Электропривод

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЯЬСТВУ

«ii955472

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 03 ° 09 ° 80 (21) 2978048/24-07 с присоединением заявки ¹ (ф ) М К„з

Н 02 P 5/06

Государственный комитет

СССР но. делам изобретений и открытий (23) Приоритет(33) УДК 621.316. .718.5(088.8) Опубликовано 300882. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 300882 (72) Авторы изобретения

В.Г.Дрючин и Ю.П.Самчелеев (71) Заявитель

Коммунарский горно-металлургический институт (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к электрони-, ке и может быть использовано в системах управления электроприводами.

Известен электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока, якорная обмотка кОторого связана с индуктивно-емкостным преобразователем напряжения в источник неизменного тока, силовой ключ и тахогенератор I1J .

Наиболее близким техническим ре.- шением к предлагаемому является электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока, якорная обмотка которого связана с индуктивно-емкостным преобразователем напряжения в источник неизменного тока, силовой тиристор, подключенный к индуктивноемкостному,преобразователю напряжения в источник неизменного тока, дополнительный источник напряжения, к положительной клемме которого подключен один вывод первого переменного резистора, другой вывод указанного резистора через последовательно соединенные конденсатор и силовой тиристор, шунтированные динистором, соединен с отрицательной клеммой дополнительного источника напряжения, тахогенератор, якорная обмотка которого через второй переменнйй резистор связана с управляющим электродом силового тиристора $2(.

5 Недостатком известных электроприводов является зависимость средней скорости электродвигателя от нагрузки на валу, т.е. наличие статизма системы, что влияет на эффективность регулирования электропривода, поскольку увеличение пульсации скорости двигателя ась при увеличении нагрузки на его валу, происходит вниз от заданной скорости.

Цель изобретения — повышение эффективности регулирования электропривода.

Поставленная цель достигается тем, что в электропривод дополнительно введены датчик среднего значения тока, включенный в якорную цепь электродвигателя, и последовательно соединенные сумматор, релейный элемент с регулируемой зоной нечувствительности и формирователь импульсов, при25 чем выход формирователя импульсов соединен с управляющим электродом силового тиристора, один вход сумматора соединен с движком второго переменного резистора, а другой с датчиком

ЗО среднего значения тока.

955472

На чертеже представлена схема электропривода.

Электропривод содержит электродвигатель 1, якорная обмотка которого подключена через выпрямитель 2 и согласующий трансформатор 3 к индуктивно-емкостному преобразователю 4 напряжения в источник неизменного тока, силовой тиристор 5, анод которого через диод 6, а катод непосредственно соединены с выпрямителем 2, 10 положительная клемма дополнительного источника 7 напряжения подключена к одному выводу переменного резистора

8, другой вывод которого через последовательно соединенные конденсатор 9 и силовой тиристор 5, шунтированные динистором 10, соединен с отрицательной клеммой источника 7, якорная обмотка тахогенератора 11 через переменный резистор 12 соединена с последовательно соединенными сумматором 13, релейным элементом 14 с регулируемой зоной нечувствительности и формирователем 15 импульсов, причем выход формирователя 15 подключен к управляющему электроду тиристора 5, второй вход сумматора

13 подключен к датчику 16 среднего значения тока, включенному в якорную цепь электродвигателя 1, в якорную цепь электродвигателя 1 включен диод 17, причем анод диода 17 соединен с анодом диода б.

Электропривод работает следующим образом. 35

В исходном состоянии индуктивноемкостный преобразователь 4 отключен от сети переменного тока. Ток в якоре электродвигателя 1 и в тиристоре

5 отсутствует. Электродвигатель не- 40 подвижен. При подключении индуктивно-емкостного преобразователя 4 к сети переменного тока по якорю электродвигателя 1 протекает неизменный ток, величина которого определяется параметрами индуктивно-емкостного преобразователя 4 и согласующего трансформатора 3, например 2,5Ig.

На выходе датчика 16 среднего тока напряжение равно нулю, так как алгоритм его работы такой, что если средний ток якоря электродвигателя 1. больше, например, 1,2I;>, то на выхо- де датчика 16 напряжение равно нулю.

Электродвигатель 1 начинает разгоняться по линейному закону при отсут- «» ствии отрицательной обратной связи по среднему току. Как только напряжение, определяемое уставкой движка переменного резистора 12 и коэффициентом передачи сумматора 13„ ста- 60 новится равным по установленной величине зоны нечувствительности релейного элемента 14, открывается тиристор

5 (формирователь 15 импульсов управления в этом случае обеспечивает подачу управляющих импульсов на тиристор 5, который закоротит выпрямитель

2) и электродвигатель начинает тормозиться под действием статического момента. Диод 17 не дает возможности противо-ЭДС электродвигателя замыкаться через тиристор 5. Открытый тиристор 5 обеспечивает заряд коммутирующего конденсатора 9 от дополнительного источника 7 по цепи: положительная Клемма источника 7, переменный резистор 8, конденсатор 9, тиристор 5, отрицательная клемма источника 7. В момент достижения напряжением на конденсаторе 9 напряжения включения закрывающего динистора 10 последний открывается и напряжение конденсатора 9 прикладывается в обратном направлении к тиристору 5, что приводит к его закрытию.

Изменяя величину переменного резистора 8, т.е. постоянное время заряда коммутирующего конденсатора 9, задаем время, в течение которого якорь электродвигателя 1 будет обесточен.

За это время скорость двигателя 1 при различных статических моментах на валу электродвигателя уменьшается на различную величину, т.е. 6с) различна для различных Мс.

Как только тиристор 5 закрывается, по якорю электродвигателя 1 вновь начинает протекать ток, электродвигатель вновь разгоняется. При этом вступает в действие отрицательная обратная связь по среднему току якоря (средний ток якоря меньше 1,2,}.

При наличии такой связи открывания тиристора 5 определяется не только уставкой движка переменного резистора 12> коэффициентом передачи сумматора 13 и регулируемой зоной нечувствительности релейного элемента

14,но и обратной связью по среднему току якоря.

Таким образом, при увеличении нагрузки на валу электродвигателя 1 пульсации скорости увеличиваются, однако наличие отрицательной обратной связи по среднему току якоря обеспечивает постоянство средней скорости, т.е. астатизм системы электропривода. Коэффициент передачи отрицательной обратной связи по среднему току выбирается из условия обеспечения допустимых пульсаций скорости двигателя при номинальной нагрузке на валу.

Кроме того, наличие регулируемой зоны нечувствительности релейного элемента 14 позволяет увеличить точность установки заданного значения скорости, которое определяется величиной сопротивления резистора 12, а также, поскольку в предлагаемом электроприводе силовая часть и цепь управления тиристором 5 гальваничес955472

Формула изобретения ки развязаны, то это приводит к увеличению надежности электропривода.

Электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока, якорная обмотка которого связана с индуктивно-емкостным преобразователем напряжения в источник неизменного тока, силовой тиристор, подключенный к индуктивно-емкостному преобразователю напряжения в источник неизменного тока, дополнительный источник напряжения, к положительной клемме которого подключен один вывод первого пере.—

MeHHoro резистора, другой вывод указанного резистора через последовательно соединенные конденсатор и силовой тиристор, шунтированные динистором, соединен с отрицательной клеммой дополнительного источника напряжения, тахогенератор, якорная обмотка которого через второй переменный резистор связана с управляющим элек- тродом силового тиристора, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности регулирования, в него дополнительно введены датчик лреднего значения тока, включенный. в якорную цепь электродвигателя, и последрвательно соединенные сумматор, релейный элемент с регулируемой зоной нечувствительности и фор10 мирователь импульсов, причем выход формирователя импульсов соединен с управляющим электродом силового тиристора, один вход сумматора соединен с движком второго переменного резистора, а другой с датчиком. среднего значения тока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2769157/24-07, кл. Н 02 Р 5/06, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Ф 2969110/24-07, кл. H 02 Р 5/06, 1979. нИИИПИ Заказ 6470/74 тираж 721 Подписное

Филиал ПЛП "Патент", г. Ужгород, Ул.Проектная,4

Электропривод Электропривод Электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх