Транспортное средство высокой проходимости

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсйих

Социалистических

Республик

""996254 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06.80 (21) 2947813/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

В 62 D 57/00

В 60 F 3/00

Гееударетееенмй кемктет

СССР (53) УДК 629.113..03 (088.8) Опубликовано 15.02.83. Бюллетень № 6 пе лелем кзебретекий и юткрмтий

Дата опубликования описания 25.02.83 (72) Авторы изобретения

А. В. Согин и М. И. Лебедев

Горьковский сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЛ

ПРОХОДИМОСТИ

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости, снабженным роторно-винтовым движителем для перемещейия по снегу, болоту, илу, а также убирающимися колесами для движения по твердому грунту.

Известно транспортное средство, содержащее побортйо-расположенные убирающиеся и винтовые колесйые движители и две трансмиссии (1) .

Недостатком этого транспортного средства, является сложность конструкции изза наличия двух самостоятельных трансмиссий.

Известно транспортное средство, которое содержит соедийеййый с трансмиссией роторно-винтовой движитель, расположенный внутри гусеничного обвода„являющимся ведомым за счет установленных на гусеничной ленте роликов, входящих в зацепление с винтовыми впадинами ротора, причем роторно-винтовой движитель снабжен механизмом его вертикального перемещения (2).

Недостатком этого транспортного средства является возможность бокового увода ленты с роторно-винтового движителя, обусловленного наличием касательного усилия на ленте при взаимодействии ее с винтовым ротором.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является транспортное средство высокой проходимости, содержащее два движителя, первый из которых, являющийся ведущим, выполнен в виде пары соедийенйых с трансмиссией винтовых роторов, а второй — ведомым, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов (3).

Недостатками этого транспортного средства являются наличие механизма подъема двух винтовых роторов, что требует большой сложности *конструкции, а также йенадежйость соединения конических пальцев, установленных йа гусенице с впадинами винтового ротора. При наезде на выпуклость дороги часть пальцев контактирует с ротором в нижней части впадин, а другая в верхней, т. е. шаг изменяется, а это приводит к большим перегрузкам в пальцах с опасностью изгиба или поломки.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение ее надежности.

996254.Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве высокой проходимости, содержащем два движителя, первый из которых, являюшийся ведущим, выполнен в виде пары соединенных с трансмиссией винтовых роторов, а второй — ведомый, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов, второй движитель выполнен в виде убирающихся колес, расположенных по бортам винтовых роторов и связанных с приводом их опускания и подъема, а конические пальцы равномерно установлены по окружности дисков этих колес.

Кроме того, каждый конический палец установлен в радиальной направляюшей, которая выполнена в диске, и снабжей 15 фиксатором положения.

На фиг. 1 показано транспортное средство при перемещении по твердому покрытию, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — зацепление пальцев колесного движителя с винтовым ротором, вид спереди; на фиг. 4 — то же, вид сбоку; на фиг. 5 — размещение пальцев в радиальных направляющих колесного движителя; на фиг. 6 — контактирование ролика пальца с винтовым гребнем ротора; на фиг. 7— транспортное средство на винтовом ходу, вид спереди.

Транспортное средство высокой проходимости состоит из корпуса 1, на котором установлен двигатель 2, соедийенный трансмиссией 3 с побортно-расположенными роторами 4, установленными в опорах 5 корпуса 1. В корпусе 1 выполнены ниши 6 для колесных движителей 7 и 8, которые посредством балансиров 9 и гидроцилиндров 10 могут занимать как верхнее, транспортное положение, так и нижнее — ходовое.

Колесные движители каждого борта помешены рядом с боковой поверхностью винтового ротора 4 и, по крайней мере, один из них, а именно передний колесный движитель 8, снабжен горизонтальными паль- 4g цами 11, с входящими в винтовую впадину ротора 4 контактными роликами 12. Контактные ролики 12 могут быть цилиндрическими, бочкообразными или другой формы, соответствующей виду винтовых гребней 13 ротора 4. Например, при наиболее распрост- 4> ранейном треугольном винтовом гребне 13 контактные ролики 12 выполнены коническими, с углом конуса ж, равным профильному углу винтового гребня 13.

Для лучшей настройки зацепления винтового гребня 13 с роликами 12, горизонтальные пальцы 11, расположенные равномерно по окружности, концентричной оси колесного движителя 8, установлены в радиальных направляющих и снабжены фиксаторами положения. В данном примере исполнения радиальйые направляющие выполнены в виде пазов 14 на диске 15 колесного движителя 8, а фиксаторы — в виде винтового соединения 16.

При перемешении по слабонесущему грунту движение осуществляется посредством винтовых роторов 4, а колесные движители

7 и 8 убраны в ниши 6.

Для движения по твердому покрытию гидроцилиндрами 10 выпускают колесные движители 7 и 8, при этом винтовые роторы 4 поднимаются над дорогой, горизонтальные пальцы 11 входят в винтовые впадины роторов 4, а их контактные ролики 12 совмешаются с винтовыми гребнями 13. При включении двигателя 2 вращение передается винтовыми роторам 4, которые своими винтовыми гребнями 13, набегающими на пальцы 11, врашают колесные движители 8.

В случае неисправностей двигателя 2 или трансмиссии 3 транспортное средство может буксироваться на твердом покрытии.

Для этого гидроцилиндрами 10 колесные движители 7 и 8 отводят в крайнее нижнее положение, при котором пальцы 11 выходят из зацепления с винтовыми гребнями 13.

Применение предлагаемого транспортного средства позволяет значительно упростить конструкцию и повысить надежность и долговечность.

Формула изобретения

1. Транспортное средство высокой проходимости, содержащее два движителя, первый из которых, являюшийся ведушим, выполнен в виде пары соединенных с трансмиссией винтовых роторов, а второй — ведомый, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения ее надежности, второй движитель выполнен в виде колес, расположенных по бортам винтовых роторов и связанных с приводом их опускания и подьема, а конические пальцы равномерно установлены по окружности дисков этих колес.

2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, каждый конический палец установлен в радиальной направляющей, которая выполнена в диске, и снабжен фиксатором положения.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 304176, кл. В 63 В 35/02, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР № 477033; кл. В 62 D 57/00, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР № 537887, кл. В 62 D 57/00, 1974 (прототип).

996254

Ф.. с

Редактор H. Киштулинец

Заказ S l 7/28

Составитель Д. Литер

Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 |3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство высокой проходимости Транспортное средство высокой проходимости Транспортное средство высокой проходимости Транспортное средство высокой проходимости 

 

Похожие патенты:
Наверх