Учебное пособие для наглядного изображения химического состава сложных тел

 

№ 10946

Класс 42п, 4

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ учебного пособия для наглядного изображения химического состава сложных тел.

К патенту В. Н. Верховского, заявленному 28 октября

1925 года (заяв. свид. № 5034).

О выдаче патента опубликовано 30 сентября 1929 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 30 сентября 1929 года.

Известен применявшийся в целях обучения прием составления групп из сплачиваемых между собою пластинок, а равно прием нанесения знаков химических тел на отдельные пластинки и разной окраски последних.

В предлагаемом учебном пособии для наглядного изображения химического состава сложных тел химические знаки металлов и других элементов, остатков и групп элементов изображаются на отдельных пластинках с выступами и выемками, которые, благодаря особенностям их устройства, могут быть комбинируемы только определенным образом.

Пластинки разделяются на две группы: А. Пластинки электроположительных элементов, у которых имеются значки или приспособления для совмещения с другими пластинками по одну сторону от химического знака (по правую). В. Пластинки электроотрицательных элементов и остатков, у которых значки или приспособления для совмещения имеются по другую сторону (левую) от химического знака.

Пользуясь таким расположением приспособлений для совмещения, учащийся может совмещать пластинки только с противоположными зарядами. Даже в том случае, если приспособления для совмещения заменены для упрощения знаками -+ и —, учащийся, совмещая + с + или — с —, должен был бы повернуть одну из пластинок „кверху ногами" и заметил бы, что он комбинирует неправильно. Таким образом, пластинки одной и той же группы †несовместимы. Пластинки не одинакового или произвольного размера, как у обыкновенной азбуки, и не делены на равновеликие части как пластинки для обучения дробям, а различного и строго определенного относительного размера. Именно: длина пластинок пропорциональна валентности нанесенных на них элементов или остатков, при чем число приспособлений для совмещения на каждой пластинке равно валентности данного элемента или остатка.

Благодаря такой <рорме пластинка группы А вполне совмещается с пластинкой группы В лишь в том случае, если валентности элементов или остатков равны друг другу. Пластинки же различных валентностей для полного совмещения, т.-е. такого, при котором не остается свободных приспособлений для совмещения, должны быть взяты в таком числе, чтобы общее число валентности и общая длина пластинок группы А равнялись общему числу валентностей и общей длине пластинок группы В. Таким образом, пластинки могут быть совмещены только в такой комбинации, которая соответствует правильной формуле данного соединения.

На прилагаемом чертеже изображены отдельные пластинки, обозначающие некоторые химические элементы группы у остатки, с примерами составленйых из них сложных тел. Фиг. 1 обозначает одновалентный элемент Н вЂ” водород, дающий в соединении с кислотным остатком

NO3(фиг. 3) азотную кислоту HNO3 (фиг. 6), а с галоидом Cl (фиг. 5)— хлористый водород (фиг. 11); фиг. 2— одновалентный элемент К вЂ” калий, а фиг. 4 — одновалентную группу (NH4) — аммоний; фиг. 7 обозначает двуосновную серную кислоту Н, $04, в которой два одновалентных элемента Н соединены с кислотным остатком SO . При замещении в серной кислоте одного из водородов одновалентным калием К, образуется кислая серно-калиевая соль KHSO„ (фиг. 8). Алюминий, будучи трехвалентным элементом, вступая в соединение с двухвалентным кислотным остатком 504, дает соединение — сернокислый глинозем Al, ($0,)g (фиг. 10); фосфорная кислота H.,PO представляет соединение кислотного остатка

РО с тремя одновалентными элементами Н вЂ” водородами; при замещении в ней одного водорода одновалентным калием К (фиг. 2) получается кислая калиевая соль фосфорной кислоты КН,РО„(фиг. 9).

Пластинки изготовляются из картона, дерева, металла или любого другого подходящего материала; вместо выступов и выемок пластинки могут быть снабжены отверстиями и шпеньками, дырочками и крючками, гнездами и кнопками и т. п. соединениями, или же иметь на себе пометки + для электроположительных и — для электроотрицательных элементов. Соответственно химическому характеру изображенных элементов, или групп их, или надписей названий элементов, или групп на тыльной стороне пластинок в учебном пособии применен прием окраски пластинок.

Предмет патента.

1. Учебное пособие для наглядного изображения химического состава сложных тел, состоящее из набора прямоугольных пластинок с обозначенными на них химическими знаками отдельных элементов или их групп, отличающееся тем, что для составления из пластинок сочетаний, соответствующих составу химических молекул, сближаемые между собой пластинки А, В, С... имеют длину, пропорциональную валентности изображенных. на них элементов или групп их, и снабжены размещенными соответственно друг другу на разных сторонах пластинок знаками + (плюс) у электроположительных и — (минус) у электроотрицательных элементов, в соответствующем числу единиц валентности элементов или их групп количестве, или одинаковым с числом плюсов и минусов каких-либо приспособлений для сцепления соответствующих пластинок между собою, например: выступов и выемок, шпеньков и углублений, крючков и петель и т. п.

2. При указанном в п. 1 учебном пособии применение окраски пластинок А, В, С... в различные цвета, соответственно химическому характеру изображенных элементов или групп их, или надписей, названиД элементов или групп на тыльной стороне пластинок. с

К патенту В. H. Верховского № 10946 с

I к кя и сп

Н 04 и 4 до

4 фиг.9. фиг1 фиг2 ФигЗ фиг.10 нс1 фиг.Т. фиг.Ь

50, Тип..Коминтерп» Це триздата Народов СССР. Ленинград. Ерасная, I.

Учебное пособие для наглядного изображения химического состава сложных тел Учебное пособие для наглядного изображения химического состава сложных тел Учебное пособие для наглядного изображения химического состава сложных тел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках химии, а именно к средствам проведения практических химических экспериментов, а также для научных исследований

Изобретение относится к созданию учебной лаборатории для изучения порошковых материалов

Изобретение относится к средствам проведения лабораторных опытов

Изобретение относится к специальному оборудованию, предназначенному для изучения процессов фильтрования

Изобретение относится к металлургии и литейному производству, в частности к оборудованию для моделирования процессов, происходящих в расплавах при глубиной обработке их газом или газопорошковой смесью

 // 162358
Наверх