Транспортное средство

 

(>958202

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.01.81 (21) 3233338/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (51) М.К .

В 62 D 57/00

В 60 В 19/00

Cocf4NPcIsNNNbIN кбмнтют (23) Приоритет—

Опубликовано 15.09.82. Бюллетень №34 (53) УДК 629.113. .012.4 (088.8) пе аелам нзобретеннй и еткрмтий

Дата опубликования описания 25.09.82 (72) Авторы изобретения

В. К. Мишкинюк и М. М. Кузьмин (7!) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к наземным безрельсовым транспортным средствам, а именно к колесным транспортным средствам, характеризуемым максимальной маневренностью, в частности способным поворачиваться с нулевым по центру машины радиусом.

Известно транспортное средство, содержащее корпус и управляемые колеса, каждое из которых выполнено секционным и включает в себя ось и ступицу, на которой смонтированы посредством механизма воз- 1о вратно-поступательного. перемещения в осевом направлении опорные элементы (1) .

Недостатком известного технического решения является малая маневренность транспортного средства.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем повышения маневренности транспортного средства.

Для достижения цели опорные элементы выполнены из отдельных расположенных по окружности колеса сегментов, а механизм их возвратно-поступательного перемещения выполнен в виде механизма Чебышева, шарнирно связанного с рычажным механизмом типа пантографа, и снабжен устройством для регулирования относительного положения подвижных сегментов.

Кроме того, устройство для регулирования относительного положения подвижных сегментов выполнено в виде планшайбы с зубчатым сектором, смонтированной на оси колеса с возможностью поворота в плоскости, проходящей через последнюю, причем зубчатый сектор смонтирован на планшайбе шарнирно с возможностью зацепления с шестерней, которая установлена на ступице и жестко связана с ведущим звеном механизма Чебышева, а планшайба червячной передачей связана с системой управления транспортным средством.

На фиг. 1 представлена схема транспортного средства при выполнении поворота, на фиг. 2 — схема выполнения прямолинейного движения с боковым смещением; на фиг. 3— конструктивное выполнение колеса.

Устройство содержит корпус 1 транспортного средства, крайние колеса 2 (передние и задние), средние колеса 3, подвижные опорные элементы 4, смонтированные посредством механизма возвратно-поступательного перемещения на колесной оси 5, червячное

958202

3 колесо 6, взаимодействующее с поворотной планшайбой 7, содержащей обойму 8 с поворотным зубчатым сектором 9, который входит в зацепление с шестерней 10, ступица 11 колеса. Механизм возвратно-поступательного перемещения содержит ведущий рычаг

12 механизма Чебышева, ведомые звенья

13 и 14 механизма Чебышева, общий со звеньями механизма 15 пантографа. Привод червячного колеса 6 осуществляется червяком

16, связанным с механизмом управления 17. 0

Изменение направления движения транспортного средства происходит следующим образом.

При вращении вала червяка 16 на угол, пропорциональный требуемому поперечному смещению опорных сегментов и задаваемый 15 водителем через систему управления, планшайба 7 поворачивается на пропорциональный угол, поскольку она жестко соединена с колесом 6, При повороте планшайбы 7 секторы 9, образующие попарно с противоположными секторами часть венца зубчатого колеса, заставляют проворачиваться шестерни 10, закрепленные на ступице 11 и связанные жестко с ведущими рычагами 12 механизма Чебышева. Секторы 9, зацепляющиеся с шестернями 10, при прохождении промежу- 25 точных положений между двумя крайними полжениями вынуждены поворачиваться на обойме 8 относительно осей, ориентированных в радиальном направлении. Одно из звеньев 13 механизма Чебышева шарнирно

30 соединено со ступицей, а другое звено 14— с ведущим рычагом 12, звеном 13 и элементом 4. Ось последнего шарнира перемещается при повороте ведущего рычага 12 поступательно вдоль оси колеса. Поскольку звенья

13 и 14 одновременно со звеньями 15 обра- з зуют механизм пантографа, подвижные опорные элементы 4 могут иметь только одну степень свободы — перемещение вдоль оси колеса. Скорость поперечного перемещения в нижней точке колеса определяется, с одной стороны величиной хода опорных элемен- 40 тов и скоростью вращения колеса с другой.

В любом случае скорость поперечного перемещения опорных сегментов пропорциональна величине их максимального поперечного хода. Величина поперечного смещения за 4 каждый оборот колеса не зависит от скорости вращения колеса и определяется только наклоном планшайбы.

Направление перемещения центра колеса определяет кинематику движения этой точки транспортного средства. В зависимости от места расположения и количества колес с передвижными опорными сегментами возможна реализация различных вариантов способа изменения направления движения.

При смещении опорных сегментов только крайних передних или задних колес, либо тех и других вместе, но в противоположных направлениях, транспортное средство выполняет поворот. При смещении опорных сегментов всех колес в одну сторону на равные величины транспортное средство двигается вперед и в сторону, не изменяя ориентировки продольной оси, Технико-экономическая эффективность предлагаемого решения обуславливается возможностью уменьшения объема маневрирования при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, исключением необходимости выполнения разворотов и поворотов транспортного средства, при движении между препятствиями, например на складах или на пересеченной неподготовленной местности, а также возможностью создания маневренных длиннобазовых машин.

Формула изобретения

1. Транспортное средство, содержащее корпус и управляемые колеса, каждое из которых выполнено секционным и включает в себя ось и ступицу, на которой смонтированы посредством механизма возвратно-поступательного перемещения в осевом направлении опорные элементы, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем повышения маневренности транспортного средства, опорные элементы выполнены из, отдельных расположенных по окружности колеса сегментов, а механизм их возвратно-поступательного перемещения выполнен в виде механизма Чебышева, шарнирно связанного с рычажным механизмом типа пантографа, и снабжен устройством для регулирования относительного положения подвижных сегментов.

2. Средство по п. 1, отличающееся тем, что устройство для регулирования относительного положения подвижных сегментов выполнено в виде планшайбы с зубчатым сектором, смонтированной на оси колеса с возможностью поворота в плоскости, проходящей через последнюю, причем зубчатый сектор смонтирован на планшайбе шарнирно с возможностью зацепления с шестерней, которая установлена на ступице и жестко связана с ведущим звеном механизма Чебышева, а планшайба червячной передачей связана с системой управления транспортным средством.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 640869, кл. В 60 В 19/00, 1977 (прототип).

958202

Составитель Т. Попова

Редактор М. Недолуженко Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 6706/22 Тираж 682 П один сное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:
Наверх