Устройство для смазки пары винт-гайка

 

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПАРЫ ВИНТ-ГАЙКА

Изобретение относится к системам смазки, в частности к устройствам для смазки винтовых прессов.

Известно устройство для смазки пары винт-гайка, содержащее заполненную смазкой полость, размещенную в ползуне и соединенную основным каналом с резервуаром для избыточной смазки. Роль соединительного канала выполняют зазоры в резьбе винтовой пары. Этот канал всегда находится

1О ниже уровня смазки. Причем за каждый ход из первого резервуара (нижнего) вытесняется во второй резервуар (верхний) объем смазки, равный объе15 му части винта, входящего в нижний резервуар.

Эта система жидкой смазки винтовой пары применима в металлорежущих станках, где скорость подвижного органа (поперечины) измеряется миллиметрами в минуту (13.

Однако она не пригодна для винило" вых прессов, где скорость полэуна

2 может превышать l м/с (т.е. скорости перемещения жидкости отличаются в

100...500 раэ). При таких условиях вытеснение смазки иэ полости, размещенной в ползуне, в резервуар для избыточной смазки сопряжено с большими энергетическими потерями из-за дросселирования, приводит к уменьшению скорости полэуна и, следовательно, к увеличению цикла и к снижению производительности.

Цель изобретения — повышение быстроходности винтовой пары и снижение энергозатрат.

Поставленная цель достигается тем, что основной канал выполнен в гайке, резервуар для избыточной смазки соединен с заполненной смазкой полостью ползуна дополнительным каналом, в котором установлен вентиль, при этом выход основного-канала в резервуар с избыточной смазкой расположен выше уровня смазки, а выход дополнительного канала - ниже уровня смазки.

089

15

3 911

На чертеже схематично изображен винтовой пресс, оснащенный предлагаемой системой смазки.

Пресс содержит станину 1, на которой закреплен статор 2 двигателя (на чертеже в качестве примера показан дугостаторный привод), приводящий во вращение ротор 3, являющийся маховиком, с которым жестко связан шпиндель 4, взаимодействующий с ползуном через закрепленную в нем гай ку 6.

8 средней части ползуна 5 имеется поМость А, заполненная жидкой смазкой, служащая для выхода шпинделя 4 при верхнем положении ползуна и одновременно для создания масляной ванны, обеспечивающей получение тонкого слоя смазки или масляной пленки

:, на поверхностях трения винтовой пары.

На ползуне или фланце корпуса гайки установлен дополнительный резервуар 2, в который вытесняется избыточная смазочная жидкость. Резервуар снабжен указателем уровня смазки 7, Полость А и резервуар Б соединены между собой основным каналом 8 и дополнительным каналом 9. На канале

ЗО

9 установлен дросселирующий вентиль

10. Канал 9 соединяет верхнюю часть полости А с нижней частью резервуара

Б, находящейся под, контрольной отметкой указателя уровня, а канал 8 соединяет верхнюю часть полости А с верхней частью резервуара Б, которая находится над контрольной отметкой указателя уровня. Причем, чем выше отверстия. каналов 8 и 9 находятся в полости А и чем ниже находится от49 верстие канала. 9 в резервуаре Б, тем меньшйми будут объемы полости А и резервуара Б.

Устройство работает следующим образом.

Перед работой в резервуар Б заливается смазочная жидкость таким образом, чтобы ее уровень не был выше контрольной отметки указателя уровня, открывается вентиль 10 и по каналу

9 смазка перетекает в полость А. Ползун поднимается в исходное положение, при этом избыточная смазка вытесняется по каналам 8 и 9 в резервуар Б.

Вентиль !О закрывается. Пресс готов к работе.

При включении привода маховик со шпинделем. вращается. Так как ползун и закрепленная в нем гайка не могут вращаться происходит их поступательное перемещение. Воздух из полости

А вытесняется по каналу 8. При подходе ползуна к верхнему положению конец шпинделя входит в,масляную ванну (полость А). При ходе его вниз смазка переносится на нижнюю часть витков гайки в виде тонкого слоя масла или масляной пленки. При повторении ходов все витки гайки и резьбы.на рабочей части шпинделя покрываются смазкой.

В случае перенастройки пресса на другой ход ползуна производится либо пополнение смазкой полости А путем открытия вентиля 10, либо вытеснение избыточной смазки из полости А в резервуар Б по каналу 8.

Конструкция винтового пресса пол,ностью обеспечит жидкую смазку винтовой пары, чем увеличит долговечность винтовой пары, производительность пресса и его экономичность. Наличие основного и дополнительного каналов и вентиля обеспечивает полное погружение (на всю величину хода) шпинде- " ля в смазку.

Формула изобретения

Устройство для смазки пары винтгайка, например,. винтового пресса, содержащее заполненную смазкой полость, размещенную в ползуне и соединенную основным каналом с резервуаром для избыточной смазки, о т л и- . ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстроходности винтовой пары и снижения энергозатрат, основной канал выполнен в гайке, резервуар избыточной смазки соединен с заполненной смазкой полостью ползуна дополнительным каналом, в котором установлен вентиль, при этом выход основного канала в резервуар с избыточной смазкой расположен выше уровня смазки, а выход дополнительного канала - ниже уровня смазки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 278316, кл. F 16 и 7/02, 1970.

911089

Составитель В. Гришков

Редактор Г. Волкова Техред M.Íàäü Корректор О. Билак

Заказ 1085/19 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35» Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для смазки пары винт-гайка Устройство для смазки пары винт-гайка Устройство для смазки пары винт-гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании опорных подшипников турбомашин и корпусов сжатия для повышения надежности и долговечности их узлов трения
Наверх