Сигнализатор загрузки двигателя
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сотов Соввтсннх Соцналмстнчвсиих Реслублни (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11. 06. 80 (21) 2939717/18-10 с присоелннением заявки М (23) Приоритет Опубликовано 07. 06. 82. Бюллетень М 21 Дата опубликования описания 07. 06. 82 (5 l ) М. Кл. G О1 L 23/22 9)еуаэретесвеые квинтет СССР ае делен нзебретенхй н етхрытнв {53) УДК621.43-055.5 (088.8) А .А . Денисов, А .Я. Косяк, Н.Ф. Гридий, Ю.Б. Очинский, А.Г. Соловейчик, В.А. Родичев и В.Г. Шевцов k с, . Целинный научно-исследовательский +ститут . механизации и электрификации сельского хозяйства в (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СИГНАЛИЗАТОР ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для определения загрузки двигателей внутреннего сгорания. Известно устройство для определения степени загрузки двигателя, например тракторного, содержащее рычажную систему, связанную с рейкой топливного насоса и скользящими контактами, замыкающими электрические цепи световых сигналов, соответствую щих различным диапазонам загрузки двигателя Ã1 . Недостатком известного устройства является сложность рычажной системы и скользящих. контактов, которая затрудняет его настройку и эксплуатацию Известно также устройство для регулирования двигателя внутреннего сгорания, содержащее регулятор частоты вращения, снабженный ограничителем подачи топлива и сигнализатор загрузки, содержащий световой индикатор, подключенный к источнику питания через датчик положения рейки топливного насоса. Датчик положения рейки топливного насоса выполнен в виде двух контактов, первый из которых установлен на рейке и соединен с отрицательным источником питания, а- второй установлен на ограничителе подачи топлива, изолирован от корпуса регулятора посредством диэлектрической прокладки и соединен с положительным источником питания 2). Индикация состояния контактов датчика позволяет судить о степени загрузки двигателя. Однако при оптимальной загрузке двигателя контакты датчика замыкаются и размыкаются с частотой, зависящей от характера нагрузки, что снижает точность определения степени загрузки. Цель изобретения - повышение точности определения степени загрузки двигателя. Поставленная цель достигается тем, что в устройство вводятся эле3 9 мент НЕ, элемент ИЛИ-НЕ, два элемента задержки сигнала "1" и четыре электронных ключа, при этом к первому входу светового индикатора подключена последовательная цепь из первого электронного ключа, первого элемента задержки сигнала "1" и третьего электронного ключа, к третьему входу светового индикатора одключена последовательная цепь из ;элемента НЕ, второго электронного ключа, второго элемента задержки сигнала "1" и четвертого электронного ключа, к второму входу светового синдикатора подключен выход элемента ИЛИ-НЕ, входы которого подключены к входам третьего и четвертого электронных ключей, а входы первого электронного ключа и элемента НЕ -подключены к датчику положеHHR e K Tonn HolO HBCGCB На чертеже представлена схема предлагаемого устройства. Устройство состоит из датчика 1, элемента НЕ 2, элемента ИЛИ-HE 3, элементов 4 и 5 задержки сигнала "1", электронных ключей 6-9 и светового индикатора 10. Датчик сигнализатора представляет собой контактное уст.ройство, вмонтированное в регулятор топливного насоса . При замыкании контактов на входы элемента НЕ 2 и первого электронного ключа 6 поступает сигнал "1". Световой индикатор 10 состоит из трех сигнальных лампочек, соответственно трем степеням загрузки двигателя. Устройство работает следующим образом. Если двигатель не загружен, то контакты датчика 1 разомкнуты и на входы элемента НЕ 2 и первого электронного ключа 6 сигнал "!" не поступает. Вследствие этого на выходе ключа 6, элемента 4 задержки, а также на первом входе светового индикатора 10 сигнал "1" отсутствует. Сигнал "1" появляется на выходе элемента НЕ 2, задерживается элементом 5 задержки на время и через ключ 9 поступает на третий вход светового индикатора 10. В световом индикаторе 10 загорается лампочка, соответствующая недогрузке двигателя. При этом íà входе Ь элемента ИЛИ-HE 3 дежурит сигнал "1", вследствие чего на вто- . 34263 4 ром входе светового индикатора 10 сигнал ."1" отсутствует. Если двигатель перегружен, то контакты датчика замкнуты и на входы элемента НЕ 2 и первого электронного ключа 6 поступает сигнал l l 1l 1 . Вследствие этого на выходе элемента НЕ 2, электронного ключа 7, элемента 5 задержки, а также на третьем входе светового индикатора 10 сигнал "l отсутствует. Сигнал Н1 ll "1 от датчика через электронный ключ 6 задерживается элементом 4 задержки на время и через электронный ключ 8 поступает на первый вход светового индикатора 10. В световом индикаторе загорается лампочка, соответствующая перегрузке двигателя. При этом на входе 5 эле1 мент ИЛИ-НЕ 3 дежурит сигнал "1", вследствие чего на втором входе светового индикатора сигнал "1" отсутствует. Если двигатель работает Hà оптимальном режиме, то под действием неустановившейся нагрузки двигатель работает на регуляторной ветви характеристики с заходом на корректорную, что вызывает периодическое за30 мыкание и размыкание контактов датчика. При этом на входах электронного ключа 6 и элемента НЕ 2 сигнал "1" мерцает с периодом at, не превышающим время с задержки сигнала н!" элементами 4 и 5 задержки. Вследствие этого на выходах этих элементов и на первом и третьем входах светового индикатора 10 сигнал "1" отсутствует, а с выхода элемента ИЛИ-НЕ 5 на второй вход светового 40 индикатора 10 поступает сигнал "1". В световом индикаторе 10 загорается лампочка, соответствующая оптимальной загрузке двигателя. Изменением времени задержки сигнала "1" элементами 4-5 задержки сигнализатор настраивается на оптимальный режим работы двигателя в зависимости от характера нагрузки. Предлагаемый сигнализатор позво в ляет повысить точность определения степени загрузки двигателя и .комфортабельность условий его обслуживания. формула изобретения Сигнализатор вагрузки двигателя, содержащий световой индикатор и 5 934263 б электроконтактный датчик положения 1сигнала "1" и четвертого электроннорейки топливного насоса, о т л и- го ключа, к второму входу светового ч а ю шийся тем, что, с целью индикатора подключен выход элемен" повышения точности определения сте- та ИЛИ-НЕ., входы которого подключены пени .загрузки двигателя, в него вве- s к входам третьего и четвертого дены элемент НЕ, элемент ИЛИ-НЕ,два электронных ключей, а входы первого элемента задержки сигнала "1" и четы- электронного ключа и элемента HE ре электронных ключа, при этом к подключены к датчику положения рейки первому входу светового индикатора топливного насоса. подключена последовательная цепь i0 Источники информации, из первого .электронного ключа, перво- принятые во внимание при экспертизе ro элемента задержки сигнала "1" и 1. Авторское свидетельство СССР третьего электронного ключа, к тре- 1 139464, кл. G 01 Ь 23/22, 1960. тьему входу светового индикатора 2. Авторское свидетельство СССР подключена последовательнаЯ цепь из 1s по заявке Ф 2789503/25-26> элемента НЕ, второго электронного кл. G О1 Ь 23/22, 29.06.79 (протоключа, второго элемента задержки тип}.. Составитель А. Амаханов Редактор Г. Ус Техред E.- Xapgxosuex Корректор М. Коста Заказ 3913/34 Тираж 887 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4