Гидрометрический груз

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii 900110 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 20.05.80 (2l ) 2927960/1 8-10 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 23.01.82. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 23 01 82

{5l)M. Кл.

Ь01 С 13/OO

Кесудврстееиьй квинтет

СССР ао делам хзобрвтевив и атхрытвЯ

{53) УДK528.541 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н.A. Шелехов и А.О. Каношенков (7I) Заявитель (54) ГИДРОМЕТРИЧЕСКИЙ ГРУЗ

Изобретение относится к гидрофизи-! ческим исследованиям, выполняемым с судна, в частности к концевым и промежуточным грузам, обеспечиваюшим создание необходимого натяжения в несущих тросах или трос-кабелях с целью

S удержания измерительчых, систем на заданных горизонтах при наличии значительных течений или дрейфа судна.

Известны концевые гидрометрические грузы обтекаемой каплевидной или рыбо о видной формы массой 10, 15, 25, ;90 кг E 11.

Недостаток известных гидрометрических грузов состоит в том, что их кон15 струкция рассчитана на крепление к металлическим тросам и непригодна для крепления на мягкую оболочку трос -кабелей, которые за последнее время находят все большее применение в морской гидрометрии. Кроме того, широко применяемая в последнее время компенсация качки методом нулевой плавучести трос -кабеля требует закрепления грузов на мягкую оболочку при различном расстоянии от измерительного прибора. А элементы крепления этих грузов рассчитаны на создание силы трения между грузом и трос-кабелем путем пережатия последнего, Такое крепление часто разрушает наружную мягкую герметичную оболочку . троокабеля.

Наиболее близким к предлагаемому является гидрометрический груз HP-28, представляюший собой металлический цилиндр с продольной прорезью и устройство для запирания троса в прорези. Сила трени, удерживаюшая этот груз на тросе, создается усилием зажатия троса в прорези, которое во много раз больше веса самого груза. В случае применения такого груза для работы с троо-кабелем часты случаи повреждения наружной оболочки и разгерметизации трос-кабе- . ля Г21.

Недостатком груза ПР-28 является недостаточная надежность его в эксплуатации при .закреплении груза на тросе, с001 а при работе с трос-кабелем из-за возможности частого повреждения оболочкитроо-кабеля элементами крепления груза.

11ель изобретения — повышение надежности в эксплуатации. 5

Поставленная цель достигается тем, что в гипрометрическом грузе, содержащем корпус с входным и выходным каналами для трос-кабеля, корпус выполнен разьемным, внутри корпуса неподвижно за- 10 креплен барабан, ось которого перпендикулярна плоскости разъема, с шириной между реборпами, равной трем диаметрам троо-кабеля, при этом поверхность барабана снабжена винтовой oaíoBèòêî- 15 вой канавкой, а выходной и входной каналы снабжены обжимными втулками троокабеля и расположены в плоскости разъема верхней секции, при этом центры тяжести всех поперечных сечений гидрометричес- 3Î кого груза расположены в плоскости разьема верхней секции.

На фиг. 1-5 показаны обший вид и основные сечения предлагаемого гипрометрического груза. 25

Гипрометрический груз имеет обтекаемую форму и включает верхнюю секцию 1, сменную секцию 2, прикрепленную к секции 1 соединением 3 типа "ласточкин

30 хвост! Секция 1 выполнена разъемной и состоит из корпуса 4, внутри которого неподвижно закреплен цилиндрический барабан 5 для намотки трос-кабеля 6, и крышки 7, соединенной с корпусом винтом 8, проходящим через центр барабана. 5

Плоскость разъема 9 между корпусом 4 и крышкой 7 расположена вертикально и делит поперечное сечение секции 1 на две равные части. По плоскости разъема

9 внизу и вверху корпуса и крышки выполнены каналы 10 и 11 с неподвижно закрепленными обжимными резиновыми втулками д,пя входа в груз и выхода из груза трос-кабеля 6. Целесообразно осуществлять обжим трос-кабеля с помощью 45 втулки с диаметром, равным 0,8-0,9 диаметра трос-кабеля. Лля укладки на барабане минимального числа витков трос-кабеля, необходимого для создания сил трьния, удерживающих груз от сползания по кабелю, ширина между ребордами 12 барабана должна быть равна трем диамет- рам трос-кабеля. На цилиндрической чаоти барабана выполнена одновитковая канавка 1 3 с поперечным сечением, рав- И ным поперечному сечению трос-кабеля (т. е. глубина канавки примерно равна ,0,8 диаметра трос-кабеля).

10 4

Поперечные сечения по всей высоте груза являются одинаковыми по наружному контуру и подобраны так, что центры тяжести их расположены на одной оси с цент ром выхода из груза вверх трос-кабеля.

Все элементы груза выполнены из немагнитных материалов, например из латуни или нержавеющей стали.

Сборку груза осуществляют следующим образом.

Укладывают конец горизонтальной чаоти 14 трос-кабеля в резиновую обжимную втулку канала 10. B направлении по часовой стрелке наматывают по канавке 13 барабана 5 один виток и поверх него еще

3 витка. Верхние витки, обжимая первоначальный виток, увеличивают силу трения между барабаном 5 и троо-кабелем 6.

Вводят барабан 5 во внутреннюю полость корпуса 4, в котором он фиксируется от проворачивания прямоугольным выступом 15 и отверстием. При это. начало канавки 13 должно находиться против канала 11. Выводят трос-кабель через верхний канал 11. Закрывают барабан 5 крышкой 7, проследив, чтобы трос-кабель прижимался только резиновыми втул-ками в каналах l 0 и 1 1. Закрепляют винтом 8 крышку 7 к корпусу 4 по соприкосновения плоскостей. Обжатие троскабеля во втулках каналов 10 и 11 создает дополнительную силу трения между грузом и трос-кабелем.

Собранную секцию 1 можно установить в любом месте по длине троо-кабеля, обеспечивая изменение длины горизонтальной части троо-кабеля. За счет увеличения длины горизонтальной части ðîîкабеля при усилении волнения на море можно компенсировать качку корабля и существенно ослабит влияния волнения на измерительный прибор. 16.

В зависимости от скорости подводного течения на глубине или дрейфа корабля груз набирается из одинаковых секций 2 при помоши соединения 3, например типа "ласточкин хвост, в любые требуемые весовые комбинации. Совпадение центров тяжести поперечных сечений груза с центром входа канада 11 троокабеля обеспечивает во время работы устойчивое положение груза как в спокойной воде, так и при наличии течений.

Конструкция гидрометрического груза по сравнению с известными исключает возможность повреждения оболочки троскабеля в местах закрепления груза, позволяет закреплять груз на любой длине

9001 троо-кабеля, устраняет многие случайности при проведении гндромет ических измерений и обеспечивает их надежность.

Возможность легкой переналадки груза, перемешение груза по длине троо-кабеля, увеличение веса путем добавления новых секций позволяет значительно сократить время для подготовки измерений.

10 4 кабеля, при этом поверхность барабана снабжена винтовой одновитковой канав кой, а входной н выходной каналы снабжены обжимными втулками троо-кабьля и расположены в плоскости разъема верхней секции, при этом пентры тяжести всех поперечных сечений гкдрометрического груза прасположены в плоскости разъема верхней секции.

Формула изобретения

Гидрометрический груз, содержащий корпус с входным и выходным каналами для троо-кабеля, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью повышения надеж ности эксплуатации, корпус выполнен разьемным, внутри корпуса неподвижно закреплен барабан, ось которого перпендикулярно плоскости разъема, с шириной между ребордами, равной трем диаметрам тросИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Морская гиарометрия. Под pert.

А. М Муромцева, Л., Гидрометеоиздат, 1971, с. 51.

2. Руководство по гидрологическим работам главного управления Гидрометеорологической службы при СМ СССР и

Государственного океанографического института "Гидрометеоиздат, Л., 1977, с. 1 99 (прототип) .

900110

Составитель В. Лыков

Тех ед Ж.Касгелевкнч Ко кто Н. Степ

Редакто Т. Киселева

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 12165I57 Тираж 613 ° Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Гидрометрический груз Гидрометрический груз Гидрометрический груз Гидрометрический груз Гидрометрический груз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к определению океанографических характеристик и построению их пространственного распределения и может быть использовано для географических и природоресурсных исследований океанов и морей

Изобретение относится к технологии измерений и может быть использовано при определении параметров надводных судов по данным аэрофотосъемок и спутниковых наблюдений

Изобретение относится к неконтактным океанографическим измерениям и может быть использовано для определения статических характеристик морского волнения с летательного аппарата на плаву

Изобретение относится к авиационному приборостроению и предназначено для использования при создании систем автоматизированного управления параметрами полета, зависящими от его текущей высоты и параметров морского волнения, в частности для автоматической посадки (приводнения) гидросамолета на гладкую и на взволнованную поверхности

Изобретение относится к области неконтактных океанографических измерений и предназначено для использования в информационно-измерительных комплексах определения статистических характеристик морского волнения с летательного аппарата на плаву

Изобретение относится к океанологической технике и может быть использовано для дистанционного контроля состояния морской поверхности

Изобретение относится к области гидрофизических измерений и может быть использовано для исследования динамики гидрофизических процессов в натурных условиях

Изобретение относится к приборам, измеряющим вертикальное перемещение судна на качке

Изобретение относится к области океанографических измерений, в частности, к способам измерения высоты морских волн
Наверх