группы стана 1.11, Недостатком известных систем является низкая .точность регулирования толщины головной части полосы и неус.I тойчивость их работы. Это обусловле-. но несоответствием корректирующих изменений зазоров между рабочими валками фактическим отклонением толщины головной части полосы в каждой клети.

Известна также система автоматического регулирования толщины полосы при прокатке, содержащая последова- тельно соединенные блок расчета управляющего сигнала но отклонению температуры раската перед чистовой группой стана от заданного значения и блок распределения управляющего сигнала по регуляторам зазоров регуляторы зазоров между рабочими валками клетей чистовой группы стана, каждый нз которых содержит в себе .сумматор, нажимное устройство измеритель отклонения положения нажимного винта, измеритель отклонения усилия прокатки, выходы измерителя отклонения положения нажимного винта и измерителя отклонения усилия прокатки соединены соответственно с первым и вторым входами сумматора, выход которого сое86 динен со входом нажимного устройства Г2).

Однако эта система не обеспечивает требуемую точность регулирования тол001ны головной части полосы, и кроме того, при регулировании имеет место неустойчивость работы системы.

Это связано с тем, что коэффициенты пропорциональности между отклонением температуры раската от заданного значения и изменениями зазоров между рабочими валками ие учитывают фактические параметры клетей и технологические параметры процесса прокатки.

Вследствие этого корректирующие изменения зазоров рабочих валков не компенсируют фактические отклонения толщины полосы в каждой клети из-за несоответствия температуры раската заданному (настроечному) значению

Home входа полосы в каждую клеть; несоответствие между измеренным и заданным значениями зазора устраняется регулятором зазоров данной клети .

Однако на это требуется определенное время и толщина начального (головного) участка полосы остается не равной заданному значению.

Изменение же во время прокатки головной части полосы зазоров между

r:. рабочими валками клетей приводит к нарушению стабильности процесса прокатки, а это, в свою очередь, приводит к неустойчивости всей системы регулирования.

Цель изобретения — повышение точности регулироважя толщины головной части полосы и устойчивости системы.

Поставленная цель достигается тем, что в известной- системе автоматического регулирования толщины полосы при прокатке, содержащей последовательно соединенные блок раската

Ф управляющего сигнала по отклонению температуры раската перед чистовой группой стана от заданного значения и блок распределения управляющего сигнала по регуляторам зазоров, регуляторы зазоров между рабочими валками клетей чистовой группы стана, каждый из которых включает в себя сумматор, нажимное устройство, измеритель отклонения положения нажимнаго винта, измеритель отклонения усилия прокатки; выходы измерителя отклонения положения нажимного винта.и измерителя отклонения усилия прокатки соединены соответственно с первым н вторым входами сумматора, 5460

Д выход которого соединен со входом нажимного устройства, каждый регулятор зазоров дополнительно содержит блок умножения., блок сравнения, интегро- запоминающий .блок и последовательно.соединенные датчик наличия металла в клети, элемент временной задержки, одновибратор и реле одновибратора, второй вход которого соединен с выходом блока сравнения, выход реле одновибратора через интегро- запоминающий блок соединен с первым входом блока умножения, второй вход которого соединен с выходом блока распределения управляющего сигнала по регуляторам заг зоров, выход блока умножения соединен с. третьим входом сумматора и с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с .выходом измерителя отклонения положения нажимного винта.

На чертеже представлена блок-схема системы автоматического регулирования толщины полосы при прокатке.

Система содержит блок 1 расчета управляющего сигнала по отклонению температуры раската перед чистовой группой стана от заданного значения, блок 2 распределения управляющего сигнала по регуляторам зазоров, вход которого подключен к выходу блока 1, регулятор 3 зазоров между рабочими валками 1 -й клети чистовой группы стана, включающий в себя сумматор 4, измеритель 5 отклонения положения нажимного устройства, выход которого подключен к первому входу сумматора

4, измеритель 6 отклонения усилия прокатки, выход которого соединен со вторым входом сумматора 4, нажимное устройство 7 вход которого соединен с выходом сумматора 4, блок 8 умножения, выход которого соединен с третьим входом сумматора и с первым входом блока 9 сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя 5 отклонения положения нажимного винта, интегро-запоминающий блок 10, последовательно соединенные датчик 11 наличия металла в клети, элемент 12 временной задержки, одновибратор !Э .и реле !4 одновибратора, второй вход реле 14 одновибратора соединен с выходом блока 9 сравнения, выход реле

14 одновибратора через интегро- запоминающий блок 10 соединен с первым ,входом блока 8 умножения, второй вход которого соединен с выходом блока 2.

Система работает следующим образом.

Сигнал U(if) с блока 1 расчета управляющего сигнала по отклонению температуры раската перед чистовой 5 группой стана дТ от заданного значения подается через блок 2 распределения управляющего сигнала и блок р умножения на сумматор 4 регулятора

3 i-клети. При этом начальный за- 10 эор между рабочими валками i-клети до входа в нее полось.: изменяется на величину hSo„=g

Условием полной коррекции отклонения толщины полосы в 1-й клети за счет отклонения температуры раската перед чистовой группой стана является О равенство величины изменения зазора между рабочими валками клети до вхо- да в нее полосы ISED (6T) и величины изменения деформации клети от заданного значения д Б „(ЬТ) после отра- 25 ботки регулятором зазора отклонений толщины на головной части полосы,т.е. ,а5 .(Ьт)=699;(ьт)Коэффициент передачй блока 8 умножения определяется величиной напря- ЗЕ жения íà его втором входе, которое устанавливается для первой полосы партии исходя из опыта предыдущих прокаток или расчета. После входа первой полосы партии в клеть регулятор зазоров этой клети осуществляет измерение толщины полосы. При несоответствии толщины полосы заданному значению изменяется также величина усилия прокатки и на выходе измерителя 6 отклонения усилия появляется сигнал, пропорциональный разности меж". ду фактическим и заданным значением усилия прокатки. Этот сигнал через сумматор 4 поступает на нажимное устройство которое изменяет зазор между рабочими валками клети так, чтобы имеющееся отклонение толщины полосы от заданного значения было уменьшено.

56

Изменение зазора между рабочими валками, в свою очередь, измеряется измерителем 5 отклЬнения положения нажимных винтов.

При равенстве на входе сумматора

S5

4 сигналов е измерителей 5 и 6 отклонения положения нажимных винтов и усилия прокатки изменение зазора между рабочими валками прекращается, 865460 6 . а положение нажимных винтов соответ ствует заданному значению толщины полосы. Изменение положения нажимных винтов в этом случае соответствует величине изменения деформации клети за счет отклонения температуры раската от заданного значения. Это изменение деформации клети сравнивается в блоке 9 сравнения с величиной первоначального изменения зазора {цо входа в клеть первой по-. лосы партии). В этот момент срабатывает на заданное время реле 14 одновибратора н своим замыкающим контактом подключает вход интегрозапоминающего блока 10 к выходу блока 9 сравнения. При несоответствии сигналов на входах блока 9 друг с другом соответственно изменяется напряжение на выходе интегро-запоминающего рлока 10 изменяя тем самым коэффициент передачи-блока 8 умножения, до установления равенства ЬЪо„(д )=а 6;(Л). i

После этого контакт реле 14 одновибратора размыкается, фиксируя удо влетворяющее выше приведенному равенству напряжение на выходе интегрозапоминающего блока и коэффициент йередачи k> .Это значение k используется для изменения .начального зазора между рабочими валками клети нри отклонении температуры раската второй полосы партии и т,д., обеспечивая тем самым полную компенсацию отклонения толщины на головной части полосы за счет температурного возмущения. Срабатывание реле 14 одновибраФора осуществляется через одновибратор 13 ло сигналу от датчика 11 наличия металла в клети, сигнап от датчика задерживается элементом 12 на время, необходимое для устранения регулятором зазоров клети отклонею и толщины на головной части полосы, Использование предлагаемой системы автоматического регулирования толщины полосы при прокатке обеспечивает по сравнению с известными системами повышение точности геометрических

: размеров готовой полосы (снижение раэнотолщинности головной части полосы с 0,10-0,15 до 0,05-0,08 мм), стабильности процесса прокатки, что объясняется тем, что при согласовании изменения зазоров между рабочими валками клетей чистовой группы стана до входа в них полосы с фактическими

865460 деформациями этих клетей и после входа в них полосы устраняется рассогласование меяду фактическим и заданным значениями зазоров при прокатке в каждой клети головной части полосы и, следовательно, не вносится дестабилизирующее возмущение в процесс прокатки.

Кроме того, система обесйечивает уменьшение времени, необходимого для настройки стана непрокатываемый сортамент и упрощение работы оператора (для второй и последующих полос партии коэффициенты распределения управляющего сигнала по клетям определяются автоматически с учетом фактических параметров полосы и клетей стана), Ожидаемый зкономический эффект от использования предложения на одном стане 1700 горячей прокатки

КарМК составит 50 тыс.руб в год.

Формула изобретения

Система автоматического регулирования толщины полосы при прокатке, содержащая последовательно соединенные блок расчета управляющего сигнала по отклонению температуры раската перед чистовой группой стана от заданного значения и блок распределения управляющего сигнала по регуляторам зазоров, регуляторы зазоров между рабочими валками клетей чистовой группы стана, каждый из которых содержит сумматор, нажимное устройство,измеритель отклонения положения нажимного: винта, измеритель отклонения усилия прокатки, выходы измерителя отклонения положения нажимного винта н измерителя отклонения усилия прокатки соединены соответственно с первым и вторым входами сумматора, выход которого соединен со входом нажимного устройства отличающаяся тем, что, с целью повьппения точности регулирования толщины головной части полосы и устойчивости системы, каждый регулятор зазоров дополнительно содержит блок умножения, блок сравнения, интегро- запоминающий блок и последовательно соединенные датчик наличия металла в клети, элемент- временной задержки, одновибратор и реле одновибратора, второй вход которого соединен с выходом блока сравнения, выход реле одновибратора через интегро- запоминающий блок соединен с первым входом блока умножения, второй вход которого соединен с выходом блока распределения управляющего сигнала по регуляторам зазоров выход блока умножения соединен с третьим входом сумматора и с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом измерителя отклонения положения нажимного винта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Афанасьев В.Д. Автоматизация современных широкополосных станов горячей прокатки. "Сб. "Теория и технология обработки металлов давле- нием". И., * Металлургия", 1975, 35 11 81, с.111-118.

2.Система автоматического регулирования толщины полосы CAPT-ЗИ".

Проспект экспоната выставки АСУ-74

1974 °

865460

Составитель А.Аксакова

Редактор T.Kèñåëåâà Техред. А. Савка Корректор А.Ференц

Заказ 7935/16 Тираж 891 Подтысное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород,ул.Проектная,4

Система автоматического регулирования толщины полосы при прокате Система автоматического регулирования толщины полосы при прокате Система автоматического регулирования толщины полосы при прокате Система автоматического регулирования толщины полосы при прокате Система автоматического регулирования толщины полосы при прокате 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к прокатному производству и предназначено для выравнивания площади переднего и заднего концов заготовки непрерывной горячей прокатки в прокатном станке

Изобретение относится к автоматизации прокатного производства и может использоваться в система.х регулирования толщины и натяжения полос при прокатке концов холоднокатаных рулонов на непрерывных станах холодной прокатки
Наверх