Дисковый инерционный синхронизатор

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

И ЛИОНАМ

РЕСПУБЛИК @у F 16 0 23/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

jc=

Ф%

ЭФ

ЮВ

1 Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (RHPblTMA (21) 3350015/25-27 (22) 26.08.81 (46) 07.05.83. Бюл. g 17 (72) 1».И. Рабинович и Е.С..Лебедев (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авто" мобильный завод, (53) 621.825.54(088.8) (56) 1. Лебедев Е,,С., Рабинович Б.И., Скуратович И.И. О работе инерционного синхройизатора в трансмиссии автомобиля с гидромеханической передачей.

Реферативный сборник "Автомобилестроение", 1966» М 13.

2. Авторское свидетельство СССР

Н 172199» кл. F 16 О 23/06, 1965 (прототип).

„,ЯЦ„„ I O jI 6588 А (54) (57) ДИСКОВЫЙ ИНЕРЦИОННЫЙ СИНХРОНИЗАТОР, содержащий ведущие диски трения, связанные .с обоймами, неподвижно соединенными с шестернями соответствующих передач, ведомые диски трения, связанные с нажимными дисками, блокирующие пальцы с опорными торцами, .связанные посредством пружинныи фиксаторов с зубчатой муфтой синхронизатора, установленной на шлицах выходного вала, о т л и ч а ю щ и и -с я тем, что, с целью повышения его надежности„ на торцах нажимных дис" ков выполнены сквозные отверстия, блокирующие пальцы выполнены с осевыми утоненными концами и установлены эти- ф ми концами в отверстиях нажимных дисков подвижно в осевом направлении.

1016588 в осевом направлении.

На фиг. 1 изображен предлагаемый синхронизатор, продольный разрез;

Также известен инерционный синхронизатор с дисковыми фрикционными

Элементами, преимущественно для ko 40 робок передач тяжелых автомобилей, содержащий ведущие диски трения, свя- . занные с обоймами, неподвижно соеди" ненными с шестернями соответствующих передач, ведомые диски трения, свя- 45 занные с нажимными дисками, блокирующие пальцы, связанные посредством пружинных фиксаторов с зубчатой муфтой синхронизатора, установленной на шлицах выходного вала, и выполненные 50 с внутренним осевым отверстием, в котором подвижно в осевом направлении установлены концы фиксирующих пальцев, снабженных упорным торцовым буртиком, другие концы котоРых закреплены, например, при помощи прессового соедине-. ния в отверстиях нажимных дисков 2 .

К недостаткам этого синхронизатора относится большое общее количество

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно для использования в короСках передач, раздаточных коробках и коробках отбора мощности большегрузных автомобилей.

Известен инерционный синхронизатор с дисковыми фрикционными элементами, преимущественно для узлов трансмиссии большегрузных автомобилей, содержащий ведущие диски трения, связанные с обоймами, неподвижно соединенными с шестернями соответствующих передач, ведомые диски трения, связанные с нажимными дисками, в которых закреплены консольные блокирую15 щие пальцы, Фиксирующие элементы, выполненные в виде подвижных в осевом направлении телескопических соединений, связанных посредством пружинных

Фиксаторов с зубчатой муфтой синхро20 низатора, установленной на шлицах выходного вала jl J.

Недостатком указанной конструкции является большое общее количество блокирующих и Фиксирующих-пальцев (не

25 менее 12 шт.}, а следователЪно, большое число сопряжений деталей, вызы- вающих значительные погрешности в их взаимном расположении, что приводит к ухудшению надежности работы син" хронизатора.

Кроме того, имеет место значительная трудоемкость изготовления синхронизатора,.связанная с необходи- мостью обеспечения высокой точности З5 обработки его деталей. блокирующих и фиксирующих пальцев (не менее 9 шт.), сложность обеспечения соосности блокирующих и фиксирующих пальцев одновременно во всех подвижных в осевом направлении соединениях, что ухудшает надежность работы син" хронизатора.

К тому же трудоемкость изготовления деталей синхронизатора велика изза требующейся высокой точности их обработки.

Цель изобретения — повышение надежности работы синхронизатора.

Поставленная цель достигается тем, что в дисковом инерционном синхронизаторе, содержащем ведущие диски трения, связанные с обоймами, неподвижно соединенными с шестернями соответствующих передач, ведомые диски трения, блокирующие пальцы с опорными поверхностями, связанные посредством пружинных фиксаторов с зубчатой муфтой синхронизатора, установленной на шлицах выходного вала, на торцах нажимных дисков выполнены сквозные от" верстия, блокирующие пальцы выполнены с осевыми утоненными концами и установлены упомянутыми концами в отверстиях нажимных дисков подвижно на фиг. 2 - разрез A-А на фиг. 1; на

Фиг. 3 - вид на выступы ведомых дисков.

Дисковый инерционный синхронизатор состоит из трех блокирующих пальцев 1, расположенных в отверстиях, имеющих конические блокирующие фаски, муфты 2 синхронизатора и связанных е ней фиксаторов 3, поджимаемых пружинами 4. На утолщенной части блокируюцих пальцев 1 выполнены конусные фаски для каждой из передач, выполняюцие Функцию блокирующих поверхностей, а оба осевых конца этих пальцев выполнены утоненными, входящими в соответствующие отверстия, выполненные в нажимных дисках 5 и свободно перемещаюциеся в них в осевом награвлении, например, по ходовой посадке.

В пазы нажимных дисков 5 своими выступами входят ведомые диски 6 трения, которые могут свободно перемещаться в осевом направлении в этих па зах, но имеют одинаковую с нажимным диском угловую скорость. Ведущие диски 7 трения своими выступами входят

3 T016g в пазы, выполненные в обойме 8, и также могут свободно перемещаться относительно обоймы в осевом направлении, имея одинаковую с ней угловую скорость. Обоймы 8 жестко связаны, например, посредством штифтов (как вариант посредством шлицев) с шестерня-. ми соответствующих передач. Муфта 2 синхронизатора посредством авольвентных шлицев соединяется с ведущим ва- 16 лом 10, по которому она может перемещаться в осевом направлении в обе стороны от нейтрального положения.

На выступах ведущих дисков 7 трения имеются приклепанные пластинчатые пру1 жинки 11, осуществляющие принудительное разведение дисков 7 один с другим при разомкнутом синхронизаторе, и обеспечивающие тем .самым необходимый зазор между поверхностями трения щв ведущих и ведомых дисков трения ° Ве-. личина суммарного зазора между дисками в каждом пакете трения ограничивается упором нажимного диска g в стопорное пружинное кольцо 9. .25

Переключают передачи посредством предлагаемого дискового инерционного синхронизатора следующим образом.

При движении муфты 2 синхронизатора в сторону включаемой передачи блокирующие пальцы 1, поджатые подпружиненными фиксаторами 3, перемещаются относительно нажимного диска 5, выбирая имеющиеся зазоры между их.опорными торцами и сжимая затем пакет ведущих дисков 7 трения и ведомых дисков

6 трения, при этом под действием окружной составляюцей силы трения, воз-. никаюцей в пакете дисков, блокирующие пальцы 1 перемещаются относительно муфты 2 синхронизатора до соприкосновения конусных блокирующих фасок, выполненных на пальцах и в отверстиях муфты. Причем, в ходе укЬзанного перемещения утоненный конец блокирующе-. го пальца 1, расположенный со стороны выключаемой передачи, выходит из отверстия соответствующего нажимного диска на величину, определяемую суммарным зазором между опорными торцами блокирующего пальца и нажимного диска и зазорами между дисками пакета трения включаемой передачи. Благодаря этому перемещению в силу подвижного соединенИя утоненных концов блоки" рующего пальца с нажимным диском уда- 55 ется значительно сократить ширину на88 4 жимного диска и.обоймы, необходимую для установки пакета дисков трения, В дальнейшем передача усилия к нажимному диску осуществляется через блокирующие фаски пальца и муфты. Нажимной диск 5 перемещается; сжимая ведущие 7 и ведомые 6 диски. трения, между поверхностями которых возникает мо мент трения, приводящий к выравнива нию их угловых скоростей. В процессе выравнивания угловых скоростей ведущих и ведомых дисков трения дальнейшего движения муфты в осевом направлении не происходит, так как обеспечивается ее -надежная блокировка по блокирующим фаскам муфты и пальца, как это имеет место в обычном инерционном,синхронизаторе. После выравнивания угловых скоростей соответствующей шестерни и ведущего вала 10 происхо" дит разблокировка по блокирующим фаскам муфты и пальца. Под действием усилия включения вдавливаются подпружиненные Фиксаторы 3, и муфта 2 синхронизатора продолжает дальнейшее движение в осевом направлении, зацепляясь своими шлицами с эвольвентными шлицами шестерни, включая передачу; при этом отверстия в муфте 2 синхронизатора перемещаются по большему (утолщенному) диаметру блокирующих пальцев l. После окончания процесса включения между поверхностями трения дисков в пакете под действием раэжимных пластинчатых пружинок 11, приклепанных к выступам ведущих дисков трения, устанавливается первоначальный заЗор, ограничиваемый упором нажимного диска 5 в стопорное пружинное кольцо 9, установленное в обойме 8.

Использование изобретения позволит достигнуть повышения надежности рабо,ты сиихронизатора путем сокращения общего количества пальцев в связи. с тем, что блокирующие пальцы одновре-, менно выполняют роль и фиксирующих, поэтому необходимость в последних отпадает, а также значительно легче обеспечить соосность рабочих поверхностей блокирующих пальцев путем их обработки в центрах с одной установки.

Также существенно снижается тру- ° доемкость изготовления синхронизатора ввиду снижения требуемой точности обработки его деталей.

1016588

4-А

Составитель В. Ревеко

Техред Л.Пекарь

Корректор M. Шароши

Редактор А. Ворович

Тираж 925 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3358/38

Филиал ППП Ч!атент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дисковый инерционный синхронизатор Дисковый инерционный синхронизатор Дисковый инерционный синхронизатор Дисковый инерционный синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам структурирования для синхронизирующих устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизаторам коробок передач
Наверх