Колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам

 

А. Г. Платаев, В. Н. Свиденко, М. С. Саг е и Г. 3. Абдулгафарова ! .::!

Институт металлургии и обогащения АН Казахской.. СР (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ

ПО СЫПУЧИМ ГРУНТАМ

Изобретение относится к колесным движителям транспортных средств повышенной проходимости, способным передвигаться по грунтам с низкой несущей способностью, - S

Известно колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам, содержащее обод и установленную на нем сдвоенную шину с регулируемым давлением. Это колесо при

10 движении по грунтам с низкой несущей способностью частично. решает задачу повышения проходимости за счет снижения давления в шинах, которое

3S приводит к увеличению площади контактного взаимодействия, следовательно, к уменьшению удельного давления на грунт (1 ).

Однако известные колеса не спо20 собны предотвратить боковое выпирание грунта-, приводящее к зарыванию и пробуксовке колес.

Цель изобретения - повышение про ходимости транспортного средства по сыпучему грунту.

Указанная цель достигается тем, что внутренние борта шины на 1/3 высоты профиля шины от обода шире на

20-601 наружных бортов на той же вы соте, а угол наклона внутренних бортов относительно радиальной плоскости, проходящей через середину обода, равен 10-453.

На фиг. I представлена шина в ди-, аметральном сечении, разрез; на фиг. 2 - шина под воздействием нагрузки и сброса давления в ней; на фиг. 3 - зависимость предельной загрузки Р на грунт от глубины по" гружения при взаимодействии штампа, модулирующего соответственно предла» гаемую (кривая О)и известную (кри" вая 8) шины.

Колесо содержит обод 1, на котором смонтированы две шины 2 и 3 содержащие наружные борта 4 и 5 и вну

081

Предельная нагрузка, Превышение толщины внутренних бортов по сравнению с наружными, 3 кг/см

3,4

4,0

4,5

4,7

4,7

4,6

4,6

3 901 тренние борта 6 и 7. Увеличение нагрузки на колесо и сброс давления в шине приводит к раздвижению колеса.

Задание тольщины внутренних бор тов на высоте 1/3 высоты профиля шины на 20-60 больше толщины наружных бортов наиболее оптимально.

При толщине внутренних бортов на высоте 1/3 высоты профиля шины меньше, чем на 204 толщины наружных бортов раздвижение шины недостаточно и не приводит к увеличению предельной нагрузки на грунт, а задание толщины более чем на 601 толщины наружных бортов приводит к появлению проскальзывания, увеличению материалоемкости шины. Определение угла наклона в пределах 10-45" Gllo собствует раздвижению шин за счет жесткости внутренних бортов. Увеличение угла наклона более 45 привоо дит к неработосгюсобности шины, а уменьшение ниже 10, как получено из экспериментов, не способствует раздвижению шины.

Таким образом, при движении предлагаемого колеса по сыпучим грунтам происходит горизонтальное раздвижение шины, что препятствует боковому выпору грунта из-под колеса. Этот выпор направляется внутрь в сторону образования естественного уплотненного ядра грунта, образующегося непосредственно под колесами на первом этапе деформации (фиг. 2). За счет подавления бокового выпора предотвращается пробуксовка и проскальзывание колес. Кроме того, увеличивается общая зона уплотнения грунта, ка к по ширине, т а к и гю глубине floО вышается его несущая способность t следовательно и проходимость транспортных средств по грунтам с низкой несущей способностью.

Колесо работает следующим образом.

Воздействие нагрузки и сброс давления в шине при движении по сыпучим грунтам передается через обод коле>0 са 1 на внутренние борта 6 и 7 с по вышенной жесткостью, которая задается большей толщиной внутренних бортов на высоте 1/3 высоты профиля шины по сравнению с толщиной наруж 5 ных бортов 4 и 5 и приводит к раздвижению шин и расширению колеса.

Задание определенного угла наклона внутренних бортов относительно радиальной плоскости, проходящей через щ середину обода, сгюсобствует раздвижению шин.

8 результате экспериментов установлено, что при взаимодействии грунта со штамгюм, моделирующим предла25 гаемую конструкцию шины, несущая способность грунта увеличивается в

2 раза по сравнению с несущей способностью грунта при взаимодействии со штампом, моделирующим известную шину

36 (фиг ° 3) °

8 таблице представлено увеличение предельной нагрузки на грунт при различной жесткости внутренних бортов, Причем максимальное увеличение у несущей способности получено при толщине внутренних бортов на 20-60>," больше, чем толщина наружных бортов при превышении на 104 величина предельной нагрузки совпадает с этой величиной для известной шины (фиг.3).

5 90f

Серийный автомобиль ГАЗ"66 при движении по грунтам с низкой несущей способности на 100 км пути расходует

30 л бензина. Стоимость 1 л бензина

0,16 р. Следовательно, стоимость бензина для серийной машины ГАЗ"66 на

100 км пути равна 30 лк0,16 р=4,80 руб.

Транспортное средство, оборудован.ное движителями предлагаемой конструк-, ции, имеет проходимость в 2 раза больше, чем серийная машина. Следовательно, расход горючего уменьшается приблизительно на 40-$03, автомобиль, оборудованный предлагаемой конструкцией шины, израсходует на

100 км 18 л бензина, стоимость которого в этом случае составляет

18 ль0,16 р = 2,88 р. Следовательно, экономия за счет горючего при реализации движителей предлагаемой конструкции в расчете на 1000 машин при

81 б пробеге на 100 км равна 2 р 1000 — 2000 р.

Формула изобретения

Колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам, содержащее обод и установленную на нем сдвоенную шину с регулируемым давлением, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения проходимости транспортного средства по сыпучему грунту, внутренние борта шины на

1/3 высоты прсн9иня шины от обода шире на 20-604 наружных бортов на той же высоте, а угол наклона внутренних бортов относительно радиальной плоскости, проходящей через се" редину обода, равен 10-45 .

Источники информации, принятые so внимание при экспертизе

1. Борисов В. И., Генералов И. А.

Автомобили ГАЗ-$3h, ГАЗ-66 . И., "Транспорт", 1969, с. 4 (прототип). (Рис. f

901081

РхГ ОРИ авиа Я

Составитель Т Попова

Редактор И. Ковальчук Техред А.Бабинец

Корректор A. Дзятко

Подпи сное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 12277/13 Тираж 714

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, _#_-35, Рауаская наб., д. 4/5

Колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам Колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам Колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам Колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам Колесо транспортного средства для движения по сыпучим грунтам 

 

Похожие патенты:
Наверх