Способ определения величины осевого усилия сжатия радиально- упорных подшипников

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ OCEBCrO УСИЛИЯ СЖАТИЯ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ, . заключающийся в том, что задают величину осевого усилия сжатия подшипников, равную 30-40% от величины осевого усилия, воздействующего на вал-шестерню в процессе эксплуатации при максимальном крутящем моменте на нем, отличающийся тем, что с целью повьпиения точности определения величины осевого усилия, сначала уста навлнвают на вал-шестерню внутренние кольца подшипников и распорную втулку между ними, сжимают их осевым усилием , в 1О-12 раз превышающим заданную величину осевого усилия, и измеряют юс деформацию, затем собирают вал пестерню с подшипниками и корпусом, прикладывают к внутренним кольцам подшипников заданное осевое усилие и измеряют изменение суммарной монтажной высоты подшипников, а усилие сжатия подшипников определяют по формуле р -F ( Псж V лв (Л где FQ - заданная величина осевого усилия сжатия подшипников, н; ДН - деформация внутренних колец подшипников с распорной втулкой между ними, мм; д5 - изменение суммарной монтажной высоты подшипников, мм. о ) сл

„„SU„„1006950

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК у g 01 3» 5/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3317207/18-10 (22) 10.07.81 (46) 23.03.83. Бюл. ¹ 11 (72) А. В. Воронин, И. А. Булавин и

В. И. Харитонов (71) Московский авгомеханический mmстигут (53) 531.781 (088.8).. (56) 1. Авторское свидетельство СССР

hb 286622, кл, С 01 L, 5/24, 1969.

2. Каталог 3KF geai in apppi

СФОопз in motor ЧВЪ сйеэ АВ

Svtn eke Ku Иа per 9a br i 1сеп, 199, с. 60-62- (прототип). (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ВЕЛИЧИНЫ ОСЕВОГО УСИЛИЯ СЖАТИЯ

РАДИАЛЬНО- УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ, заключаюшийся в том, что задают величину осевого усилия сжатия подшипников, равную 30-40% or величины осевого усилия, воздействующего на вал-шестерню в процессе эксплуатации при максимальном крутяшем моменте на нем, огличаюшийся тем,чтос целью повышения точности определения величины осевого усилия, сначала усганавливаюг на вал-шестерню внутренние кольца подшипников и распорную втулку между ними, сжимают их осевым усиляем, в 10-12 раз превышаюшим заданную величину осевого усилия, и измеряют их деформацию, затем собирают вал-шестерню с подшипниками и корпусом, др3ыслады- ваюг к внутренним кольцам подшипников заданное осевое усилие и измеряют изменение суммарной монтажной высоты подшипников, а усилие сжатия подшипников определяют по формуле где Fg - заданная величина осевого усилия сжатия подшипников, н; дН - деформация внутренних колец подшипников с распорной втулкой между ними, мм; аЯ - изменение суммарной монтажной высоты подшипников, мм. сФ О Д5

1 1006

Изобретение относится к машиностроению и мажет быть использовано цля определения усилия сжатия подшипников в редукторах с распорной втулкой между поцшипниками в процессе сборки подшипниковый узлов.

Известен способ определения величины осееого усилия в резьбовых соецинениях, заключаюшийся в измерении цеформации упругой втулки (1 j . эв

Недостатком этого способа является невозможность использования в процессе сборки подшипниковых узлов.

Наиболее близким к изобретению по, технической сущности и цостигаемому эф-1 фекту является способ опрецеления осевого усилия сжатия рациально-упорных поцшипников при определении толщины компенсатора в процессе сборки редуктора, в корпусе которого установлены вал-шес-N терня, два радиально-упорных поцшипника и распорная втулка межцу ними, заключающийся в том, что задают величину осевого усилия сжатия подшипников, равную 30-40% or величины осевого усилия, воздействующего на вал-шестерню в процессе эксплуатации при максимальном крутящем моменте на нем 2 J.

Однако известный способ отличается

reM.нецостатком, что имеет низкую точ- 3В ность определения величины осевого усилия.

Белью изобретения является повышение точности определения величины осевого усилия сжатия. подшипников.

Эта цель цостигается тем, что согласно способу определения осевого усилия сжатия радиально-упорных подшип ников, заключающемуся в том, что задают величину осевого усилия сжатия подшипников, равную 30-407о or величины осевого усилия, воздействующего на валшестерню в процессе эксплуатации при максимальном крутящем моменте на нем, сначала устанавливают на вал-шестерню внутренние кольца поцшипников и распорную втулку между ними, сжимают их осевым усилием, в 10-12 раз превышакь щим зацанную величину осевого усилия, и измеряют их цеформацию, собирают © вал-шестерню с подшипниками и корпусом, прикладывают к внутренним кольцам поцшипников зацанное осевое усилие и измеряют изменение суммарной монтаж ной высоты подшипников, а усилие сжатия подшипников опрецеляют по формуле

950 2 гце F - заданная величина осевого уси0 лия сжатия подшипников, н;

ДД» цеформация внутренних колец подшипников с распорной втулкой между ними мм hS - изменение суммарной монтажной высоты поцшипников, мм.

На чертеже показана схема определения величины осевого усилия сжатия радиально-упорных поцшипников при определении толщины компенсатора в процессе сборки редуктора.

В корпусе 1 редуктора установлены подшипники 2 и 3, распорная втулка 4, вал-шестерня 5 с установленными на нем внутренними кольцами 6 и 7 подшипников 2 и З,и измерительные уэлы8и9.

Способ осушествлется следующим образом.

Рассчитывают зацанное осевое усилие сжатия подшипников по формуле

Fî=(3() 4O) / P эи гце Р - осевое усилие, воздействую

mee на вал-шестерню в процессе эксплуатации при максимальном крутящем моменте на нем, н. Устанавливают на валшестерню 5 внутренние кольца 6 и 7 подшипников 2 и 3 и распорную втулку 4, сжимают их осевым усилием, равным

F=(10-12) Fg, и измеряют с помощью измерительного узла 8 деформацию колец 6 и 7 и втулки 4 под действием этого усилия.

Затем собирают вал-шестерню 5 с подшипниками 2 и 3 и корпусом 1, прикладывают к внутренним кольцам 6 и 7 заданное усилие Fp и с помощью иэмерительного узла 9 измеряют изменение суммарной монтажной высоты подшип.ников 2 и 3.

Определяют усилие сжатия подшипников по формуле гце Fg - заданная величина осевого усилия сжатия подшипника, н;

gH - деформация внутренних колец поцшипников с распорной втулкой между ними, мм;

gS - изменение суммарной монтажной высоты подшипников, мм.

Использование прецлагаемого способа определения величины осевого усилия сжатия подшипников по сравнению с и:-м вестным способом обеспечивает более

3 . 1006950 ф . высокуюточностьэасчетучетадеформации суммарной монтажной высоты пощпипнираспорной втулки поц действием нормиро- ков, установленных в корпусе репуктора, ванного усилия, а также учета изменения поц действием заданного усилия.

- Составитель В. Гоцэиковский

Рецактор Л. Гратилло Техрец Ж.Кастелевич Корректор В. Вутята

Заказ 2124/64 Тираж 871 Поцписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., a. 4I5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения величины осевого усилия сжатия радиально- упорных подшипников Способ определения величины осевого усилия сжатия радиально- упорных подшипников Способ определения величины осевого усилия сжатия радиально- упорных подшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и предназначено для измерения упора и крутящего момента на гребных валах судов с винтом регулируемого шага в натурных условиях без предварительной градуировки измерительного участка вала

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к лабораторно-испытательной технике, а более подробно - к устройствам для измерения осевых сил, возникающих при работе центробежного насоса

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения осевого усилия и частоты вращения во вращающихся валах

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения осевого усилия во вращающихся валах

Изобретение относится к машиностроению и преимущественно может быть использовано для измерения сил и моментов при испытании лопастей воздушных винтов в лабораторных условиях
Наверх