Катушка электрической машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (щ739690

Ж !

r» (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 101177 (21) 2542529/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 0506.80. Бюллетень № 21 (51)М. Кд.2

Н 02 К 3/24

Н 01 F 5/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) хДП 621. 313.. 713 (088. 8) Дата опубликования описания 06.06.80 (72) Авторы изобретени я

Д,Н. Маликов и А.Н. Колмыков.

Институт горного дела Сибирского отделения AH СССР (71) Заявитель (54) КАТУШКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к катушкам для электрических машин с возвратно-поступательным движением якоря и аппаратов. 5

Известна катушка электрической машины; содержащая изоляционную прокладку, выполненную с выступами треугольной формы, равномерно расположенными на ее поверхности (1). меж- 10 ду прокладкой и слоем обмотки образуются каналы для прохождения хладагента.

Такая конструкция характеризуется уменьшенным сечением каналов,недостаточным отводом тепла от поверхности с акоев обмотки из -за сплошной поверхности прокладки, Известна также катушка электрической машины, содержащая обмотку, 20 витки которой расположены коаксиальными слоями, и изоляционные прокладки, размещенные между слоями с образованием каналов для прохождения хладагента (2). 25

При переходе намоточного провода с одного слоя на другой концы .тонких изоляционных прокладок прогибаются, вследствие чего переходные витки перекрывают охлаждающие кана- 30

2 лы по концам катушки, Установка же более толстых йепрогибающихся прокладок снижает коэффициент заполнения катушки проводниковым материалом и, следовательно, снижает КПД двигателя и его удельную мощность.

Кроме того, при таком выполнении прокладок необходимо применение каркаса (без которого крайние витки выпадают из катушки) с перфорированными щетками для прохода хладагента, что усложняет конструкцию катуш« ки, Бель изобретения - улучщение э ксплу атаци онных характеристик э а счет повышения удельной мощности катушки, увеличения заполнения ее проводниковым материалом и упрощение конструкции, Это достигается тем, что каждая прокладка имеет С-образное.продольное сечение с длиной полок, равной толщине слоя обмотки, и с высотой, различной на противойоложных торцах на величину:шага витка, причем между соседними слоями обмотки проклад- . ки размещены с чередованием противоположных полок.

На фиг. 1 изображена катушка, продольный разрез; на фиг. 2 - то

739690 же, вид с торца; на фиг. 3 - два первых слоя обмотки с прокладками между ними в изометрии; на фиг,4 прокладка, Вит ки 1 о бмот ки катушки ра споло Жййы"коаксиальными слоями 2, между которыми размещены изоляционные прокладки 3 с образованием каналов 4 для прохождения хладагента.

Прокладки 3 имеют С-образные продольнре сечение с длиной поток

5 и 6, равной толщине слоя 2 обмотки, и с высотой, различной на противоположных торцах на величину шага витка, причем между соседними слоями обмотки прокладки размещены с чередованием противоположных полок 5 и 6, Расстояние между внутренними кромками полок 5 и 6 ныбирается таким, на котором практически можно уложить целое число витков, но меньшим общей высоты обмотки катушки на величину шага витка, Поверхности а и б полок 5 и 6 и наружная поверхность слоя обмотки, уложенного на прокладку между полками, находятся на одном уровне, При намотке катушки соседние прокладки каждого охлаждающего канала смещаются относительно друг друга по спирали в направлении намотки на величину К = -

Ь где ф.- шаг витка; — количество прокладок в одном канале, Таким образом, перная и последняя прокладки одного канала смещены относительно друг друга по продольной оси на величину шага витка.

При переходе последнего витка нижнего слоя намотки с последней прокладки на первую для последующегo слоя намоточный провод опирается . на полку первой прокладки нижнего слоя. При дальнейшей намотке перный виток каждого последующего слоя будет частично опираться на полки 5 и б прокладок 3 и частично на пос-, ледний виток нижнего слоя, A так как поверхности а и б полок

5 и б и наружная поверхность слоя, уложенного на прокладку между этими полками, находятся на одном уровне, то охлаждающие каналы предохраняются от перекрытия. Для этого расстояние между внутренними кромками полок прокладок выбирают меньше высоты обмотки катушки на величину шага взятка.

Полки 5 и б прокладок не только предохраняют охлаждающие каналы от перекрытия крайними витками, но и удерживают крайние витки от выпадения из катушки и, кроме того, могут служить торцовыми опорами между обмоткой и полюсами электромагни» та, воспринимая на себя силовые и вибрационные нагрузки, Конструкция катушки позволяет использовать прокладки любой толщины, в том числе и очень тонкие, что обеспечивает увеличение коэффициента заполнения катушки проводниковым материалом на 25-30% и, следовательно, повыше20 ние удельной мощности и эксплуатационных характеристик, Для упрощения катушка с прокладками,может быть выполнена и бескаркаской.

Формула изобретения

Катушка электрической машины,со. держащая обмотку, витки которой расположены коаксиальными слоями, и изоляционные прокладки, размещенные между слоями с.образованием каналов для хладагента, о т л и ч а ю щ а я-с я тем, что, с целью улучшения

35 эксплуатационных хаРактеРистик за счет повышения удельной мощности ка-тушки, каждая прокладка имеет С-образное продольное сечение с длиной полок, равной толщине слоя обмотки, и с вйсотой, различной на противоположных торцах на величину шага витка, причем между соседними слоями обмотки прокладки размещены с чередованием противоположных полок, Источники информации, 4> принятые но внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3500272, кл, Н 01 F 5/001 1971, 2, Авторское свидетельство СССР

Р 474077, кл, Н 02 К 3/24, 1976, 50

739690 иг 2

Составитель С, Пращник

Редактор Т. Загребельная Техред Н.Бабурка Корректор M. Коста

Заказ 2955/49 Тираж 783 Подписное

IIHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5 филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Катушка электрической машины Катушка электрической машины Катушка электрической машины 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для бурения взрывных скважин на карьерах и шахтах, а также для проходки технологических скважин, в том числе при бурении сложноструктурных пород
Наверх