Устройство для определения траекторий движения наземного транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических республик (11) 877579 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 180578 (21) 2617438/18-24 (53)М. Кл

G 06 G 7/78 с присоединением заявки ¹ (23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР

flo делам изобретеиий и открытий

Опубликовано 30.1081. Бюллетень ¹ 40

Дата опубликования описания 30,1081 (53) УДК 681.323 (088. 8) (72) Автор изобретения

A. М. Дубовец (71) заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ

ДВИЖЕНИЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к диагности- рованию технического состояния наземных транспортных средств и может найти применение при научно-исследовательских испытаниях автомобилей на управляемость и устойчивость движения, а также при дорожных испытаниях автомобилей на автозаводах, автотранспортных предприятиях, станциях диагностического и технического обслуживания и т.д.

Известен корреляционный измери тель скорости, включающий два усилителя-ограничителя, два раздельных регистра сдвига, две схемы совпаде- 15 ния и вычитания и два элемента ИЛИ, к входам которых подключен интегратор с генератором тактовой частоты t l) .

В этом измерителе скорости, с целью повышения точности измерения скорости по корреляционной функции, формируют сигнум-,сигналы, соответствующие входным сигналам как положительной, так и отрицательной полярности. Поэтому в результате измерения осуществляется непрерывный анализ и обеспечивается интегрирование ваей длительности случайного процес- 30 са, вдвое увеличивая количество отсчетов.

Однако известный измеритель измеряет скорость и пройденный путь объекта только в одномерной системе координат. В ряде случаев, особенно при испытаниях автомобилей и других подвижных объектов, требуется точное и быстрое фиксирование реальной траектории движения и измерять составляющие скорости движения в двухмерной системе координат, а также угол увода и курса движения. Кроме того, при автоматическом управлении направлением движения необходимо знать текущие значения координат на дороге Фля выработки сигнала коррекции..

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для определения траекторий наземного транспорта средства, содержащее корреляционные измерители скорости, вычислительный блок, датчик постоянного сигнала, блок регистрации (2).

Однако устройство является недостаточно точным.

Цель изобретения - повышение точности.

877579

f0

65

Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для определения траекторий движен (я наземного транспортного средства, содержащем первый и второй корреляционные измерители скорости, входы первого из которых являются соответственно первым и вторым входами устройства, первый и второй выходы первого корреляционного измерителя скорости подключены соответственно к первому и второму входам вычислительного блока, третий и четвертый входы которого являются соответственно третьим и четвертым входами устройства, пятый вход. которого соединен с датчиком постоянного сигнала, а выход вычислительного блока подключен к входу блока регистрации, второй корреляционный измеритель скорости содержит первый и второй регистры сдвига, первый и второй элементы И, первый и второй элементы

ИЛИ, интегратор, генератор тактовых, импульсов и усилитель-ограничитель, вход которого является пятым входом устройства, прямой и инверсный выходы усилителя-ограничителя соединены соответс".венно с входами первого и

Второго регистров сдвига, первый и второй выходы которого подключены соответственно к первому и второму входам соответственно первого и второго элементов И, третьи входы которых подключены соответственно к первому и третьему выходам первого корреляционного измерителя скорости, первый и второй выходы первого элемента И соединены соответственно с первыми входами первого и второгоэлементов ИЛИ, вторые входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам второго элемента

И, выходы элементов И соединены соответственно с первым и вторым входами интегратора, выход которого подключен к управляющему входу генератора тактовых импульсов, выход которого подключен к управляющим входам первого и второго регистров сдвига и к шестому входу вычислительного блока, седьмой вход которого соединен с первым выходом первого регистра сдвига.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства) на фиг. 2 — схема движения автомобиля в системе координат, связанной с землей; на фиг.З представлена схема расположения приемных излучателей.

Устройство .для определения траекторий наземного транспортного средства состоит из двух корреляционных измерителей 1 и 2 продольной и поперечной составляющих скорости. Корреляционный измеритель 1 продольной составляющей состоит из двух усилителей-ограничителей 3 и 4, двух регистров 5 и б сдвига, к выходам которых подключены элементы И 7 и 8.

Вход регистра 5 и один иэ входов элемента И 7 подключены к прямым выходам усилителей-ограничителей 3 и 4, а вход регистра 6 и один из входов элемента И 8 — к инверсным выходам тех же усилителей. Первые и вторые выходы элементов И 7 и 8 через элементы ИЛИ 9 и 10 соединены с интегратором 11. К выходу интегратора 11 подключен генератора 12 тактовых импульсов, частота следования импульсов которого меняется в зависимости от выходного напряжения интегратора. Выход генератора 12 тактовых импульсов подключен к регистрам 5 и б сдвига. Корреляционный измеритель

2 поперечной составляющей скорости содержит усилитель-ограничитель 13, два регистра 14 и 15 сдвига, два элемента И 16 и 17, первые входы которых подключены к соответствующим выходам регистров 5 и б сдвига корреляционного измерителя 1 продольной скорости. Элементы И 16 и 17 иМеют по два выхода, которые подключе -:ы через элементы ИЛИ 18 и 19 к интегратору 20. К выходу последнего подключен генератор 21 тактовых импульсов, выход которого подключен к регистрам

14 и 15 сдвига и к вычислительному блоку 22, три. входа которого подключены соответственно к генератору

l2 тактовых импульсов и к выходам обоих регистров 5 и б сдвига. Остальные входы вычислительного блока 22 соответственно подключены к руинам 23 постоянных величин и к датчику 24 постоянного сигнала базы автомобиля.

Выходы блока 22 подключены к блоку

25 регистрации.

Устройство для регистрации траектории движения наземного транспортного средства работает следующим образом.

На входы корреляционных измерителей 1 и 2 поступают три отраженных от дорожного полотна сигнала произвольной формы x(t) х (t + Г 1 ) и

x(t + i g ), сдвинутых на величины

Р ( транспортных запаздываний ь,)1 и ь, .

В этих случаях приемно-передающая часть строится по обычной схеме радиолокации: передатчик-антенналриемник, которые устанавливаются на транспортном объекте. Приемные излучатели располагаются несимметрично относительно продольной оси объекта и разнесены по продольной и поперечной осям его (фиг. 2), на расстоянии Хо и Ур соответственно относительно передатчика 26. При этом приемники

27 и 28 используются для измерения продольной составляющей скорости

V, а приемники 27 и 29 - для измерения поперечной составляющей скорости

V и угла увода Ф . Передатчик 26 излучает направленные в сторону поМ верхности дороги сигналы, а отраженные дорогой сигналы принимаются при877579

На фиг. 3 изображена схема движения транспортного средства в системе координат Х и У, связанной с землей., Здесь движение всего объекта рассматривается как движение одной его точки. Пути Sz и S>, пройденные этой точкой в системе координат Х и У, могут быть определены, если известны продольная и поперечная составляющие скорости точки движения.

Так как угол ввода о, курсовой угол ф и скорость точки-объекта веемниками 27 — 29. Приемники ориентированы так, что при движении транспортного средства. приемник 28 занимает положение приемника 27, т.е. принимает отраженные сигналы, близкие по характеристикам сигналу принятому

5 приемником 27, но сдвинутые на вели.чину времени транспортной задержки

r — Поэтому сигйал на выходе приемника 28 подобен сигналу на выходе приемника 27, но сдвинут на величи- о ну Г41 ° Аналогичным образом проис ходит и при.поперечном отклонении траектории движения.

При наличии увода (о о), т.е. когда направление движения объекта не совпадает с продольной осьЮ его, 15 задержка во времени сигналов, принимаемых приемниками 27 и 29 определяется выражением ь = .. При (S«na чч отсутствии увода (d-О) задержка рав- 20 на нулю. Измерение скорости и угла увода основано на непрерывном определении величин транспортных задержек, соответствующих максимуму функции корреляции. Сигналы с выходов приемников 27 и 28 с помощью .усилителей.ограничителей 3 и 4 преобразуются в последовательность сигнум-сигналов, соответствующих на прямых выходах положительной их полярности входных сигналов, а на инверсных выходах— отрицательной полярности входных сигналов. Эти сигналы поступают на входы регистров 5 и 6 сдвига, которые используются в качестве переменной линии задержки на время, равное 35 =пТ„, где n — число разрядов регистра сдвига, Т„ — период следования продвигающих импульсов.

Задержанные сигналы с раз(зядов регистров 5 и 6 сдвига вместе с сиг- 40 налами. от усилителя-ограничителя

4 подаются на элемент И 7 и 8.

Дополнительное запаздывание й|, необходимое для работы корреляционНого измерителя продольной скорости, осуществляется последующими разрядами регистров 5 и 6 сдвига. Выходные сигналы с последних разрядов регист" ров 5 и 6 сдвига поступают на элементы И 7 и 8. Так как отраженные сигналы x(t) и x(t + i

При равенстве величины задержки сигнала в регистрах 5 и 6 сдвига транспортному запаздыванию количество 60 импульсов, поступающих на интегратор

11 одинаково, и частота генератора

12 тактовых импульсов постоянна и равна заданной. Если же величина эацержки не равна транспортной, то íà 65 выходе интегратора 11 появляется сигнал, который воздействует на генератор 12 тактовых импульсов, изменяя

его частоту таким образом, чтобы она соответствовала транспортному времени задержки сигнала, т.е. привести коррелятор в состояние равновесия. Частота следования импульсов есть мера скорости V . Работа корреляционного измерителя 2 поперечной составляющей скорости V> аналогична работе описанного корреляционного измерителя 1. Усилитель-ограничитель

13 в измерителе 2 также преобразует входной сигнал x(t + iqg ) в последовательность сигнум-сигналов, которые поступают на входы регистров сдвига

14 и 15. С помощью элементов И 16 и 17 осуществляется выделение точки, соответствующей переходу через нуль взаимно корреляционной функции, Элементы ИЛИ 18 и 19 обеспечивают работу обоих каналов на один интегратор 20, который управляет частотой генератора 21 тактовых импульсов.

Здесь слежение за максимумом функции взаимной корреляции осуществляется также с помощью регистров сдвига, где сигнум-сигналы задерживаются на время, определяемое частотой следования импульсов от генератора 21.

Так как слежение за максимумом функции взаимной корреляции в области нулевых задержек при отсутствии увода (У=О) невозможно, то зта функция перестраивается дополнительно в область задержек, 1 . Это осуществляется таким образом, что сигнал, принятый приемником через усилительограничитель 3, поступает с выхода регистра 5 сдвига на вход элемента

И 16. В результате на выходе регистра 14 сдвига получается задержка, при которой функция взаимной корреляции достигает максимальной величины.

Данные переменных задержек, сформированные на выходах регистров 14 и

15 сдвиг"". непрерывно вводятся в вычислительный блок 22. По этим данным и по координатам Хои Уо, введенных в вычислительный блок 22 по шинам

23 постоянных величин, вычислительный блок 22 определяет угол э.вода 6 по формуле

1 О 2"

У=агс+ g—

877579 личины переменные, то перемещение объекта вдоль координатных осей определяется интегрированием составляющих скорости по времени

Бх )= Чх(Ц соа Р ьЩ- Y„ e)s< g()ae о

t 1 . 5>(t)= @„(tls

) () - курсовой угол движения объекта, т.е. угол между осью Х системы отсчета )5

Х-О-У и продольной осью объекта.

Курсовой угол в вычислительном блоке 22 определяется по формуле

Р= — / — ю", О

:где ЧХ - продольная скорость объекта;

Ф - угол увода объекта; — длина колесной базы объекта.

С этой целью на входы блока 22 поступают текущие значения продольной скорости Чх и с датчика 24 длина колесной базы объекта. Блок 22 может быть выполнен на микросхеме К145ИП7 °

Непрерывно вычисленные во время движения объекта величины угла увода, 3Q угла курса и координаты перемещения

$х и S с выходов вычислительного блока 22 поступают на блок 25 регистрации.

Предлагаемое устройство позволяет исследовать траектории. движения автомобиля с высокой точностью и в широком диапазоне скоростей движения, сделать его малогабаритным и переносным.

Формула изобретения устройство для определения траектории движения наземного транспортного 45 средства, содержащее первый и второй корреляционные измерители скорости, входы первого из которых являются соответственно первым и вторым входами устройства, первый и второй вы- 50 ходы первого корреляционного измерителя скорости подключены соответственно к первому и второму входам вычислительного блока, третий и четвертый входы которого являются соответственно третьим и четвертым входами устройства, пятый вход которого соединен с датчиком постоянного сигнала, а выход вычислительного блока подключен к входу блока регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, второй корреляционный измеритель скорости содержит первый и второй регистры сдвига, первый и второй элементы И, первый и второй элементы ИЛИ, интегратор, генератор тактовых импульсов и усилитель-ограничитель, вход которого является пятым входом устройства, прямой и инверсный выходы усилителя-ограничителя соединены соответственно с входами первого и второго регистров сдвига, первый и второй выходы которого подключены соответственно к первому и второму входам соответственно первого и второго элементов И, третьи входы которых подключены соответственно к первому и третьему выходам первого корреляционного измерителя скорости, первый и второй выходь(первого элемента И соединены соответственно с первыми входами первого и второго элементов

ИЛИ, вторые входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам второго элемента И, выходы элементов И соединены соответственно с первым и вторым входами интегратора, выход которого подключен к управляющему входу генератора тактовых импульсов, выход которого подключен к управляющим входам первого и второго регистров сдвига и к шестому входу вычислительного блока, седьмой вход которого соединен с первым выходом первого регистра сдвига.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 466453, кл. G 01 P 3/64, 1975 °

2. Белавин О.В. Основы радионавигации, h1., Советское радио, 1977, с. 5, 305-309 (прототип).

877579

Фиа

Тираж 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретеннй и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/В

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Закаэ 9618/75

Составитель В. Жовинский

Редактор В. Петраш Техред Ж.Кастелевич Корректор A. Гриценко

Устройство для определения траекторий движения наземного транспортного средства Устройство для определения траекторий движения наземного транспортного средства Устройство для определения траекторий движения наземного транспортного средства Устройство для определения траекторий движения наземного транспортного средства Устройство для определения траекторий движения наземного транспортного средства Устройство для определения траекторий движения наземного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам решения задач навигации, управления и наведения для группы многофункциональных летательных аппаратов (МЛА)

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для обнаружения и пеленгации фазоманипулированных сигналов

Изобретение относится к автоматическому управлению и может быть использовано в системе автоматического управления движущимся объектом, например летательным аппаратом, а также в системах предупреждения критических режимов полета

Изобретение относится к специализированным вычислительным средствам и может быть использовано в авиационных тренажерах
Наверх