Динамометр

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (н)883678

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 160480 (21) 2909695/18-10 с присоедииением заявки ¹ (51)М. Кл.

G 01 Ь 5/06

Государствеииый комитет

СССР ло делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 2 311.81,бюллетень Н9

Дата опубликования описания 231181 (53) УДК 531.781 (088. 8) (72) Авторы изобретения

И.В. Шаповал, A.Е. Иваненко и В.В. Заблоц (7() Заявитель (54) ДИНАМОМЕТР

Изобретение относится к силоизме-. рительной технике.

Известно устройство для измерения усилий в канате, содержащее три опорных ролика, между которыми пропускается канат, причем один из них снабжен указателем натяжения (1).

Недостатком известного устройства является то, что оно может занимать неудобное для наблюдателя положение.

Наиболеее близким к предлагаемому по технической сущности является ди- намометр, содержащий цилиндрический корпус и установленный соосно ему упругий элемент, выполненный в виде цилиндра с косыми щелями, расположенными по поясам, силопередающие элементы, связанные с торцами упругого элемента, и узел отсчета усилия (2) °

Недостаток указанного устройства в том, что оно неудобно в эксплуатации .

Цель изобретения — повышение удобств в эксплуатации при измерении натяжения тросов.

Указанная цель достигается тем, что каждый силопередающий элемент выполнен с осевым отверстием и зажимом для троса и связан с упругим элементом через опорный подраипник, при этом корпус жестко связан с упругим элементом в средней части, а узел отсчета выполнен в виде окна в корпусе, в котором размещена подвижная контрастная лента, связанная с одной стороны через пружины с корпу" сом, а с с упругим элементом через нити привода, выполненного в виде группы блоков, которые расположены на торцах и сред" ней части упругого элемента, при этом вторые концы нитей привода закреплены на средней части упругого элемента.

На фиг ° 1 представлен динамометр в продольном разрезе (общий вид); на фиг. 2 — то же, без наружного корпуса с контрастной лентой; на фиг.3» сечение A-А на фиг. 1; на фиг. 4 сечение В-Б на фиг. 1; на фиг. 5 корпус . с контрастной лентой и ее приводом, общий вид.

Динамометр состоит из (фиг.1) силопередающих элементов 1 и 2 для приложения нагрузки P упругого чувствительного элемента 3, цилиндрического составного корпуса 4 с цвет" ной втулкой (белого или зеленого цвета) 5, на которую нанесена шкала, 883678 и с контрастной лентой 6 (красного цвета), привода 7 для управления лентой 6 и распорной втулки 8 °

Силопередающий элемент 1 выполнен с буртиком 9, через который он опирается на опорный подшипник 10, установленный в торец 11 упругого элемента 3. Второй силопередающий элемент 2 установлен с помощью опорного подшипника 12 и гаек 13 и 14 на выступ 15 накидной гайки 16, навинченной на второй торец 17 упругого элемента 3. Каждый из элементов 1 и 2 заканчивается, соответственно, выступающими внутрь упругого элемента 3, частями 18 и 19, на которые одета распорная втулка 8, выполнен- 15 ная из эластичного упругого материала. Втулка 8 распирает силопередающие элементы внутри элемента 3, обеспечивая устранение люфтов в опорных подшипниках 10 и 12. 20

Как силопередающие элементы, так и втулка 8 снабжены сквозными осевыми отверстиями, обозначенными общей позицией 20.

На другую сторону силопередающих элементов навинчивается полая гайка

21, в которую установлен, например зажим 22 для троса (каната), имеющий возможность свободно располагаться в полой части гайки 21 и сквозном отверстии 20, т.е. этот учас. ток троса 23 не нагружается при приложении к нему усилия Р. Передача усилия Р от нагружаемого участка троса осуществляется через зажим 22 на гайку 21, затем через гайки 13 и 14 на опорный подшипник 12, после этого оно передается на гайку 16 и на упругий элемент 3. Усилие от другого нагружаемого участка троса 23 передается аналогично, через гайку 40

21 на силопередающий элемент 1, за reM через буртик 9 на опорный подшипник 10, а затем на упругий элемент 3.

Такая конструкция позволяет пропустить трос 23 через сквозное отвер5 стие 20, не разрезая его для подсоединения к силопередающим элементам

1 и 2. При этом участок троса 23, находящийся внутри динамометра, остается свободным при его нагружении и не влияет на работу упругого элемента 3. Действующий в цепочке крутящий момент или разворот практически не действует на работу упругого элемента 3, так как силопередающие элементы 1 и 2 установлены на опорных подшипниках 10 и 12, которые обеспечивают Поворот цепочки относительно упругого элемента 3.

При этом динамометр может быть раз- ® вернут относительно его оси на подшипниках 10 и 12 в удобное для наблюдения положение.

Упругий чувствительный элемент 3, установленный без зазоров на опорных подшипниках 10 и 12, выполнен в виде полого цилиндра, в котором размещена распорная втулка 8. Он состоит из верхнего торца 11, среднего утолщения 24 (фиг. 1 и 2) и нижнего торца 17, которые соединены между собой поясами 25 и 26. Пояса 25 и 26 выполнены с щелями, соответственно, 27 и 28, чередующимися с перемычками, соответственно 29 и 30. Причем, угол наклона Ы,(перемычек 29 и щелей 27 на поясе 25 имеет знак, противоположный знаку угла наклона перемычек 30 и щелей 28 на втором поясе 26. Такое выполнение дает возможность существенно увеличить продольное (вдоль оси 0-0) удлинение за счет наклона перемычек 29 и 30, которые при нагружении, кроме собственного удлинения, испытывают и изгиб, дающий дополнительное удлинение. Далее за счет наклона перемычек 29 и

30. торцы 11 и 17 испытывают поворот

m< и m+ а среднее утолщение 24 поворот m< в другом направлении за счет разных углов с .,)и <>(наклона перемычек 29 и 30. на поясах 25 и 26 °

Эти повороты также используются для работы привода 7 и для повышения чувствительности, точности и увеличения шкалы динамометра.

Привод 7 (общая позиция) состоит из группы блочков 31, установленных на верхнем торце 11, двух групп блочков, соответственно, 32. и 33, установленных на среднем утолщении 24 и группы блочков 34, установленных на нижнем торце 17. Группа блочков

31 соединена нитью 35 (фиг. 2 и 5) с первой группой блочков 32 ° При этом один конец нити 35 закреплен неподвижно на утолщении 24, а второй выведен по кольцевой канавке 36 к контрастной ленте 36 и закреплен на ней с помощью кронштейна 37 (фиг, 5) Группа блочков 34 соединена нитью 38 (фиг. 2 и 5) со второй группой блочков 33, причем один конец нити 38 также йеподвижно закреплен на утолщении 24, а второй выведен по кольцевой канавке 39 на торце 17 ко второму концу контрастной ленты 6 и закреплен на ней с помощью второго кронштейна 40. При этом перемещение конца нити 35, соединенного с лентой б, будет равно

5 Ь + 5Ьд,, где 5 Ь - перемещения, суммируемые блочками 31 и 32 от продольного удлинения пояса 25, à 5 Ъ)д— перемещения, суммируемые блочками

31 и 32 от поворотов верхнего торца m, и промежуточного пояса mg,направленных в разные стороны. Таким же образом определяется и перемещение конца нити 38 ° Такая комбинация косых щелей 27 и 28 под разными углами и привода позволяет существенно увеличить перемещение свободных

883678 концов нитей 35 и 38 для управления контрастной лентой б.

Для большего перемещения концов нитей 38 и 35 можно увеличить количество блочков или наклоны щелей

27 и 38, соответственно d< и с, или увеличить количество поясов 25 и 26 с разными углами наклона щелей или перемычек на них.

Корпус 4 неподвижно закреплен с помощью кронштейнов 41 на промежуточном утолщении 24. На торцах корпуса 4 установлены в соединительных деталях 42 уплотнения 43, предотвращающие попадания пыли, вредных веществ и т.д. во внутрь динамометра, т.е. корпус 4 с уплотнениями 43 практически не препятствует перемещению h., Ь< и поворотам m< и m> упругого элемента 3 и одновременно обеспечивает поворот корпуса 4 вместе с элементом 3 в любое удобное положение.

Корпус 4 выполнен в виде двойного цилиндра, образованного наружной трубой 44, имеющей окно 45 (для визуального наблюдения за шкалой и контрастной лентой б), и внутренней втулкой 5, расположенных с зазором по отношению друг к другу (фиг. 5) .

Труба 44 и втулка 5 соединены между собой по торцам с помощью деталей 42, несущих уплотнения 43. Втулка 5 имеет направляющие подгибы 46 и 47, со;ответственно, для направления нитей

35 и 38, выходящих из канавок 36 и

39 к передней кромке контрастной ленты 6, на ее кронштейны 37 и 40. Контрастная (красная) лента б размещается и перемещается в зазоре между трубой 44 и втулкой 5 (белого цвета).

Задняя кромка э ой ленты 6 подсоединяется через амортизаторы (например, резиновые шнуры) 48 и 49 к узлам; соответственно, 50 и 51, расположенным на расстоянии большем, чем длина контрастной ленты б и закрепленных между трубой 44 и втулкой 5 ° . Высота ленты 6 равна промежутку между внутренними частями деталей 42.

Для прохождения нитей 35 и 38 и кронштейнов 37 и 40 во втулке 5 выполнены, соответственно, два выреза (фиг. 5) 52 и 53.

На внутренней втулке 5 в зоне окна 45 наносится тарированная шкала грузоподъемности динамометра, которая перекрывается при его работе контрастной лентой 6 и ее передней кромкой.

Для того, чтобы зафиксировать динамометр в удобном для наблюдателя положении, т.е. повернуть динамометр на подшипниках 10 и 12, предусмотрен прижим 54 для крепления, например канатика (или ручки) 55, который может быть зафиксирован вторым концом или подведен к наблюдателю.

Динамометр работает следующим образом.

При приложении нагрузки P к хвостовикам 1 и 2 через зажимы 22 и гайки 21, она через буртик 9 и опорный подшипник 10 и через торцы гайки 13, опорный подшипник 12 и накидную гайку 17, передается, соответственно, на торец ll и торец 17 упругого чувствительного элемента 3. В материале элемента 3, а именно в торцаХ ll и 17, утолщении 24 и в перемычках

29 и 30 под нагрузкой врзникают деI формации, которые состоят из обычных деформаций растяжения материала в указанных деталях элемента 3 и деформаций, вызванных поворотом концов перемычек 29 и 30, которые, вследствие своего наклона, стремятся занять приблизительно вертикальное положение(перемещения b.1 и Ь 2),увели20 чивая таким образом общие деформации.

Так как концы перемычек 29 и 30 заделаны в торцах 11 и 17 и в промежуточном утолщении 24, они также поворачиваются относительно оси 0-0, причем утолщение 24 в одном направлении (как показано стрелкой m>), а .торцы 11 м 17 — в другом, показанном стрелками m< и в . Разный поворот торцев 11 и 17 по сравнению с поворотом утолщения 24 обусловлен разным наклоном щелей 27 и 28 и перемычек

29 и 30 (углы о . и с(), которые и создают это вращение при нагружении.

Торцы 11 и 17 проворачиваются, соответственно, на опорных подшипниках

10 и 12. Таким образом достигается существенное увеличение общих исходных деформаций упругого элемента 3, используемых для работы собственно

40 индикатора контрастной ленты б. Такая конструкция также обладает высокими демпфирующими свойствами, обеспечиваемыми упругим элементом 3.

Так как наглядность цветной инди4 кации (или зрительная восприимчивость) и собственно шкалы существенно зависит от размеров цветного индикатора — ленты б и шкалы, то общие деформации упругого элемента 3 еще раз увеличиваются за счет привода 7, выполненного в виде группы . блоков, соединяющих торцы 11 и 17 со средним утолщением 24. Это предназначено для увеличения размеров контрастной ленты б и шкалы, т.е. для улучшения наглядности и зрительной восприимчивости (или в конечном счете улучшения удобств в эксплуатации динамометра).

И так перемещения вдоль оси О-О b,, 40 и b g è повороты m<, m> и m>, передаются через блочки 31-34 на нити

35 и 38, с одним закреплением другим свободным концом нити. Вследствие

m> z m> H nepe65 мещений Ь и конец нити, напри8836 78 мер 35, перемещается при данной конструкции привода на величину 5Ь +5Ь

° A конец нити 38 также перемещается на 5Ь -5Ьп Перемещение нитей 35 и

38 приводит к перемещению (через кронштейны 37 и 40) ленты 6 в свободном зазоре между трубой 44 и втулкой 5.

По мере увеличения нагрузки P и соответственно увеличения суммарных деформаций упругого элемента 3, лента б все больше выходит в окно 45 трубы 44, з акрывая белый (или зеленый) о

1 цвет втулки 5 красным цветом ленты б.

При этом по передней кромке ленты б, которая также перекрывает нанесенную на втулке 5 шкалу, можно определить текущее значение нагрузки. B 1э процессе@Движения ленты 6 удлиняются и амортизаторы 48 и 49, соединенные вторыми концами с узлами 50 и 51. Такие амортизаторы обеспЕчивают плавное перемешение ленты 6 в процессе Щ нагружения и возврат ее в исходное положение при сбросе нагрузки до О.

При достижении максимальной нагрузки окно 45 полностью закрывается, указывая (красным цветом), что грузоподъемность исчер ана. Распорная втулка 8 при этом свободно перемещается на внутренних частях 18 и 19 силопередающих элементов, соответственно, 1 и 2.

При уменьшении нагрузки,.взаимодействие описанных деталей динамометра происходит в обратном порядке.

Для поворота динамометра в удобное для наблюдателя положение он проворачивается на опорных подшипниках 10 и 12 с помощью связи 55.

Если цепочка имеет тенденцию к провороту при нагружении, связь 55 может быть установлена предварительно, обеспечивая удобное положение, а 4О цепочка проворачивается внутри на подшипниках 10 и 12. Этим обеспечиваются удобства в экслуатации.

Дин амометр поз вол яет существен но расширить диапазон шкалы, расположить шкалу в удобное для наблюдателя положение, путем поворота корпуса со шкалой, улучшить наглядность процесса нагружения за счет увеличения шкалы.

Формула изобретения

1. Динамометр, содержащий цилиндрический корпус, установленный соосно ему упругий элемент, выполненный в виде цилиндра с косыми щелями, расположенными по поясЪм, силопередающие элементы, связанные с торцами упругого элемента, и узел отсчета усилия, а т л .и ч а ю щ и ис я тем, что, с целью повышения удобств в эксплуатации при измерении натяжения тросов, каждый силопередающий элемент выполнен с осевым отверстием и -зажимом для троса и связан с упругим элементом через

ОПОРный подшипник при этом корпус жестко связан с упругим элементом в средней части °

2. Динамометр по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что узел отсчета выполнен в виде окна в корпусе, в котором размещена подвижная контрастная лента, связанная с одной стороны через пружины с корпусом, а с другой стороны с упругим -элементом через нити привода, выполненного в виде группы блоков, которые расположены на торцах и средней части упругого элемента, при этом вторые концы нитей привода закреплены на средней части упругого элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 651211, кл. G 01 Ь 5/04 от 22.12.76.

2. Авторское свидетельство СССР

М 730070, кл. G Ol L 1/04 от 18.10.79 (прототип).

883678

Составитель Л. Кожевникова

Техред М.Рейвес Корректор О. Билак

Редактор П. Ортутай

Тираж 910 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и .открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 10209/62

<Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Динамометр Динамометр Динамометр Динамометр Динамометр Динамометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для измерения натяжений канатов, проволок, кабелей, тросов и т

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для проверки технического состояния ременных передач, а именно для измерения натяжения приводных ремней двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля натяжения приводных ремней

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для контроля натяжения полотен и сеток, и может быть использовано, в частности, к бумагоделательной промышленности

Изобретение относится к устройствам для контроля натяжения полотна и сеток и может быть использовано, в частности, в бумагоделательной промышленности
Наверх