Способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОЬЕИТИНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ („)979655

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) До пол н и тел ьное к а вт. с вид- ву— (22) Заявлено 13.04.81 (21) 3306516/24-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F01 D 25/16

Государственный комитет

СССР (53) УДК 621.165 (088.8) Опубликовано 07.12.82. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 17.12.82 ло делам еаобретеннй и открытий (72) Авторы изобретения

А. П. Еварестов, P. С. Дейч, П. А. Коротков и Г. П. Овчарова

Центральный научно-исследовательский ди ельный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ПОДШИПНИКОВ СКО,ЛЬЖЕНИЯ ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при диагностике высокооборотных турбомашин.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ оценки технического 5 состояния подшипников скольжения турбомашины путем определения степени износа подшипников по степени изменения параметров спектра вибрации (1). о

Недостатками известного способа являются пониженная точность и значительная трудоемкость.

Цель изобретения — повышение точности и снижение трудоемкости. !5

Для достижения поставленной цели предварительно определяют частоту автоколебаний вала турбомашины на масляном слое подшипников, и изменение параметров спектра вибрации контролируют по изменению амплитуды вибрации на нейденной частоте.

В высокооборотных турбомашинах с подшипниками скольжения главными составляющими колебаний ротора являются синхронная вибрация, т. е. вибрация с частотой врашения f, вызываемая дисбалансом вращающихся масс, и асинхронная вибрация с частотой f, oïðåäåëÿåìoé автоколебаниями вала турбомашины на масляном слое подшипников. Для жесткого ротора обычно

fac = 0,5 1, для гибкого ротора fa — — f p (f„p — критическая частота) при частоте вращения больше удвоенной критической частоты.

На чертеже приведены результаты реализации данного способа при оценке технического состояния подшипников скольжения турбомашины при различной степени износа подшипников.

На корпус турбомашины устанавливают вибродатчик, сигнал от которого подается на анализатор спектра, а сам спектр автоматически записывается самописцем на ленту. На чертеже показаны спектры колебаний корпуса с различным значением износа подшипника при скорости вращения ротора и = 20000 об/мин. Спектр 1 получен при зазоре в подшипнике 0 06 мм, спектр 2 при зазоре 0,26 мм. В спектре 2 на частоте fä — — 120 Гц имеется дискретная состав979655

Формула изобретения бР О

Составитель А. Калашников

Редактор А. Шишкина Техред И. Верес Корректор Н. Буряк

Заказ 9308/17 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 ляющая с уровнем вибрации L = 82 дБ, превышающая уровень спектра 1 на данной частоте примерно на 20 дБ. Аналогичные изменения амплитуды колебаний на частоте fä получены при других значениях скорости вращения ротора и зазорах в подшипнике. Во всех случаях амплитуда колебаний ротора на частоте f с увеличением зазора в подшипнике возрастает, она имеет ярко выраженный дискретный характер и легко может быть выделена из спектра с помощью анализатора спектра.

Технико-экономическая эффективность от использования данного способа оценки технического состояния подшипников скольжения и турбомашины в целом заключается в снижении трудоемкости, повышении точности и достоверности оценки.

Способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины путем определения степени износа подшипни5 ков по степени изменения параметров спектра вибрации, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости, предварительно определяют частоту автоколебаний вала турбомашины на !

О масляном слое подшипников, и изменение параметров спектра вибрации контролируют по изменению амплитуды вибрации на найденной частоте.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент СССР № 564828, кл. L 01 М 15/00, 1974.

Способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины Способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано преимущественно в турбомашинах

Изобретение относится к производству центробежных машин, а именно к созданию опорных подшипниковых узлов валов центробежных машин, и может быть использовано в компрессорах и насосах, турбинах

Изобретение относится к радиальным подшипникам скольжения, преимущественно тяжелонагруженным и высокоскоростным, в частности к опорным подшипникам роторов паровых и газовых турбин, а объектом изобретения является вкладыш подшипника

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к кольцеобразному узлу подшипниковой опоры для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и, в частности к узлам подшипниковых опор газотурбинных двигателей

Изобретение относится к турбостроению и предназначено для использования в сварной конструкции корпуса с встроенным подшипником паровыпускной части турбины

Изобретение относится к узлу для выхлопного патрубка лопастной машины, в частности паровой турбины, и расположенному в выхлопном патрубке подшипнику лопастной машины

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций
Наверх