Способ получения двухслойного валка

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (u)872020 (61) Дополиительиое к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 25.07. 79 (21) 2840172/22-02 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет —

Опубликовано 151081, Бюллетень 89 38

Дата опубликования описания 151081

Р )м. кл.з

В 22 0 19/16

Государственный комитет ссср по делам изобретений н открытий (5Ç) УДК 621. 74. .046(088.8) (72) Авторы изобретения

И.И.Ошеверов, A.Ì.Öóí,Ï.Н.Смирнов и В.В.Белан

Магнитогорский дважды ордена Ленина и ордена Трудового

Красного Знамени металлургический комбинат им;В.И.Леннна и Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г.И.Носова ! (71) Заявители (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДВУХСЛОЙНОГО ВАЛКА

Изобретение относится к металлургическому машиностроению, в частности к.изготовлению валков тяжелонагруженных станов для холодной прокатки листов.

Известен способ получения валков, включающий в себя операции ковки. слитка, термообработки, сверление осевого канала и закалки (1 ).

Недостаток такого способа заключается в низкой стойкости валков, которые начинают разрушаться из-за остаточных напряжений в зоне осевой полости.

Известен способ изготовления вал- 1 ков, в котором после операции ковки, термообработки, сверления осевого ка-, нала в осевой канал вводят вставку с натягом, создающую предварительное напряжение валка в радиальном направ- 20 ленни (2).

Недостаток данного способа заключается в малой способности по компенсации остаточных напряжений в осевой 25 полости валка. Компенсирующее действие вставки ограничено ее продольной устойчивостью. Соосное введение вставки в полость валка запрессовкой имеет высокую трудоемкость. 30

Наиболее близким техническим решением к предложенному является способ получения двухслойных прокатных валков, согласно которому в изготовленную заранее наружную оболочку валка заливают расплавленный металл друго" го химического состава (3 ).

Использование для заливки в наружную оболочку валка расплава, имекщего усадку, не позволяет осуществить компенсацию остаточных напряжений в осевой полости валка.

Цель изобретения — повьыение несущей способности и срока службы валка.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления двухслойного валка, включающем предварительное изготовление рабочей части валка с осевой полостью и заполнение ее расплавленным металлом, осевую полость заполняют сплавом, кристаллизухщимся с увеличением объема или имекщего нулевую усадку, преимущественно на основе висмута и свинца, причем валок перед .заливкой нагревают до температуры 0,50,9 температуры ликвидуса сплавов с т.пл. 120-2200С.

872020

Формула изобретения

Составитель В.Николаев

Редактор A.Äîëèíè÷ Техред A.Áàáèíeö Корректор Г.Решетник

Заказ 8885/14 Тираж 872 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рашуская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Температура плавления предлагаемого сплава не должна быть выше 220 С, так как повышение температуры плавления затрудняет удаление вставки из обрабатываемого валка при выплавке.

Применение сплава с температурой плавления ниже 12Q C недопустимо, так как при работе валок может разо-, греваться до 80-100 С и вставка моо жет размягчиться и расплавиться.

Увеличение объема заливаемого сплава при кристаллизации обеспечивает компенсацию остаточных напряжений в зоне осевого канала и создает предварительное напряжение валка.

Величину предварительного напряжения регулируют составом сплава. Предвари- !5 тельное напряжение валка регулируют его нагревом перед заливкой. При нагревании валка увеличивается объем осевого канала, что увеличивает количество заливаемого сплава и, соответ- () ственно, увеличивается предварительное напряжение валка при его охлаждении.

Нагрев валка ниже 0,5 температуры ликвидуса (т.е. до 60 С) мало влияет на предварительное напряжение валка и компенсацию остаточных напряжений, а выше 0,9 - препятствует началу кристаллизации заливаемого сплава.

Пример . Из слитка стали

9Х2 изготавливают путем ковки загото- ЗО вку валка сгана 1200 холодной прокатки. Производят операции термообработки, механической обработки, сверления осевого канала до диаметра осевого отверстия 80 мм и закалки. Пос- И ле чего валок нагревают до 180 С.

Внутрь осевого канала нагретого валка заливают сплав состава,%: свинец

82, сурьма 11,и олово 7 с т.пл.195ОС. . Перед заливкой сплав перегревают до 4О

240 С °

При заливке чистого висмута напряжение на поверхности осевой полости валка достигают 25 кг/мм - тангенциальные и 26 кг/мм — радиальные„ что обеспечивает снижение суммарных остаточных напряжений.

С введением в висмут легирующих добавок (кадмий, магний, литий, свинец, олово) положительная усадка уменьшается до нуля.; что дает возмож- 5О ность в широких пределах регулировать предварительное напряжение валка и температуру затвердевания сплава от

40 260оС

Допустимые условия эксплуатации валков с залитыми полостями те же, что и для обычных валков. Наличие компенсирующей вставки в осевой полости валка делает более благоприятной схему напряженного состояния и допустимые. значения давлений на валки могут быть увеличены на 10-20% по сравнению с валками беэ компенсирующей вставки.

Получение вставки заливкой возможно осуществить в отверстиях любого размера вплоть до нескольких миллиметров. Поэтому создается возможность закаливания с внутренним охлаждением не только диаметром 450-500 мм, но и 200 мм. При том же относительном размере осевой полости (порядка 40мм) напряжения натяга при заливке останутся те же, что и в валках диаметром

500 мм.

Применение способа снижает стоимость изготовления двухслойного валка. Заливаемый металл можно использовать многократно, так как его легко выплавить из вышедшего из эксплуатации валка.

Способ получения двухслойного валка, включающий предварительное изготовление рабочей части валка с осевой полостью и заполнение ее расплавленным металлом, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения несущей способности и срока службы валка, осевую полость заполняют сплавом, кристаллизующимся с увеличением объема или имеющим нулевую усадку, преимущественно на основе висмута или свинца, причем валок перед заливкой нагревают до температуры 0,5-0,9 температуры ликвидуса сплавов с температурой плавления 120-220 C.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Петров A.Ñ. Карманов Л.N.

Производство валков холодной прокатки. М., "Металлургиздат", 1962, с.34148.

2. Авторское свидетельство СССР

9 689753, кл. В 21 В 27/02, 1978.

3. Патент Японии 9 4832056, кл. 11В081, 1973.

Способ получения двухслойного валка Способ получения двухслойного валка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству стальных слитков, предназначенных для последующей прокатки

Изобретение относится к литью металлов, предназначенному для последующего получения биметаллического проката

Изобретение относится к литейному производству, в частности к центробежному литью биметаллических чугунных заготовок

Изобретение относится к области металлургии, в частности к получению биметаллов или многослойных структур

Изобретение относится к электрошлаковому процессу

Изобретение относится к изготовлению прокатных валков

Изобретение относится к черной металлургии, к производству валков с использованием электрошлаковой технологии
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для изготовления двухслойных валков
Изобретение относится к литейному производству
Наверх