Привод нагнетателя турбокомпрессора транспортного двигателя

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТВЛЬСТВУ

Союз Советскик

Сециелистическик Республик (щ877099 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 06. 08. 62 (21) 717428/25-26

I р )м. к. с присоединением заявки HP

F 02 В 39/00 F 23/00

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 301081. бюллетень Й9 40

Дата опубликованию описания 30. 10. 81 (53) УДК 621. 4 36. 21 (088.8) P2) Авторы изобретению

В.В. Фрадкин и И.Л. Ровенски x-,,> ": . Ю -., Завод транспортного машиност оенищ,, им. В.А. Малышева (71) Заявитель (54 ) ПРИВОД НАГНЕТАТЕЛЯ ТУРБОКОМПРЕССОРА

ТРАНСПОРТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, в частности к устройству и регулированию двигателей внутРеннего сгорания с гидроприводом нагнетателя . турбокомпрессора.

Известны приводы нагнетателя турбокомпрессора транспортного дви- . гателя, содержащие зубчатую передачу и гидромуфту для автоматического плавного регулирования передаточного отношения привода в раьочем диапазоне оборотов двигателя (1 ).

Однако при применении таких при- 15 водов в высокофорсированных транспорт.ных двигателях не обеспечивается требуемый высокий коэффициент приспо.собляемости из-за резкого ухудшения характеристик высоконапорных агре- 20 гатов наддува при уменьшении оборотов.

Кроме того, известные регулируемые передачи имеют недостаточную экономичность при больших скольжениях 2з гидромуфт, затрудняют запуск транспортного двигателя или не обеспечивают плавного изменения передаточного отношения в рабочем диапазоне скоростей. 30

Цель изобретения — повышение эффективности привода и эксплуатационных показателей двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в схему привода параллельно ветви с гидромуфтой включена муфта обгона с зубчатой передачей, имеющей меньшее передаточное отношение, по сравнению с максимальным передаточным отношением гидромуфты, и работающей при запуске и на режиме максимальной мощности

На фиг.1 приведена принципиальная схема автоматического привода турбонагнетателяу на фиг. 2 — зависимость оборотов нагнетателя от оборотов вала двигателя.

Привод турбокомпрессора содержит ,турбину 1, нагнетатель 2, редуктор

3, зубчатую передачу 4, гидромуфту

5, муфту 6 обгона, дополнительную зубчатую передачу 7 и центробежный регулятор 8, установленный на одном валу с гидромуфтой 5. Вал 9 подключен к валу 10 двигателя через зубчатые колеса 11. Подвод масла производится через трубопровод 12, а опорожнение гидромуфты 5 осуществляется через сбрасывающие жиклеры 13.

877099

Привод нагнетателя работает сле-. дующим образом.а

Мощность, равная дисбалансу мощности нагнетателя 2 и турбины 1, пе редается от вала 10 двигателя к нагнетателю 2 по одной из двух ветвей: через муфту б обгона (эта ветвь имеет минимальное передаточное отношение, например.10); или через гидромуфту 5 (эта ветвь имеет максимальное передаточное отношение,например, 12).

Прн запуске в гидромуфте 5 масла нет, поэтому привод нагнетателя осуществляется через заклиненную муфту б обгона. После запуска гидромуфта .5 заполняется маслом и скольжение в ней устанавливается в пределах 2-3%. При этом передаточное отношение привода становится больше, чем при работе на первой ветви, муфта б обгона раСклининается и первая ветвь отключается.

В зависимости от степени заполнения гндромуфты 5 можно получить любое промежуточное передаточное отношение. Заполнение гидромуфты 5 регулируется специальным центробежным регулятором 8.

Регулирование гидромуфты 5 осуществляется . в рабочем диапазоне оборотов вала двигателя и р (фиг.2).

При этом максимальное передаточное ® отношение (обеспечивается в диапазоне от оборотов запуска n до оборотов максимального крутящего момента n, а минимальное передаточное отношение 4 2 — на оборотах 35 максимальной мошности hn, . После набора оборотов, несколько превышающих обороты максимального крутящего момента hKp в работу вступает центробежный регулятор 8,который дроссе- щ лирует масло в трубопроводе 12..

Гидромуфта 5 опорожняется через сбрасывающие жиклеры 13. Скольжение ее увеличивается, передаточное отношение привода уменьшается до значения, равного передаточному отношению первой ветви. При этом муфта б обгона заклинивается и привод снова начинает работать на первой ветви, а гидромуфта 5 опорожнивается.

Схеметически зависимость оборотов и> от оборотов двигателя, и „ представлена кривой на фиг.2.

Применение предлагаемой конструкции позволит повысить экономичность привода и двигателя, улучшить за-/ пуск и тяговые характеристики двигателя за счет автоматического плавного регулирования передаточного отношения привода в рабочем диапазоне оборотов двигателя.

ФорМула иэобретения

Привод нагнетателя турбокомпрес" сора транспортного двигателя, содержащий зубчатую передачу и гидромуфту для автоматического плавного регулирования передаточного отношения привода в рабочем диапазоне оборотов двигателя, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эффективности привода и эксплуатационных показателей двигателя, в схему . привода параллельно ветви с гидромуфтой включена муфта обгона с зубчатой передачей, имеющей меньшее передаточное отношение, по сравнению с максимальным передаточным отношением гидромуфты, и работающей при запуске и на режиме максимальной мощности

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство CCCP

Р 68747, кл. F 02 В 39/08, 1945.

877099

Составитель В.. Козлов

Техред A.Бабинец КорректорМ. Демчик

Редактор М. Янович

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Заказ 9555/52 Тираж 584 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Привод нагнетателя турбокомпрессора транспортного двигателя Привод нагнетателя турбокомпрессора транспортного двигателя Привод нагнетателя турбокомпрессора транспортного двигателя 

 

Похожие патенты:
Наверх