Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин

 

Союз Советсиик

Социалистичесиик

Республин

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

G 06 F 11/16 (22)Заявлено 30.03.81 (21) 3267846/18-24. с присоединением заявки М (23) Приоритет

3Ъаударстееаный кематет

СССР ао делам азобретений и открытей (53) УДК 681 ° 326 °.7(088.8) Опубликовано 07. 10 ..82. Бюллетень № 37

Дата опубликования описания 07. 10 . 82

Б.В.Иевкопляс, Э.П.Овсянникова-Панченко и Jl.M. Петрова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО цЛЯ КОНТРОЛЯ МАГИСТРАЛЕЙ

ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАНИН

Изобретение относится к цифровой вычислительной технике и может Ьыть использовано в вычислительных устройствах, построенных по принципу

"общей магистрали".

Известно устройство для контроля ЭВМ, включающее в себя оЬъединенные общей информационно-адресной магистралью центральный процессор памяти и контролеры ввода-вывода. Устt0 ройство подключено к магистрали и содержит соединенные между собой интерфейсный блок, таймер, счетчик адреса, блоки посылки и проверки тестовых сигналов (1).

В процессе работы ЭВМ устройство периодически проверяет ее раЬотоспособность и, если это возможно, локализует и логически изолирует отка" завший Ьлок. При этом время между ро появлением отказа и его обнаружением может оказаться достаточно большим (равным времени между проверками), что в ряде случаев недопустиМо.

С другой стороны, увеличение частоты проверок снижает производительность

ЭВМ, так как все Ьольшая часть машинного времени расходуется на выполнение контрольных, а не "полезных" операций.

Наиоолее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является устройство для контроля магистрали ЭВМ, содержащее блоки оЬнаружения ошибок, соединенные посредством группы однонаправленных и двунаправленных адресных, информационных и управляющих связей с функциональными блоками ЭВМ. Блок обнаружения ошибок выполнен в виде последовательно соединенных Ьлока сравнения, триггера ошибки и инвертора, первая группа входов блока. сравнения является группой информационных входов этого блока и подключена к группе двунаправленных адресных и информационных связей, вторая группа входов блока сравнения объедине96464 на и является эталонным входом блока сравнения, выход инвертора является выходом блока обнаружения ошибки C2 ).

Принцип работы этого устройства состоит в следующем.

При раЬоте ЭВМ в автоматическом режиме информационно-адресная магистраль периодически освобождается от передачи "полезных" сигналов на ð более или менее продолжительные интервалы времени, которые и используются для проверки магистрали. В эти промежутки времени сигналы на магистрали сравниваются с "эталонными" сигналами. Если сигналы совпадают, то магистраль считается исправной, если нет, то устройство формирует сигнал на выходе триггера ошибки. Этот сигнал служит, например, для отключения отказавшейся ЭВМ и подключения другой., резервной) ЭВМ к системе, работающей в "реальном времени".

Устройство обеспечивает быструю реакцию на отказ магистрали, так как частота проверок равна "частоте освоЬождения" магистрали, и характеризуется простотой и полным отсутствием каких-либо требований к програмч мному обеспечению(контроль производится аппаратным путем,l.

Недостатком этого устройства являются низкие функциональные возможности из-за отсутствия средств обеспечения коррекции обнаруженных ошибокк.

Цель изобретения - расширение функ-. циональных возможностей устройства за счет обеспечения возможности корректировки однократных неисправностей магистрали.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля магистралей ЭВМ, содержащее блоки обнаружения ошибки, причем информационные входы и выходы каждого блока обнаружения ошиЬки соединены с соответствующей группой информационных шин соответствующей контролируемой магистрали, управляющий вход каждого блока обнаружения ошибки соединен с управляющей шиной контролируемой магистрали, выход блока оЬнаружения ошибки соединен с шиной контрольного разряда соответствующей группы шин Контролируемой магистрали, введе- 55 на группа блоков коррекции, каждый из которых содержит два коммутатора, причем первая группа входов и выходов

8 4 первого и второго коммутаторов соединена с соответствующей группои шин .контролируемой магистрали, вторая группа входов первого и второго коммутаторов является. группой входов устройства, вторые группы выходов каждого коммутатора являются группой выходов устройства, управляющие входы первого и второго коммутатора являются управляющим входом блока коррекции и соединены с управляющей шиной магистрали.

Коммутатор содержит первый и второй инверторы, регистр, первую и вторую группу сумматоров по модулю два, группу элементов И, мажоритарный элемент, узел контроля по четности и элемент И, причем группа информационных входов коммутатора соединена с первыми входами соответствующих сумматоров по модулю два первой и второй групп и с информационными входами узла контроля по четности, вход контрольного разряда группы информационных входов коммутатора соединен с дополнительным входом узла контроля по четности и через первый инвертор - с первым входом элемента И, выход которого является управляющим входом регистра, выходы сумматоров по модулю два первой группы соединены с информационными входами регистра, информационные выходы, которого соединены с первыми входами ,соответствующего элемента И группы, выход каждого элемента И группы соединен с вторыми входами соответствующего сумматора по модулю два второй группы, выходы которых и вход первого инвертора образуют группу ийформационных выходов коммутатора, выход узла контроля по четности соединен через второй инвертор с вторыми входами элементов И группы, первый, второй и третий входы мажоритарного элемента соединены с тремя информационными входами группы входов коммутатора, выход коммутатора соединен с вторыми входами сумматоров по модулю два первой группы, управляющий вход коммутатора соединен с вторым входом элемента И.

На фиг. 1 изображена функциональная схема части ЭВМ, поясняющая назначение устройства для контроля ма" гистрали; на фиг. 2 - функциональная схема блока обнаружения ошиЬки; на фиг. 3 - функциональная схема блока коррекции; на фиг. 4 - функциональ9646

5 ная схема логического блока; на фиг. 5 - электрическая схема согласующего блока; на фиг. 6-9 - временные диаграммы захвата магистрали, поясняющие принцип построения предлагаемого устройства.

Для пояснения функционального назначения и алгоритма работы устройства на фиг. 1 показана часть ЭВМ-, включающая в сеЬя.функциональные бло- io ки 1, блоки 2 обнаружения ошибок, блоки 3 коррекции и согласующие блоки 4. Согласующие блоки 4 соединены между собой посредством группы однонаправленных и двунаправленных свя- % зей 5, именуемых в дальнейшем "магистралbe". Магистраль 5 содержит группу двунаправленных адресных связеи (шину адреса) 6, группу двунаправленных информационных связей (ши- щ ну данных) 7 и группу направленных и двунаправленных управляющих связей (управляющую шину) 8.

Функциональные блоки 1 подключены к управляющей шине 8 посредством у связей 9. Управляющие входы 10 блоков 3 коррекции соединены с одной из связей управляющей шины 8. Группы магистральных выходов-входов 11 блоков 3 коррекции соединены с шинами 6 и 7. Группы функциональных выходов 12 блоков 3 коррекции соединены с входами соответствующих функциональных блоков 1. Группы функциональных входов 13 блоков 3 коррекции соединены с выходами соответствующих функциональных Ьлоков 1 °

Группы информационных входов-выходов 14 блоков 2 соединены с шинами б и 7, группы управляющих входов

15 блоков 2 - с шиной 8, выходы 16 блоков 2 - с шинами 6 и 7 °

Функциональные Ьлоки 1 являются стандартными блоками ЭВМ, такими как процессор, контролер, канал прямого

4s доступа в память, постоянное запоминающее устройство, оперативное запоминающее устройство, адаптер магистралей и т.ц.

В этом примере реализации устройства предполагаетая, что адрес и данные имеют двухЬайтовую структуру, каждый байт состоит из восьми информационных и одного контрольного разряда, дополняющего до нечетного числа общее число единиц в байте.

Число блоков 2 обнаружения ошибок в данном примере равно числу Ьайтов, составляющих адрес и данные, 48 d т. е. четырем. Каждый блок 2 предназначен для обнаружения ошиЬки в одном байте. Каждый Ьлок 3 коррекции в данном примере имеет двухЬайтовую структуру. Каждому функциональному

Ьлоку 1 соот вет ст вуют два блока 3 коррекции - один для коррекции адреса, второй - для коррекции данных.

Блок 2 оЬнаружения ошибки (фиг.2) содержит последовательно соединенные блок 17 сравнения, триггер 18 ошибки, инвертор 19, а также элементы И 20 и И 2 1, триггеры 22 и 23, элемент 24 задержки, элемент 25 задержки, выход которого соединен связью 26 с входом сброса триггера 18, а его вход — с выходом нулевого плеча этого триггера, и группу кабельных усилителей 27. Блок 17 сравнения содержит группу двухвходовых, элементов ИСКЛЮЧА1М ЕЕ ИЛИ 28, выходы которых соединены с входами элемента ИЛИ 29, выход которого является выходом блока сравнения. Первые входы двухвходовых элементов ИСКЛИЧНО ЕЕ

ИЛИ 28 соединены с выходами соответствующих каЬельных усилителей 27 и являются группой информационных входов-выходов 14 блока 2 обнаружения ошиЬки. Вторые входы двухвходовых элементов ИСКЛЮЧАЮ (ЕЕ ИЛИ 28 оЬьединены и являются эталонным входом 30 блока 17 сравнения. Группы входов элементов И 20 и И 21 являются группой управляющих входов 15 блока ?, выход элемента И 20 соединен с входами синхронизации триггеров 22 и 23,и, через элемент задержки, 24 - с входом синхронизации триггера 18. Выход элемента И 21 соединен с входом сброса триггера 22, выход которого соединен с управляющими входами группы кабельных усилителей 27. Выход: нулевого плеча триггера 23 соединен с информационным входом этого триггера. Выход единичного плеча триггера 23 соединен с информационными входами группы каЬельных усилителей 27 и с эталонным входом 30 блока 17 сравнения ° Выход инвертора

19 является выходом 16 блока 2. На информационный вход триггера 22 подана логическая единица (+).

Блок 3 коррекции (фиг. 3) содержит коммутаторы 31. Группа входов

32 коммутаторов 31 является группой магистральных входов-выходов 11 блока 3 и соединена с группой функциональных входов 13 этого Ьлока. Гр, п7 9646 па выходов 33 коммутаторов 31 является группой функциональных выходов

12 блока 3 коррекции. Управляющие входы ком этаторов 31 обьединены и являются управляющим входом 10 блока 3 коррекции.

Коммутатор 31 (фиг. 4) содержит первую 34 и вторую 35 группы сумматоров по модулю два, два инвертора

36 и 37, регистр 38, группу элемен- 1о тов И. 39, мажоритарный элемент 40, узел 41 контроля четности и элемент

И 42. Информационные входы элемента

41 контроля четности соединены с первыми входами групп 34 и 35 сумматоров !5 сумматоров 35 по модулю два, Информационные входы и вход контрольного разряда 43 узла 41 контроля четности являются входами 32 коммутатора 31.

Выходы второй группы 35 сумматоров по модулю два и вход контрольного разряда 43 элемента 4! контроля четности являются выходами 33 коммутатора 31. Второй вход элемента И 42

45 является управляющим входом 10 коммутатора 31.

Согласующий блок 4 (фиг. 5) содержит идентичные резисторные блоки 44, подключенные к шине 6 адреса и к шине 7 данных, а также группу резисторных делителей 45-46, подключенных средними точками к линиям. шины 8 управления. Все резисторные делители 4546 включены параллельно между шиной

"земли! 47 и шиной питания (+Е) 48.

Резисторный блок 44 содержит два идентичныхх байтовых резисторных блока

49. Блок 49 содержит восемь резистопо модулю два. Вход 43 контрольного разряда элемента контроля четности соединен через инвертор 36 с первым входом элемента И 42, выход которого соединен с управляющим регистром

38. Вторые входы первой группы 34 сумматоров по модула два соединены с выходом мажоритарного элемента 40, входы которого соединены с информационными входами узла 41 контроля четности. Выходы первой группы сумматоров 34 по модулю два соединены с информационными входами регистра

38, выходы регистра 38 соединены с первыми входами группы элементов

И 39, вторые входы элементов И 39 соединены с выходом второго инвертора 37, вход которого соединен с выходом узла 41 контроля четности.

Выходы группы элементов И 39 соедиl нены с вторыми входами второи группы

48 8 ров 50, включенные между сигнальными линиями соответствующей шины (6 или

7) и шиной 51,, на которую-подано напряжение, близкое к половине напряжения источника питания (+Е/2), Линия передачи 52 контрольного разряда подключена к средней точке резисторного делителя 53-54, включенного между шиной питания (+Е) 48 и шиной "земли" 47. Блоки 4 обеспечивают согласование волнового сопротивления линий связи магистрали 5 с активным сопротивлением нагрузки для предотвращения "отражений" электрических сигналов от физических концов магистрали. Пинии, подключенные к резисторам 50 обслуживаются кабельными усилителями с тремя устойчивыми состояниями ("0", "1", "Выключено"), Остальные линии магистрали 5 обслуживаются кабельными усилителями с "открытым коллектором".. В пассивном состоянии на этих линиях за счет резисторных делителей 45-46 и

53-54 поддерживаются высокие положительные потенциалы (равные, например, +3,5 В при Е=+5,0 В).

Устройство работает следующим образом.

С точки зрения обеспечения надежности 3ВМ магистраль является одним из наиболее "уязвимых" мест. Действительно, если одно из подкл10ченных к ней устройств в результате неисправности кабельного приемника, кабельного усилителя (схемы управления усилителем) или замыкания постоянно выдает в одну из линий магистрали постоянный "0" или постоянную "1", то обмен по магистрали становится невозможным из-за искажения адресной, числовой, командной или управляющей информации, При работе 38М в "реальном времени" эти искажения могут привести к выдаче на управляемый обьект неправильных управляющих воздействий, в результате чего возможна возникновение аварийных ситуаций.

Решаемая устройством задача заключается в следующем.

При появлении отказов в шине 6 адреса или (и) в шине 7 данных (в каждом из четырех байтов должно быть не более одного отказа) устройство обеспечивает быстрое их обнаружение аппаратными средствами. При обнаружении отказов блоки коррекции, связанные с отказавшими линиями, опре3S

SS

9 .9646 деляют мест оположение этих ли ний и в дальнейшем с учетом проверки текущих байтов на нечетность, в необходимых случаях инвертируют сигналы, полу. ченные с отказавших линий.

Работа блока 2 обнаружения ошибок основана на использовании пауз в работе магистрали для ее проверки, В течение паузы в шины 6 и 7 магистрали

5 посылаются тестовые сигналы (шина 1в

8 не проверяется). Ilo результатам ° считывания посланных в шины тестовых сигналов делается вывод об их работоспособности.

На фиг. 6 показан типовой "отрезок" реальной временной диаграммы основных магистральных сигналов. Иэ диаграммы видно, что сигнал на линии занятости магистрали ЗАН, входящей в управляющую шину 8, периодически принимает единичное значение, что соответствует "свободному" состоянию магистрали. При ЗАН- 1 шина 6 адреса и шина Д 7 данных не ислольэуются для передачи информации и в принципе можно использовать эти моменты времени для их проверки путем посылки и приема тестовых сигналов. Однако, период времени Т не достато".. чен для процедуры проверки, поскольку "очередное" активное устройство в этом случае "мгновенно" захваты.вает магистраль после ее освобождения от предыдущего обмена.

Если очередное активное устройство не готово "мгновенно" занять магистраль после ее освобождения, например, иэ-за выполнения внутренней последовательности микрокоманд, то не занятое состояние магистрали (3AH-1) сохраняется в течение периода времени Т, достаточного для

- + выполнения тестовой процедуры. Как показано ниже, существует простое логическое условие прогнозирования предстоящего свободного состояния магистрали с продолжитель-. ностью, большей или равной некоторой величине Т0. Если время обнаружения ошибки и адаптации к ней не превышает времени Т, то запуск устройства для контроля магистрали ЭВИ производится при обнаружении упомянутого логического условия.

На фиг. 7 показана временная диаграмма захвата магистрали для слу" чая "мгновенного" перехода магистрали от "старого" активного устрой/

48 10 ства к "новому" (промежуток времени а на фиг. 6),.

В исходном состоянии магистраль занята "старым" активным устройством.

"Новое" активное устройство, желающее" захватить магистраль, формирует логический "0" на, одной из ли ний запросов ЗПР; (1 < i i n), входящих в состав управляющей шины 8. Получив по соответствующей управляющей линии сигнал разрешения РЗР; в виде логической единицы, "новое" ак тивное устройство снимает сигнал ЗПР; и формирует логический "О" на управляющей линии подтверждения запроса

ПТЗ, после чего снимается сигнал

РЗР; . Это состояние управляющих линий поддерживается до момента освобождения магистрали " старым" активным устройством. При наличии условий

ЗАН- 1 и ПТЗ=О "новое" активное устройство формирует сигнал занятости (ЗАН" 0), снимает сигнал ПТЗ, (ПТЗ" 1) и приступает к обмену информацией по магистрали 5. После окончания обмена "новое" активное устройство освобождает магистраль. функция Е представляет собой упо-. мянутое выше условие прогнозирования предстоящего "свободного" промежутка времени, бол ьше го или р а вно го То и определяется следующим образом .

Е=ЗАН А ПТЗ А ЗПР, где и - число

j=n линий запросов шины 8.

Другими словами, функция Е принимает единичное значение при одновременном отсутствии сигналов занятости, подтверждения запроса и всех запросных сигналов для случая, показанного на фиг. 7, Е=О.

На фиг. 8 показана временная диаграмма захвата магистрали, соответ-, ствующая промежутку времени б, отме-: ченному на фиг. 6. Ее отличие от диаграммы, проверенной на фиг. 7, состоит в том, что к моменту формирования сигнала ПТЗ (ПТЗ=О) магистраль уже освобождается от предыдущего обмена. Функция е принимает единичное значение в некотором интервале времени °

На фиг. 9 показана временная диаграмма захвата магистрали, соответ- ствующая промежутку времени s, отмеченному на фиг. 6. Эта диаграмма получена из предыдущей (фиг. 8) перемещением отрицательного фронта сигнала на линии ЗПР в направлении, 11 9646 указанном пунктирной стрелкой, до момента, при котором ширина импульса

E становится минимально возможной для срабатывания логических элементов. Из диаграммы следует., что гарантированный интервал времени Т оп-, ределяется суммой следующих временных интервалов: задержки. выдачи сиг- нала разрешения в ответ на сигнал запроса; задержки формирования сиr- 10 нада подтверждения запроса; задержки формирования сигнала занятости, Указанные задержки известны для конкретной ЭВИ, следовательно известно и время То, определяющее мак- 15 симально допустимую задержку срабатывания устройства для контроля магистрали.

Общий алгоритм системы, включающей в себя устройство для контроля 20 магистрали, следующий.

1о . При Е=1 производится запуск устройства.

2О . Устройство формирует на шинах адреса и данных код 11... 1 (при сле- 25 дующем запуске - код 00...0, при следующем - код 11...1 и т.д.)..

Код считывается устройством с указанных шин, и сравнивается с эталонным: 11... 1 (00...0).

4 . В зависимости от результата сравнения триггер 18 ошибки или остается в сброшенном состоянии (при нормальной работе) или формирует импульс, оповещающий соответствующий

35 блок коррекции о наличии отказа.

5 . Блок коррекции при наличии от" каза регистрирует местоположение отказавшей линии и в дальнейшем использует эту информацию для коррекции байта.

6 . Тестовая информация снимается с шин адреса и данных по отрицательному Фронту сигнала подтверждения запроса (ПТЗ), после чего устройство

45 переходит в состояние ожидания следующего запуска (и. 1 )..

О

Блок обнаружения ошибок работает следующим образом.

После включения ЭВИ при воздей50 ствии отрицателвного импульса начальной установки, поступающего по цепи 8-15 на один из входов элемента И 21, сбрасывается триггер 22.

Триггер 18 сбрасывается автоматически по цепи 25-26, триггер 23 нахоSS дится в произвольном состоянии, Нулевой сигнал с выхода триггера 22 запрещает раЬоту кабельных усилителей

48 12

27, т.е. переводит их выходы в высокоомное состояние.

Запуск устройства, как отмечалось выше, осуществляется при E=l, т.е. при поступлении нужного сочетания управляющих сигналов на вход элемента И 20. Положительный фронт сигнала с выхода элемента И 20 переключает триггер 23 в противоположное состояние (триггер 23 включен в счетном режиме) и одновременно устанавливает в единичное состояние триггер 22, так как на его информационный вход подана логическая единица (+) . Еди ничный си гнал с выхода три г гера 22 переводит кабельные усилители. 27 в активное состояние (с низким выходным сопротивлением) . Кабельные усилители 27 транслируют на линии

14 тестовые сигналы, совпадающие с сигналом на выходе триггера 23.

Сигналы с линий 14 .сравниваются блоком 17 сравнения с эталонным сигналом на входе 30 этого блока. При правильной передаче сигналов на выходе элемента ИЛИ 29 Формируется логический "О", при неправильной передаче - логическая "1", После окончания переходных процессов выходе элемента ИЛИ 29 на синхронизирующий вход триггера l8 поступает задержанный элементом 24 фронт сигнала F, в результате чего триггер 18 либо остается в сЬрошенном состоянии, либо (при ошибке) устанавливается в единичное состояние на время, определяемое задержкой элемента 25..В последнем случае на выходе 16 блока 2, подключенном к магистральной линии контрольного разряда соответствующего байта, формируется отрицательный импульс за счет сраЬатыаания инвертоIf ра 19 с "открытым коллектором . Сброс триггера 22 производится сигналом

ПТЗ=О, который поступает на второй вход элемента И 21.

Блок коррекции (фиг. 3) передает информацию с линий 13 в линии 11 без преобразования, а с линий 11 в линии

12 - через логические Ьлоки 31, Коммутатор работает следующим образом. (Фиг. 4), В исходном состоянии регистр 38 сброшен (цепь начального сброса регистра не показана), сигналы с входов 32 передаются на выходы 33 Ьез преобразования, так как элементы

И 39 закрыты нулевыми сигналами с регистра, а вторая группа сумматоров

13 9646 по модулю два при этом выполняет функции передачи информации с входов 32 на выходы без изменения фазы.

Если ошиЬка в байте не связана с отказом магистрали, а вызвана, например, потерей бита в запоминающем устройстве, то байт не корректируется и передается из магистрали в соответствующий функциональный блок

1 без изменения (контропь по четно- 10 сти не позволяет восстановить потерянный Ьит, если не известна его позиция), Если блок 1;снабжен схемами. проверки четности, то обнаружение таких ошибок ведется этими блоками, 15 так и в отсутствие предлагаемого устройства в ЭВИ;

При отсутствии или при наличии ошибок, не связанных с отказом магистрали, регистр 38 продолжает нахо- р0 диться в сЬрошенном состоянии, поскольку на выходе элемента И 42 постоянно присутствует сигнал логического нуля, Это условие обеспечивается благодаря тому, что к моменту zs перехода сигнала занятости (ЗАН) на:, линии 10 из Ч)" s "1" линия 43 конт." рольного разряда байта уже перешла в пассивное состояние, при котором на ней за счет резисторного делителя 53-54 поддерживается потенциал логической единицы, следовательно«к этому моменту. на выходе инвертора 36 . уже сформирован сигнал логического нуля. Таким образом, на входах эле35 мента И 42 не Ьывает совпадения сигналов логических единиц.

При обнаружении ошибки Ьлоком 2 к моменту поступления отрицательного импульса с выхода 16 блока 2 на вход

43 коммутатора 31 сигнал 3AH=l, поэтому импульс с входа 43 проходит по цепи 36-42 и вызывает прием кода с выходов первой группы 34 сумматоров по модулю два в регистр 38, Этот код при одиночной ошибке со4$ держит только одну единицу, так как несовпадения входного кода с эталонным:(полученным с помощью мажоритарного элемента 40) наблюдается на входах только одного сумматора груп" пы сумматоров 34. Позиция единицы в коде соответствует позиции отказавшей линии. Таким образом, в течение паузы в работе магистрали все блоки коррекции, связанные с отказавшей интерфейсной линией, "узнают" о том, что эта линия неисправна, т.е, адаптируется к ошибке.

48 14

В дальнейшем при работе ЭВМ периодически возникают две ситуации, при которых бит, предназначенный для передачи по отказавшей линии, совпадает или не совпадает с постоянным значением сигнала на этой линии (предполагается, что других ошибок в байте нет), В первом случае не требуется коррекция, а во втором необходимо проинвертировать значение бита на отказавшей линии. Если коррекция не требуется, то на выходе инвертора 37 присутствует логический

"0", так как условие нечетности общего числа единиц в байте проверяемое элементом 41, удовлетворено.

Если обнаружено нарушение условия нечетности, то на выходе инвертора 37 формируется логическая единица, которая соввадает с логической единицей водном из разрядов регистра 38, в результате чего сраЬатывает один из элементов И 39 и соответствующий элемент 35 переходит в режим инвертирования, восстанавливая правильную информацию на выходах 33.

Применение предлагаемого устройства в ЭВМ позволяет обеспечить коррекцию ошиЬок (не более одной ошибки в каждом байте), обусловленных отказами интерфейсных линий передачи адреса и данных, что повышает надежность ЭВИ в 1,5-3 раза. формула изобретения

l. Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин, содержащее блоки обнаружения ошибки, причем информационные входы и выходы каждого блока обнаружения

-ошибки соединены с соответствующей группой информационных шин соответствующей контролируемой магистрали, управляющий вход каждого блока обнаружения ошиЬки соединен с управляющей шиной контролируемой магистрали, выход блока обнаружения ошиЬки соединен с шиной контрольного разряда соответствующей группы шин контролируемой магистрали, о т— ли чающее ся тем, что, сцелью расширения функциональных возможностей устройства за счет обеспечения возможности корректировки однократных неисправностей магистрали, в устройство введена группа блоков коррекции, каждый из которых со15

9646 держит два коммутатора, причем первая группа входов и выходов первого и второго коммутаторов соединена с соответ ствующей группой шин контролируемой магистрали, вторая группа входвв пер- S вого и второго коммутаторов является группой входов устройства, вторые группы выходов каждого коммутатора являются группой выходов устройства, . управляющие входы первого и второго коммутаторов являются управляющим входом блока коррекции и соединены с управляющей шиной магистрали.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что коммутатор содержит первый и второй инверторы, регистр, первую и вторую группу сумматоров по модулю два, группу элементов И, мажоритарный элемент, узел контроля по четности и элемент И, 20 причем группа информационных входов коммутатора соединена с первыми входаьи соответствующих сумматоров по модулю два первой и второй групп и с информационными .входами узла кон- 2S троля по четности, вход контрольного разряда группы информационных входов коммутатора соединен с дополнительным входом узла контроля по четности и через первый инвертор - с первым вхо- з© дом элемента И,выход которого являет48 16 ся управляющим входом регистра, выходы сумматоров по модулю два первой группы соединены с информационными входами регистра, информационные выходы которого соединены с первыми входами соответствующего элемента И группы, выход каждого элемента И груп.пы соединен с вторыми входами соответствующего сумматора по модулю два второй группы, выходы которых и вход первого инвертора образуют группу информационных выхбдов коммутатора, выход узла контроля по четности соединен через второй инвертор с вторыми входами элементов И группы, первый, второй и третий входы мажоритарного элемента соединены с тремя информационными входами группы входов коммутатора, выход коммутатора соединен с вторыми входами сумматоров по модулю два первой группы, управляющий вход коммутатора соединен с вторым входом элемента И.

Источни ки информации, принятые во внимание при экспертизе !, I. Патент США и 3810120, кл. 370-172,5, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке II 322 I971/18-24, кл. G 06 F 11/16, 1981 (прототип),

Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин Устройство для контроля магистралей электронных вычислительных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для поддержания работоспособности процессора в системах контроля и управления различными объектами газовой, нефтяной промышленности и тепло- и гидроэнергетики

Изобретение относится к системным контроллерам

Изобретение относится к устройству и способу выработки команд управления приводами самолета

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при построении надежных вычислительно-управляющих систем

Изобретение относится к способам сохранения данных в энергонезависимой ферроэлектрической памяти с произвольной выборкой

Изобретение относится к области обработки файлов, в частности раскрывает сервер с видоизмененной операцией открытия файла

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в цифровых автоматических системах
Наверх