Протяжной суппорт к зубофрезерному станку

 

1. ПРОТЯЖНОЙ СУППОРТ К ЗУБОФРЕЗЕРНОМУ СТАНКУ, представляющий собой корпус, несущий шпиндель, в пазу которого, выполненном в осевом направлении , смонтирован клин с возмож ностью взаимодействия с резцом-летучкой, отличающийся тем, что, с целью нарезания для спироидной передачи конического колеса с зубьями, имеющими продольную модификацию боковых поверхностей, две противоположные-боковые поверхности клина выполнены сооответствённо с выпуклым и вогнутым продольными профилями, а контактирующие с ними боковые поверхности паза резца-летучки выполнены с выпуклыми продольными профилями, причем все выпуклые вогнутые профили очерчены дугами окружностей. 2. Суппорт по п. 1, отличающийся тем, что величины радиусов указанных дуг окружностей выбраны из соотношений , rs0.75RsecS,ln,, г Ья

„„SU„„1022783 A союз СОжтсних сОциАлистических

РЕСПУБЛИК з(д1) В 23 F 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2. Суппорт по п. 1, отличающийся тем, что величины радиусов указанных дуг окружностей выбраны из соотношений е г О 75Rsec ь - в, ь (О 002 -(Ц>07 есЦ 0,125ь где R = — — — 2 — — " щщ2=0.607яесб, P

Л

Ь

Ъ

М2 госудм ственный комитет ссср пО делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 2674473 25-08 (22) 29.09.78 (46) 15.06.83. Бюл. № 22 (72) А. К. Георгиев и А. С. Кунивер (71) Ижевский механический институт (53) 621.914.7-229.22:621.833.389 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 214291, кл. В 23 F 9/00, 1963. (54) (57) l. ПРОТЯЖНОИ СУППОРТ К

ЗУБОФРЕЗЕРНОМУ СТАНКУ, представляющий собой корпус, несущий шпиндель, в пазу которого, выполненном в осевом направлении, смонтирован клин,с возмог ностью взаимодействия с резцом-летучкой, отличающийся тем, что, с целью нарезания для спироидной передачи конического колеса с зубьями, имеющими продольную модификацию боковых поверхностей, две противоположные боковые поверхности клина выполнены сооответственно с выпуклым и вогнутым продольными профилями, а контактирующие с ними боковые поверхности паза резца-летучки выполнены с выпуклыми продольными профилями, причем все выпуклые вогнутые профили очерчены дугами окружностей. длина паза резца-летучки; наибольшее допускаемое длиной клина расстояние между крайним левым и крайним правым положениями оси резца-летучки, измеренное вдоль оси шпинделя суппорта; угол конуса червяка, зацепляющегося с нарезаемым колесом; ширина венца нарезаемого колеса, измеренная в плоскости, проведенной через ось шпинделя параллель-, но оси этого колеса; радиус дуги окружности продольного профиля каждой из боковой поверхностей паза резца-летучки; радиусы дуг окружностей продольных профилей соответственно выпуклой и вогнутой боковых поверхностей клина.

1022783

Изобретение относится к металлообработке.

Известен протяжной суппорт к зубофрезерному станку, представляющий собой корпус, несущий шпиндель, в пазу которого выполненном в осевом направлении, смонтирован клин с возможностью взаимодействия с резцом-летучкой (1).

Однако в известном суппорте клин выполнен с прямолинейными продольными профилями боковых поверхностей. С такими же профилями выполнен соответствующий клину паз резца-летучки, точки режущих кромок последнего при работе суппорта описывают винтовые линии на соосных поверхностях вращения, имеющих в качестве образующих линий параллельные прямые, наклоненные к оси шпинделя под углом конуса спирондного червяка, зацепляющегося с нарезаемым колесом, вследствие чего с помощью этого суппо рта можно вырезать спиродные колеса с зубьями либо вовсе без модификации, либо лишь с высотной модификацией их боковых поверхностей, в то время как наиболее эффективная компенсация погрешностей изготовления и монтажа передачи, а также упругих деформаций, возникающих при работе этой передачи, обеспечивается при осуществлении продольной модификации зубьев колеса.

Цель изобретения — возможность нарезания конических спироидных колес с зубьями, имеющими продольную модификацию боковых поверхностей.

Поставленная цель достигается тем, что две противоположные боковые поверхности клина выполнены соответственно с выпуклым и вогнутым продольными профилями, а контактирующие с ними боковые поверхности паза резца-летучки выполнены с выпуклыми продольными профилями, причем все выпуклые и вогнутые профили очерчены дугами окружностей.

При этом величины радиусов указанных дуг окружностей выбраны из соотношений

r<0,75sec6> ф, Ь (0,002 — 0 007) sec Ь1 О,) 25 Ьр где К—

+ — — = — — -->

2 (0,002-0,007)sec 6, Г„- длина резца-летучки; — наибольшее допускаемое длиной клина расстояние между крайним левым и крайним правым положениями оси резца-летучки, измеренное вдоль оси шпинделя суппорта;

Ь, — угол конуса червяка, зацепляющегося с нарезаемым колесом;

Ъ вЂ” ширина венца нарезаемого колеса, ( измеренная в плоскости, проведенной через ось шпинделя параллельно оси этого колеса; г — радиус дуги окружности продольного профиля каждой из боковых поверхностей паза резца-летучки;

)5

),и я -радиус дуг окружностей продольных профилей соответственно выпуклой и вогнутой боковых поверхностей клина.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемого протяжного суппорта; на фиг. 2 — конструктивное исполнение части предлагаемого протяжного суппорта, прилегающей к фиксированной подшипниковой опоре его клина; на фиг. 3 — конструктивное исполнение части суппорта, расположенной в районе зоны обработки спироидного колеса; на фиг. 4 — вид А на фиг. 2; на фиг. 5 — вид Б на фиг. 3; на фиг. 6 — разрез  — В на фиг. 3; на фиг. 7— варианты расположения резца-летучки относительно клина, крайние и центральное.

Протяжной суппорт к зубофрезерному станку состоит из корпуса 1, несущего шпиндель 2, в пазу которого, выполненном в осевом направлении смонтирован клин 3, размещенный с возможностью взаимодействия с резцом-летучкой 4. Со шпинделем жестко связано зубчатое колесо 5 и с возможностью относительного вращательного движения ходовой винт 6. В отверстии 7 шпинделя 2, выполненном в продольном направлении, расположен стержень 8, связанный с подшипниковой опорой качения 9, размещенной в стакане 10, присоединенном посредством пластины 11 и прокладки 12 к дополнительной опоре скольжения 13, расположенной с возможностью перемещения относительно корпуса 1.

Резец-летучка 4 находится в отверстии

14 шпинделя 2, выполненном в радиальномнаправлении. В шпинделе выполнено второе отверстие 15 для выхода воздуха из полости отверстия 7. Паз 16 клина 3 и радиальное отверстие 17 служат для ввода резца-летучки в сопряжении с клином. На резце-летучке 4 выполнены два паза 18 и 19.

Его часть, расположенная между этими пазами, взаимодействует с пазом 16 клина 3, с возможностью перемещения. Продольный профиль одной боковой поверхности клина

3 выполнен выпуклым и очерчен другой окружности радиуса К), а продольный профиль другой его боковой поверхности вогнутым и очерчен дугой окружности радиуса R . При этом центры О, и 02 названных окружностей расположены на прямой, наклоненной к торцовой плоскости шпинделя 2 под углом, равным углу 8, конуса спироидного червяка, зацепляющегося с нарезаемым колесом, и пересекающей дуги этих окружностей в точках их средних участков.

Величины указанных радиусов дуг окружностей выбраны из соотношения д+г 1(-r — — = — — — — 1, r 0,75Rsec в . ф, и bz(0,002 0 00 7) Sec@ ОЛ25 bz где й= — — — — ) — + — — — —

2 (О, 002 - Оэ 007) sec 6 <

1022783

45

Fр — длина паза резца-летучки;

Я,и%д — радиус дуг окружностей продольных профилей соответственно выпуклой и вогнутой поверхностей клина; — наибольшее допускаемое длиной клина расстояние между крайним левым и крайним правым положениями оси резца-летучки, измеренное вдоль оси шпинделя суппорта;

Ь, — угол конуса червяка, зацепляющегося с нарезанным колесом;

Ьд — ширина венца нарезаемого колеса, измеренная в плоскости, проведенной через ось шпинделя параллельно оси этого колеса;

à — радиус дуги окружности продольного профиля каждой из боковых поверхностей паза резца-летучки.

При указанной криволинейной форме продольных профилей боковых поверхностей клина 3 и одновременной постоянной перпендикулярности оси резца-летучки 4 к оси шпинделя 2 продольные профили боковых поверхностей пазов 18 и 19 резцалетучки 4 во избежание заклинивания в подвижном соединении клина 3 с резцом-летучкой должны отличаться от продольных профилей поверхностей клина 3, быть обязательно выпуклыми и очерченными дугами окружностей радиуса r, величина которого в каждом конкретном случае не может быть большей вполне определенного значения.

Центры названных .окружностей располагают в плоскости, наклоненной к торцовой плоскости шпинделя 2 под углом 6> и пересекающей продольные оси симметрии па.зов 18 и 19 в точках, равноудаленных от линий пересечения внешней цилиндрической поверхности резца-летучки 4 с плоскими поверхностями этих пазов 18 и 19.

Резец-летучка 4 введен в сопряжение с клином 3 таким образом, что его режущие кромки расположены со стороны вогнутой боковой поверхности клина 3.

При работе протяжного суппорта шпиндель 2, а вместе с ним и резец-летучка

4 с клином 3 от зубчатого колеса 5 получают вращательное движение, а от ходового винта 6 — осевое движение. При этом точки режущих кромок резца-летучки 4 описывают винтовые линии на соосных поверхностях вращения, образующими которых являются дуги окружностей радиуса R, обращенные выпуклыми сторонами к оси шпинделя 2 и соприкасающиеся в точках их средних участков с прямыми, наклоненными к названной оси под углом 61 и представляющими собой образующие соосных конических поверхностей вращения, на которых описывают винтовые линии точки режущих кромок резца-летучки 4 в случае, когда R> = Rq . Вследствие указанного характера отклонения образующих дуг окружностей от образующих прямых достигается отвод номинальных поверхностей зубьев нарезаемого колеса от их теоретических поверхностей в направлении вдоль этих зубьев, чем и обеспечивается продольная модификация боковых поверхностей последних.

Степень продольной модификации зубьев нарезаемого колеса зависит от величины радиуса К, от ширины b венца этого колеса, от величины угла 6, . Причем в подвижном соединении клина 3 и резца-летучки 4 не происходит заклинивания и обеспечивается достаточная контактная жесткость, а это достигается при как можно большем значении r.

Возможны три положения резца-летучки 4 по клину 3: левое крайнее, при котором дальнейшее перемещение резца-летучки 4 по клину 3 в направлении к дополнительной оноре скольжения 13 шпинделя 2 ограничено длиной продольного паза 16; центральное, когда центры 0, 0>, Од и О„ окружностей, очерчивающих профили боковых поверхностей клина 3 и паза 19 резцалетучки 4, расположены на одной и той же прямой, наклоненной к проекции оси резца-летучки 4, к плоскости под углом S,; правое крайнее, при котором резец-летучка 4 выходит из сопряжения с клином 3 или входит в него.

Использование протяжного суппорта позволяет нарезать конические и плоские спироидные колеса с зубьями, имеющими продольную (или высотную и продольную) модификации боковых поверхностей. При этом отпадает необходимость в изготовлении сложных по конструкции, трудоемких в изготовлении и дорогостоящих червячных спироидных фрез.

f022783

1022783

Вндб

1022783

Фиг.

4г. 7

Составитель В. Слиткова

Редактор В. Ковтун Техред И. Верее Корректор В. Гирняк

Заказ 4115/6 Тираж 1106 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Протяжной суппорт к зубофрезерному станку Протяжной суппорт к зубофрезерному станку Протяжной суппорт к зубофрезерному станку Протяжной суппорт к зубофрезерному станку Протяжной суппорт к зубофрезерному станку Протяжной суппорт к зубофрезерному станку 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для нарезания конических колес с круговыми зубьями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке колеса и шестерни гипоидной передачи

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано в производстве зубчатых колес

Изобретение относится к станкостроению, в частности к зуборезным станкам, и может быть использовано для создания станочного оборудования для фрезерования и шлифования цилиндрических арочных зубчатых колес

Изобретение относится к станкостроению, к нарезанию конических колес со спиральным зубом

Изобретение относится к металлообработке, производству цилиндрических зубчатых колес с круговыми зубьями

Изобретение относится к металлообработке, производству цилиндрических зубчатых колес с круговыми зубьями

Изобретение относится к устройствам для обработки металлов, в частности для отделочной обработки рабочих поверхностей арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес
Наверх