Способ деасфальтизации нефтяных остатков

 

СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ТЯНЫХ ОСТАТКОВ путем обработки пропаном , отлич ающи йся тем, что, с целью повышения выхода и качества деасфальтизата, в нефтяной остаток предварительно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве 5-30 мас.% считая на нефтяной остаток. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(5П С 10 Q 21 14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Х

I

Ю

X21) 3308791/23-04 (22) 30 ° 06.81 (46) 23.03.83. Бюл. Р 11 (72) A.È. Бухтер, A,Í. Крюков, В.М. fIlKQJIbBBKos, A.Â. Непогодьев, Л.К. Давидян, В.A. Кудрявцева, И.Н. Черников, Ф.Ф. Прохоренко, Н.Н. Грязнова и В.Л.. Зайцев (53) 665.637.86 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 163698, кл. С 10 9 21/14, 1964.

2. Казакова П.П., Крейн С.Э.

Физико-химические основы производства нефтяных масел. М., "Химия", 1978, с. 87.

3. Гольдберг Д.О., Крейн С,Э.

Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, М., "Химия", 1977, с. 62.-65(прототип).

ÄÄSuÄÄ 1006479 А (54)(57) СПОСОБ ДБАСФАЛЬТИЗАЦИИ НКФ-

ТЯНЫХ ОСТАТКОВ путем обработки пропаном, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода и качества деасфальтизата, в нефтяной остаток предвариТельно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве 5-30 мас.Ъ считая на нефтяной остаток.

1006479

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ деасфальтизации нефтяных остатков пропаном при соотношении сырья и пропана 1:3-1:10 при 6085 С и избыточном давлении в колонне 37-38,5 ат l3 ).

/ 55

Целью изобретения является повышение выхода и качества деасфальтизата.

Поставленная цель достигается ° тем, что согласно способу деасфальтизации нефтяных остатков пропаном, в нефтяной остаток предварительно вводят остаток от вакуумной перегонки отработанных моторных масел

Изобретение относится к способам переработки нефтяных остатков вью

Ф кипающих выше 350 С, преимущественно выше 500 С, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промлаленности. 5

При обработке пропаном происходит коагуляция асфальтосмолистых соединений, содержащихся в нефтяных остатках, и их осаждение.

Однако вместе с асфальто-смолисты- 10 ми соединениями выпадают в осадок и высокоиндексные углеводородные компоненты, причем часть из них захватывается механически, а часть удерживается внутри агрегированных мицелл вследствие частичной сорбции вместе со смолами, Известен процесс двухступенчатой деасфальтизации нефтяных остатков пропаном, позволяющий увеличить глу.бину выделения смолистых веществ и гудрона и повысить четкость их отделения от углеводородной части сырья.

Один иэ вариантов этого процесса заключается в том, что ниже уровня раздела фаз в колонну первой ступени деасфальтизации дополнительно подают пропан и верхнюю часть расслоившейся при этом нижней фазы отводят в виде самостоятельного потока 1 .

Недостаток указанного способа заключается в том, что деасфальтиэат второй ступени имеет высокую коксуемость и низкий индекс вязкости и. не может использоваться для производства моторных масел.

Известен также способ деасфальтизации нефтяных остатков, заключающийся в том, что к пропану добавляют некоторые полярные. вещества, например диэтилкарбамат, ацетон, под 40 действием которых иэ.мицеллярных оболочек вытесняются высокоиндексные компоненты сырья, в результате повышается выход деасфальтизата (2).

Недостатками данного способа являются сложность и громоздкость аппаратурного оформления секции регенерации растворителя. в количестве. 5-30 мас.%,считая, на сырье.

Остатки от вакуумной перегонки отработанных моторных масел представляют собой смесь частично окисленных и деструктировавшихся углеводородов-масла и несработавшихся присадок, особенно диспергирующих и имеющих высокую поверхностную активность. Содержание присадок в остатках от вакуумной перегонки отработанных масел косвенно характеризуется показателем зольности, лежащим в пределах 0,7-4,0 мас.% (зольность гудрона в 15-30 раз ниже и равна 0,05-0,07 мас.%).

Под действием присадок, обладающих высокой поверхностной актив ностью, происходит вытеснение высокоиндексных углеводородных компонентов из адсорбционного слоя мицелл.

Согласно изобретению нефтяные остатки (гудрон) смешивают в потоке с остатком от вакуумной перегонки отработанных моторных масел, взятом в количестве 5-30 мас.% на гудрон, и направляют в экстракционную колонну, В нижнюю часть колонны подают сжиженный пропан в соотношении

5:1-12:1 к сырью. Процесс ведут при температуре низа колонны 40-70 С и верха 60.-90 С.

Пропан с растворенным в нем маслом с верха колонны выводят в систему регенерации растворителя.

После отгонки пропана деасфальтизат направляют на очистку избирательными растворителями.

Асфальтовую фазу с низа колонны направляют в систему регенерации растворителя. Выделенный асфальт может быть использован в качестве компонента дорожного битума.

Ниже приведены результаты осуществления способа деасфальтизации нефтяных остатков на пилотной установке непрерывного действия. С целью получения сопоставимых результатов;процесс во всех примерах проводят при одинаковых условиях. .Производительность по сырью, л/ч 6

Соотношение пропан:сырье 10:1

Температура верха колонны, С о

Температура низа колонны, С 60

Давление, кг/см 37

Сырьем установки является гудрон, имеющий следующие характеристики:

Плотность, г/см 0,983

Вязкость условная при 80 С

Коксуемость, мас.%

Зольность, мас.%

1006479 мелочность, Mr КОН/r

Фракционный состав,оС

Н.к.

5% выкипает при температуре, С

10% выкипает при температуре,оС

20% выкипает при температуре, С до 500 С выкипает, мас.% .

0,5

401

423

437

453

1Ф77

0,86

Пример

Пример

Пример

Пример

Показатели

3. прототип

Количество вводимого остатка от вакуумной перегонки отработанных масел на сырье, мас.%

30

Характеристика деасфальтиэ ата

Выход на сырье, мас.%

49

Вязкость кинематическая при 100 С, сСт

18,6

21,1

18,2

17,5

0,49.

Коксуемость, мас.%

0,44

0,52

0,67

О, 015

0,010

О, 010

0,010

Зольность, мас.%

Характеристика асфальта

Температура плавления по

KHIIIi OC

51 Фракционный тав,оС

Н.к. 402

5% выкипает,при температуре, С 448

10% выкипает 5 при температуре,еС 468

До 500 С выкипает, мас.% 20

П, р и м е р 1. Процесс проводят беэ добавления остатка.от вакуумной 10 перегонки отработанных масел.

II р и м е р 2. Гудрой смешивают с остатком от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в количестве 5 мас.% на сырье и направляют 15 ,в экстракционную колонну.

Качество вводимого остатка следующее:

Плотность, г/см3 0,914

Вязкость кинема20 тическая при

100ОС, сСт 19,6

Коксуемость, мас.%

Зольность, мас.% 25

Среднее содержание металлов (ак тивной части присадок,мас.%",барий О, 30, кальций 0 10 магний 0,03 и цинк О, 04.

Пример 3. Гудрон смешивают с 10% остатка от вакуумной перегонки отработанных моторных масел.

Пример 4. На смешение с гудроном берут 30% остатка.

В таблице приведены покаэателикачества и выход полученных продук: тов. ! ,У

1006479

Составитель Г, Цуканова

Редактор Г. Безвершенко Техред М.Коштура Корректор Е. Рошко

Тщраж 501 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2049/41

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Как видно иэ таблицы, введение остатка от вакуумной перегонки отработанных моторных масел в гудрон повышает выход деасфальтизата, улучшает его вязкость и понижает коксуемость °

Использование изобретения обеспечивает высокое качество и высокий выход деасфальтизата, возможность осуществления процесса на обычном нефтезаводском оборудовании беэ дополнительных затрат и при любой производительности.

Кроме того, осуществление предлагаемого способа позволяет решить вопросы рационного использования отработанных нефтепродуктов и снижения. загрязнения окружающей среды отходами производства.

Способ деасфальтизации нефтяных остатков Способ деасфальтизации нефтяных остатков Способ деасфальтизации нефтяных остатков Способ деасфальтизации нефтяных остатков 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для выделения ароматических углеводородов из дизельной фракции

Изобретение относится к способам очистки нефтепродуктов от сульфидов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам деасфальтизации нефтяных остатков углеводородными растворителями

Изобретение относится к способам деасфальтизации нефтяных остатков легкими углеводородными растворителями (пропаном, бутаном и их смесями), используемым для производства масел и сырья процесса каталитического крекинга и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к усовершенствованию способа селективной экстракционной очистки остаточного масла, более конкретно к такому усовершенствованию, в котором для нагрева различных технологических потоков применяют прямой огневой конвекционный нагрев

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к установкам для деасфальтизации нефтяного сырья, преимущественно гудрона
Наверх