Ротор синхронной явнополюсной электрической машины

 

РОТОР СИЛХРОННОИ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечники полюсов и выполненные из прямоугольных проводников катушки, витки которых состоят из отдельных сваренных между.собой полос на каждой стороне катушки, охватывающей сердеч ,ник полюса с зазором, образувядкм ра диальный канал между катушкой и сердечником полюса, сообщакяцийся с попоперечными каналами в проводниках катушек, отличающийся тем, что с целью повьшения интенсивности охлаждения и обеспечения равно - мерного распределения охлаждающего воздуха по каналам проводников, в угловых зонах каждого витка катушки выполнены диагональные каналы, сообщающиеся с поперечными каналами проводников катушек. (Л с со К СП 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСтИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

251 А (19) (11), ГОСУДАРСТВЕННЬЙ НОМИТЕт СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbtTHA (21) 07 (22) 30.04. 82 (46) 30.07.83. Бюл, 9 28 (72) Е.Н.Виноградов, Г.Б.Пинский и A.Ñ.Папер (53) 621 313.713,(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 127738, кл. Н 02 К 3/24, 1959,2. Авторское свидетельство СССР

Р 817870, кл. Н 02 К 3/24, 1981. (54)(57) РОТОР СИНХРОННОИ ЯВНОПОЛК)СБОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечники полюсов и выполненные иэ прямоугольных проводников катушки, витки которых состоят иэ отдельных сваренных между собой полос на каждой стороне катушки, охватывающей сердечник полюса с зазором, образующим ра диальный канал между катушкой и сердечником полюса, сообщающийся с попоперечными каналами в проводниках катушек, отличающийся тем, что с целью повышения интенсивности охлаждения и обеспечения равно мерного распределения охлаждающего воздуха по каналам проводников, в угловых зонах каждого витка катушки вьптолнены диагональные каналы, сообщающиеся с поперечными каналамн проводников катушек.

1032531

Изобретение относится к электрик ческим машинам с форсиронанной системой охлаждения обмотки возбуждения, в частности к гидрогенераторами предельной мощности, обмотка возбуждения которых выполнена из полосовой меди периодического профиля.

Известен ротор синхронной явнополюсной электрической машины, содержащий сердечник полюса и выполненные .из полосового материала катушки, 10 охватынающ .е сердечники полюсон с зазором, образующим радиальный канал катушками и сердечником полюса, сообщающийся с поперечными ка- . калами в проводниках, 15

В данной конструкции катушка наматывается иэ полосы на ребро, причем поперечные каналы располагаются равномерно по периметру катушки $1).

Недостатком указанной конструкции является сложность иэготонления

2 катушек при гнутье проводников на ребро, ограничивающая их применение гидрогенераторами небольших мощностей.

Наиболее близким к предлагаемому является ротор синхронной явнополюсной электрической машины,.содержащий сердечники полюсов и выполненные иэ прямоугольных проводников катушки, нитки которых состоят из отдельных сваренных между собой полос, на каждой стороне катушки, охнЖтывающей сердечник полюса с зазором образующим радиальный: канал между катушкой и сердечником полюса, сооб-, З5 щающийся с поперечными каналами в. проводниках катушек (2 3.

Однако при формировании нйткон катушки, изготовляемых из полос разной длины, в местах стыка этих полос 40 т.е. в четырех углах каждого витка, происходит перекрытие части поперечных каналов, что полностью или -хастично исключает их работу как дополнительных элементсн охлаждения, В 45 результате угловые зоны, всех витков катушки находятся н более нагретом состоянии, что ухудшает тепловое состояние каждой из катушек и всей обмотки возбуждения с форсиронанньм охлаждением, Бель изобретения — повышение интенсивности охлаждения и обеспечение равномерного распределения охлаждающего воздуха по каналам проводников. указанная цель достигается тем, что в известном роторе синхрочной . явнополюсной электрической машины, содержащем сердечники полюсов и выполненные-иэ прямоугольных проводников катушки, витки которых сос-. тоят из отдельных сваренных между собой. полос на каждой стороне катушки, охватывающей сердечник полюса с зазором, образующим радиальный канал между катушкой и сердечником полюса, сообщающийся с поперечными каналами в проводниках катушек, н угловых .зонах каждого нитка катушки выполнены диагональные каналы, сообщающиеся с поперечными каналами проводников катушек.

На фиг.1 показан ротор синхронной яннополюсной электрической машины, поперечный разрез на фиг,2 — то же, продольный разрез; на фиг .3 полюс, поперечный разрез; на фиг.4 элемент сопряжения полос витка катушки; на фиг.5 — профиль медной полосы, на которых выполнены катушки.

Ротор 1 помещен внутри статора

2. Обод ротора 3 имеет вентиляционные каналы 4 между пакетами 5. Вентиляционные каналы 4 совпадают с каналом 6, обраэонанным внутренней поверхностью катушки 7 и сердечником 9 полюса 9.

Катушка 7 выполнена из витков, снариваемых из полос 10 и 11 прямоу гольного профиля. Иежцу витками катушки образованы поперечные каналы

12 и 13. При выполнении каждого из витков полосы могут быть соединены между собой встык под прямым углом или под углом 45 .

С целью устранения заглушки поперечных каналов 13 в угловых зонах выполнены диагональные каналы 14 в местах сопряжения полос 10 и 11; указанный канал может быть выполнен прямоугольным или полукруглым.

При выполнении каналов 14 прорезаются частицы перегородок 15-17, вскрывая заглушенные каналы .13,,образуя симметричную систему охлаж.дения..совместно с каналами 4,. каналом б, каналами 12-14, устройстно работает" следующим образом.

Ротор вращается н направлении укаэанном стрелкой А, и создает движение охлаждающего воздуха. Воздух, нагнета:. емый под дейс вием напора, развиваемого ротором 1, помещенным н статоре

2, проходит через вентиляционные каналы 4 обода 3 и попадает н распределительные каналы б. Воздух рг,нномерно распределяется по каналу 6, а эате:». направляется н поперечные каналы 12, выполненные в витках катушки 7. устройство предусматривает н местах стыков полос 10 и 11.диагональный канал 14, н который воздух посту,.ae: иэ канала б. а из диагонального канала 14 — в поперечные каналы 13 н мес-. тах стыков полос 10 и 11;

Таким образом улучшае ся охлаждение угловых эон каждой кату:.ки и всей обмотки возбуждения.

1032531

1032533

У7 Ф,Фб 35

Г Р

Фи:- Я

Составитель й.Воинов

Ыдактор В,Пилипенко Техред Б.Палекорей корректор- Э,:::рнн:

Заказ 5 15/56 Тираж 687 Подписное

BHRHHVi 1 осударственного комитета СССР по делам иэобретений и откръпий

113035,- Москва, >Х-35, 1аумская на6., д.=/5

Филиал ППП "Патент, г.уж; †.ород, ул.Проектная,.4

Ротор синхронной явнополюсной электрической машины Ротор синхронной явнополюсной электрической машины Ротор синхронной явнополюсной электрической машины Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к синхронным электрическим двигателям

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники, а именно к выполнению устройства или комплекта из множества устройств, каждое из которых содержит множество вытянутых вдоль продольной оси и уложенных друг на друга в стопку вдоль вертикальной оси стержней обмотки, каждый из которых содержит четыре направленных параллельно к продольной оси и попарно в направлении перпендикулярной к продольной оси и вертикальной оси поперечной оси, лежащие рядом друг с другом, а также лежащие попарно вдоль продольной оси друг за другом канала охлаждения, каждый из которых соответствующим входом входит в одну из двух расположенных примерно соосно относительно продольной оси зону выхода газа и там переходит в направленный под острым углом к вертикальной оси выходной канал

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, предназначенным для электрических машин, используемых, например, для электромагнитного перемешивания жидкого металла на машинах непрерывного литья заготовок

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструктивным элементам охлаждения обмотки ротора явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении в явнополюсных электрических машинах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к особенностям конструктивного выполнения роторов электрических машин
Наверх