Клиновая задвижка

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii)962708

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к.авт. свид-ву (22) Заявлено 06. 01. 81 (2l ) 3230248/25-08 (51)М. Кл. с присоединением заявки М— (23) П риоритет

F 16 K 3/18

3Ьеудерственный комитет

СССР во делам изобретений и открытий

Опубликовано 30. 09.82. Бюллетень М 36

Дата опубликования описания 30. 09 . 82 (53) УДК 621.646 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Л. И. Гурняк и Г. Г. Стратиневский (7l ) Заявитель

Львовский ордена Ленина политехнический инс итут Й:--... ;;, им. Ленинского комсомола (54) КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА, Изобретение относится k арматуростроению и может найти применение в устройствах для герметичного перекрытия потока среды в трубопроводе.

Известна задвижка, в корпусе которой расположен двухдисковый. затвор, с установленными между дисками пружинящими элементами, компенсирующими неточности взаимного расположения уплотнительных поверхностей 11 ). 0

Однако задвижка, ввиду сравнительно большой жесткости дисков не обеспечивает герметичности при увеличении неплоскостности уплотнительных поверхностей, обусловленной наличием >s остаточных напряжений в материалах корпуса и дисков, термокороблением, неравномерностью распределения нагрузки на уплотнительных поверхностях и т.п. 20

Известна клиновая задвижка, в кор- пусе которой установлены запорные диски затвора, снабженные диафрагмами, наличие которых позволяет обеспечить герметичность задвижки за счет эффекта самоуплотнения, возникающего под действием давления рабочей среды на одну из диафрагм, которое прижимает ее к уплотнительной поверхности корпуса. При этом.за счет деформации диафрагмы обеспечивается компенсация погрешностей расположения уплотнительных поверхностей и их неплоскостности (2).

Недостатками такой конструкции являются сравнительно невысокие надежность герметизации и ресурсная работоспособность.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является задвижка, в корпусе которой установлены связанный со штоком привода клинообразный запорный орган, выполйенный в виде двух связанных осью упругих дисков,-и ограничительные втулки (31.

3 96270

Конструкция обладет недостаточнои надежной герметизацией, ввиду термокороблений дисков, неравномерным распределением контактных давлений, обусловленных неодинаковой жесткостьvi упругих дисков по периметру контакта и т.п.

В предлагаемой задвижке увеличивается надежность герметизации за счет увеличения способности дисков к компенсации неплоскостности уплот нительных поверхностей, в связи с возможностью значительного уменьшения их жесткости; обеспечивается контакт уплотнительных поверхностей по всей их ширине за счет прижатия дисков по их периферии к уплотнительной поверхности корпуса и перемещение дисков при незначительных сжимающих нагрузках ввиду предварительной разгрузки пружин.

Цель изобретения - повышение надежности герметизации устройства.

Поставленная цель достигается тем, 10 что в устройстве шток выполнен с клинообразным хвостовиком, боковые поверхности которого параллельны обращенным к ним поверхностям дисков, и в нем выполнен паз, в котором с 15 зазорами в направлении перемещения штока расположена ось .дисков, а меж-. ду хвостовиком и дисками размещены упругий элемент, установленный с возможностью контакта своей перифе- 20 рийной частью с периферией дисков, а центральной - с хвостовиком штока.

На чертеже схематически изображе" на клиновая задвижка, 25

Клиновая задвижка состоит из корпуса 1, в котором установлены клинообразный запорный орган, выполнен. ный в виде упругих дисков 2, связанных осью 3 и клинообразным хвостовиком 4 штока 5, боковые поверхности которого параллельны обращенным к ним поверхностям дисков 2. Ось 3 установлена в пазу 6 хвостовика 4 с зазарами 7 и снабжена ограничительными

35 втулками 8. Между хвостовиком 4 и дисками 2 размещен упругий элемент 9, выполненный, например, в виде пружин

Бельвиля и контактирующий своей периферийной частью с периферией дисков 2, а центральной — с хвостовиком 4 штока 5.

Задвижка работает следующим образом.

При перекрытии потока среды диски

45 запорного органа перемещаются до соприкосновения с уплотнительными поверхностями корпуса I.

Дальнейшее воздействие усилия привода на шток 5, перемещает его хвостовик 4 относительно оси 3. При этом клиновые поверхности хвостовика 4 штока 5 взаимодействуют с тарельчатыми пружинами Бельвиля, которые прижимают диски 2 к уплотнитель- 55 ным поверхностям корпуса 1. В закрытом положении задвижки, когда пружины 9 нагружены с усилием, достаточ8 4 ным для обеспечения герметичности, зазор 7 равен нулю, Поэтому центральныв участки дисков 2 вместе с осью 3 не смещаются под действием давления среды, что позволяет уменьшить их жесткость. При подъеме штока 5 пружины 9 разгружаются и уменьшается усилие прижатия дисков 2 к уплотнительным поверхностям корпуса 1. Это обеспечивает минимальное трение в зонах контакта при их взаимном перемещении.

Правильный выбор жесткости пружин 9 и величины зазора 7 осуществляется расчетным путем.

Втулки 8 предохраняют тарельчатые пружины 9 от избыточной деформации и не допускают перемещения центральных участков дисков 2 в направлении действия давления среды.

Формула изобретения

Клиновая задвижка, в корпусе которой установлены связанный со штоком привода клинообразный запорный оо ан, выполненный в виде двух связанных осью упругих дисков и ограничительные втулки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежнос- ти герметизации, шток выполнен с клинообразным хвостовиком, боковые поверхности которого параллельны обращенным к ним поверхностям дисков, и в нем выполнен паз, в котором с зазорами в направлении перемещения штока расположена ось дисков, а между хвостовиком и дисками размещен упругий элемент, установленный с возможностью контакта своей периферийной частью с

1 периферией дисков, а центральной — с хвостовиком штока.

962708

Составитель М. Кольцова

Редактор Е. Лушникова Техред М.Рейвес Коррект В. Б ор ° утя га

Заказ 7484/57

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная 4 е

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 627282, кл. F 16 К 3/18, 1978.

2 ° Авторское свидетельство СССР

N 383934, кл. F 16 К 3/18, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР

N 746153, кл. F 16 К 3/12, 1.977.

Клиновая задвижка Клиновая задвижка Клиновая задвижка 

 

Похожие патенты:

Задвижка // 715873

Задвижка // 2101592
Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к запорной задвижке

Задвижка // 2147094
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия транспортируемых жидких и газообразных сред трубопроводов

Задвижка // 2147095
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия транспортирующих жидкие и газообразные среды трубопроводов

Задвижка // 2151939
Изобретение относится к параллельной задвижке с корпусом, содержащим входной патрубок и выходной патрубок, расположенный в корпусе шибер, содержащий две затворные пластины и установленный с возможностью перемещения в поперечном направлении относительно патрубков, расположенных на общей оси между двумя противолежащими посадочными поверхностями, причем обе затворные пластины или их уплотнительные поверхности в закрытом положении находятся в плотном контакте с соответствующими прилегающими посадочными поверхностями под воздействием давления среды, введенной в пространство между двумя затворными пластинами или уплотнительными поверхностями

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия трубопроводов с коррозионной, радиоактивной средой при высоких температурах

Вентиль // 2157937
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия потока текущей среды с учетом автоматической саморегулировки износа уплотняемых поверхностей

Задвижка // 2161745
Изобретение относится к арматуростроению, а именно к задвижкам, и предназначено для использования в качестве запорной арматуры тепловых и атомных электростанций, а также на трубопроводах химических и нефтегазовых предприятий

Задвижка // 2193129
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для использования в запорных устройствах, устанавливаемых на трубопроводах, транспортирующих жидкие и газообразные среды

Задвижка // 2211977
Изобретение относится к арматуростроению, в частности к задвижкам, и предназначено для герметичного перекрытия проходного сечения трубопроводов
Наверх