Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Сощиалистических

Республик

<н950567

9Ь .:. . l

/б . .сЛ- :

C,.: ° (á1) Дополнительное к авт, саид-ву (22) Заявлено 29.12.80 (21) 3254959/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 150882. Бюллетень ¹ 30

Дата опубликования описания 15.08.82

)$)) g+ 3

В 60 Т 1/087

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629-113. .592.52(088 8) А;.;;. ::. и (72) Авторы изобретения

В.С.Рымар, М.Н.Дзядык и Л.С.Гаронин

° т .. g .„, ° ° . (альнйй" М и с гитут

ТР У34@ЩЩ вк, и

Всесоюзный конструкторско-зксперимен автобусостроения и Центральный орден

Красного Знамени научно-исследовател и автомоторный институт (71) Заявители (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ

ТОРМОЗОМ-ЗАМЕДЛИТЕЛЕМ

Изобретение относится к транспорт ным средствам, в частности к гидродинамическим тормозам-замедлителям и может быть использовано в гидромеханических передачах с встроенным гидроэамедлителем.

Известна система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащая замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя и охладителем рабочей жидкости, сообщенными между собой посредством всасывающего и нагнетательного каналов, распределителем с приводом от пневмоцилиндра, и каналами, сообщающими указанный охладитель с распределителем, канал подпитки, сообщающий посредством указанного распределителя всасывающий канал с источником рабочей жидкости под давлением, сливные каналы, сообщающие посредством укаэанного распределителя вса.сывающий и нагнетательный каналы с дренажной полостью, устройство дистанционного управления пневмоцилиндром (1).

Недостатком известной системы является то, что она не обеспечивает быстрого срабатывания гидродинамического тормоза-замедлителя, так как в процессе заполнения его рабочей полости происходит падение давле5 ния рабочей жидкости в канале подпитки и, следовательно, увеличивается время, необходимое для доведения его заполнения до уровня обеспечивающего исходную эффективность торможе10 ния.

Кроме того, большая длина каналов дистанционного управления пневмоцилиндром, распределителя, особенно при расположении крана управления в кабине водителя, а гидромеханической передачи с гидроэамедлителем, сблокированной с двигателем, в задней части транспортного средства, не обеспечивает быстрое срабатывание

20 гидрозамедлителя.

Наиболее близким к предлагаемой по технической сущности является система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащая замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя и охладителем рабочей жидкости, сообщенными между собой посредством всасывающего и нагнетательного каналов, распределителем с приводом от пневмоцилиндра

950567 и каналами, сообщающими указанный охладитель с распределителем, канал,Подпитки, сообщающий посредством указанного распределителя всасывающий канал с источником рабочей жидкости под давлением, образованным напорными магистралями гидропередачи и пневмогидроаккуму-лятора„ запитанного к смежно расположенному с ним и с укаэанным пневмоцилиндром источнику сжатого возду10 ха, управляемому пневмоэлектроклапаном, сливные каналы, сообщающие посредством указанного распределителя всасывающий и нагнетательный каналы с дренажной полостью, 15 и устройство дистанционного управле- ния пневмоцилиндром (2).

Однако для обеспечения необходимой!длительности торможения указанная система требует наполнительного 20 цилиндра больших габаритов и веса..

Цель изобретения — повышение эффективности системы путем обеспечения быстрого срабатывания гидрозамедлителя без увеличения габаритов. 25

Цель достигается тем, что напорная магистраль гидропередачи подсоединена к напорной магистрали пневмогидроаКкумулятора посредством клапана, открывающегося в сторону указанной напорной магистрали пневмогидроа.ккумулятора, а пневмоцилиндр распределителя сообщен с запитывающим каналом пневмогидроаккумулятора. 35

Пневмоцилиндр привода распределителя выполнен двухступенчатым, причем ступень меньшего диаметра сообщена с запитывающим каналом пневмогидроаккумулятора. 40

На чертеже схематически изображена система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем.

Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем содержит замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью 1 гидрозамедлителя, выполненной, например в виде сдвоенной гидромуфты, имеющей ротор 2, охладителем 3 рабочей жидкости, сообщенных между собой посредством всасывающего 4 и нагнетательного 5 каналов. распределителем 6. Распределитель 6 приводится двухступенчатым пневмоцилиндром, ступени 7 и 8 которого снабжены поршнями 9 и 10, контактирующими между собой и с золотником 11 посредством штоков соответствующих поршней. Охладитель 3 каналами 12 и 13 сообщен с распределителем 6.

Канал 14 подпитки сообщает посредством распределителя б напорную магистраль 15 пневмогидроаккумулятора 16, а также соединенную с ней посредством клапана 17 на- 65 порную магистраль 18 гидропередачи (не показана) с каналом 4. Гидравлическая полость 19 пневмогидроаккумулятора 16 сообщена с магистралью 15, а его пневматическая полость

20 посредством канала 21, перекрываемого:пневмоэлектроклапаном 22, сообщается со смежно расположенным с ним источником 23 сжатого воздуха.

Ступень 7 пневмоцилиндра, также расположенного смежно с источником 23 сжатого воздуха, сообщается с ним каналом 24, выполненным в виде ответвления канала 21.

Ступень 8 пневмоцилиндра сообщена посредством канала 25 устройства дистанционного управления, выполненного в виде пневмокрана 26, сблокированного с электровключателем (не показан), управляющим пневмоэлектроклапаном 22 с источником 27 сжатого воздуха.

Всасывающий 4 и нагнетательный 5 каналы посредством распределителя 6 и каналов 28 и 29 сообщены с дренажной полостью (не пока3ана) .

Золотник 11 снабжен возвратной пружиной 30, предохранительным клапаном 21 и отверстиями 32. Распределитель имеет дренажный канал 33.

Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем работает следующим образом.

Для включения гидрозамедлителя в момент начала хода рычага пневмокрана подается электрический импульс на пневмоэлектроклапан 22, который сообщает полость пневмоцилиндра и полость 20 пневмогидроаккумулятора

16 с источником 23 сжатого воздуха.

Сжатый воздух, воздействуя на поршень

19, перемещает его, а вместе с ним поршень 10, который своим штоком. перемещает золотник 11 распределителя 6, чем сообщает магистраль 15 с каналам 14 подпитки и перекрывает каналы 28 и 29. Одновременно с этим сжатый воздух полости 20 через поршень пневмогидроаккумулятора 16 воздействует на рабочую жидкость полости

19 и через магистраль 15, распределитель 6, канал 14 подпитки впрыскивает рабочую жидкость в полость 1, вследствие чего возникает тормозной момент на роторе 2.

Под действием перепада давления между нагнетательной и всасывающей полостями гидрозамедлителя рабочая жидкость циркулирует в замкнутом гидравлическом контуре — полость 1 гидрозамедлителя, канал 5, распределитель б, канал 12, охладитель 3, канал 4.

Давление жидкости в канале 5 увеличивается до тех пор, пока усилие от воздействия рабочей жидкости, попадающей через отверстие 32

950567 под правый торец золотника 11, вместе с усилителем пружины 30 не пересилит воздействие на указанный золотник поршня 9, после чего золотник 11 переместится влево, открывая при этом канал 29 слива, перекрывая сообще- 5 ние каналов 14 и магистраль 15. При этом степень заполнения полости 1 уменьшается, вследствие чего тормозной моМент, а также давление в канале 5 и под правым торцом золотни- 10 ка 11 уменьшится, что вызывает перемещение золотника вправо и следующее эа этим сообщение канала 14 подпитки с каналом 15 и закрывание канала 29 слива. Таким образом, обеспечивает- 15 ся баланс усилий, действующих на золотник справа — от воздействия давления рабочей жидкости и пружины 30, слева — от воздействия поршня 9, и тем самым обеспечивается постоянное 20 значение тормозного момента и величины давления в канале 5. Величина давления жидкости в канале 5 а, следовательно, уровень эффективности, который в данном случае прини- 25 мается в качестве исходного, при заданной величине давления сжатого воздуха в источнике 23 определяется

1 площадью поршня 9. Объем пневмогидравлического аккумулятора 16 выбирает- ЗО ся таким, чтобы обеспечить включение гидрозамедлителя на исходной тормозной момент. В начальный период включения, когда рабочая жидкость иэ полости 19 через магистраль 15 по- 35 дается на заполнение полости 1, клапан 17 перекрывает сообщение магистрали 18 с магистралью 15, так как давление в магистрали 15, создаваемое пневмогидроаккумулятором выше, чем в магистрали 18.

В случае падения давления в магистрали 15 ниже значения давления в магистрали 18 клапан 17 открывается и в дальнейшем питание магистрали

15 происходит из магистрали 18. 45

Для регулирования тормозного момента в пределах от исходного до максимально возможного, необходимо воздействием на кран 26 подать сжатый воздух требуемого давления в 50 цилиндр, который, воздействуя на поршень 10, приводит золотник 11, который в свою очередь увеличивает заполнение рабочей полости 1 посредством сообщения магистрали 15 55 с каналом 14 подпитки, что увеличивает тормозной момент на роторе 2 и, соответственно, давление в канале 5.

Дальнейшее поддержание постоянного тормозного момента на заданном уровне производится посредством золотника 11 распределителя 6, как указано ранее. Предохранительный . клапан 31 устраняет возможность пре- 65 вышения давления в канале 5 свыше допустимого в случае нарушений в работе распределителя.

Для выключения гидроэамедлителя необходимо, воздействуя на кран 26, снизить давление сжатого воздуха в полости 8 пневмоцилиндра до 0

У что вызывает снижение тормозного момента до исходной величины. Дальнейший поворот ручки крана 26 в сторону выключения размыкает включатель пневмоэлектроклапана 22, который при этом отсоединяет каналы 21 и 24 от источника сжатого воздуха и сообщает их с атмосферой. При этом золотник 11 под воздействием пружины 30 перемещается влево и перекрывает сообщение канала 14 подпитки с магистралью 15, сообщает каналы всасывания 4 и нагнетания 5 с каналами 28 и 29 слива, рабочая полость

1 гидрозамедлигеля опоражнивается, тормозной момент уменьшается до 0

Одновременно со снятием давления в канале 21 снижается давление в полости 20 и при этом происходит запол-нение гидравлической полости 19 рабочей жидкости из магистрали 18 через клапан 17.

Эффективность изобретения заключается в обеспечении быстрого срабатывания тормоза-эамедлителя при неограниченной по времени работоспособности без увеличения габаритов, а также в сохранении возможности регулирования эффективности торможения, что создает условия. лучшего использования потенциальных возможностей гидрозамедлителя при служебных торможениях. Это дает воэможность испольэовать гидравлический тормоз-эамедлитель для поглощения основной части энергии при служебных торможениях транспортного средства и позволяет увеличить срок службы эАЬментов рабочей тормозной системы, а также повышает безопасность движения транспортных средств.

Формула изобретения

1. Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащая замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидроэамедлителя и охладителем рабочей жидкости, сообщенными между собой посредством всасывающего и нагнетательного каналов, распределителем с приводом от пневмоцилиндра, и каналами, сообщающими укаэанный охладитель с распределителем, канал подпитки, сообщающий посрЕдством указанного распределителя всасывающий канал с источником рабочей жидкости под давлением, образованным

950567

Составитель Ю.Гуляев

Техред М. Надь Корректор О. Билак

Редактор А.Химчук

Заказ 5869/19 Тираж 718 Подписное

BHHHilH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород," ул. Проектная, 4 напорными магистралями гидропередачи и пневмогидроаккумулятора, эапитанного к смежно расположенному с ним и с указанным пневмоцилиндром источнику сжатого воздуха, управляемому пневмоэлектроклапаном, сливные 5 каналы, сообщающие посредством укаэанного распределителя всасывающий и нагнетательный каналы с дренажной полостью, и устройство дистанционного управления пневмоцилиндром, )О отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности системы путем обеспечения быстрого срабатывания гидрозамедлителя без увеличения габаритов, напорная магистраль гидропередачи подсоединена к напорной магистрали пневмогидроаккумулятора посредством клапана, открывающегося в торону укаэанной на" порной магистрали пневмогидроаккумулятора, а пневмоцилиндр распределителя сообщен с эапитывающим каналом пневмогидроаккумулятора.

2. Система по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что пневмоцилиндр привода распределителя выполнен двухступенчатым, причем ступень меньшего диаметра сообщена с запитывающим каналом пневмогидроаккумулятора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 261929, кл. В 60 Т 13/12, 1970.

2. Журнал "Lastauto-amnibus", ФР1, 1975 М 3, с. 60 (прототип).

Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобиля

Изобретение относится к приводному агрегату, в частности, для автомобиля, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, охлаждающей системой с вентилятором, трансмиссией и гидродинамическим ретардером со статором, ротором и корпусом

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве средства для уменьшения скорости тяжелонагруженных транспортных средств, особенно при длительном торможении или в сложных дорожных условиях, и/или частоты вращения валов стационарных установок с резко меняющимся режимом работы

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для применения на колесных транспортных средствах (ТС) в качестве дополнительного тормоза, обеспечивающего безопасность ТС

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидравлическим устройствам для испытаний турбомашин

Изобретение относится к контуру охлаждения автомобиля, включающему следующие признаки: охлаждающее средство, в частности воду или водяную смесь; насос для подачи охлаждающего средства с выпуском для охлаждающего средства; тормоз-замедлитель, содержащий среднее кольцо, рабочей средой которого является охлаждающее средство; переключающий клапан, расположенный в направлении по потоку перед тормозом-замедлителем, и обводной участок, чтобы обойти тормоз-замедлитель, так что тормоз-замедлитель подключается и отключается относительно контура охлаждения; при этом насос для подачи охлаждающего средства в направлении по потоку расположен перед тормозом-замедлителем таким образом, что при включенном тормозе-замедлителе насос закачивает охлаждающее средство в тормоз-замедлитель, а при отключенном тормозе-замедлителе прокачивает охлаждающее средство по обводному участку мимо тормоза-замедлителя

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к гидравлическим тормозам с регулируемым сопротивлением вращению на транспорте и в составе тренажеров. Гидродинамический тормоз содержит корпус, два диаметрально противоположно расположенных подпружиненных вытеснителя, крышку и закрепленный на центральном приводном валу кулачок. В корпус выполнена цилиндрическая рабочая камера, в которой концентрично и касательно к стенке рабочей камеры размещен цилиндрический ротор, жестко закрепленный на центральном приводном валу и образующий в рабочей камере серповидные полости. Номинальная толщина ротора и вытеснителей соответствует глубине цилиндрической рабочей камеры. В корпусе выполнены две диаметрально противоположно расположенные полости, примыкающие к цилиндрической рабочей камере, в которых установлены с возможностью вращения оси вытеснителей. Оси вытеснителей снабжены толкателями, которые кинематически связаны с кулачком. Ротор в плане выполнен овальным. Номинальные толщины цилиндрического ротора и вытеснителей равны. Глубина противоположно расположенных полостей соответствует удвоенной номинальной толщине ротора. Достигается простота и надежность конструкции с большим диапазоном регулирования тормозного момента. 11 ил.
Наверх