Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель

 

1. ПОГРУЖНОЙ ЖИДКОСТНОЗАПОВНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор, ротор с валом, имеющим продольный канал -и выступающий конец и расположенный противоположно выступающему концу вала холодильник, соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя , о т личающийся тем, что, с целью упрощения уменьшении габаритов и улучшении эксплуатационных характеристик, выходной трубопровод холодильника установлен соосно с ротором с зазором относительно вала, а входное отверстие входного трубопровода расположено в диапазоне между внутреннй поверхностью корпуса и поверхностью расточки статора. 2. Электродвигатель по п. 1, о т-j личающийся тем, что конец (П выходного трубопровода раемещен в по лpcт вала.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕС ЪБЛИК (511 Н 02 к 9/19 г

/

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ З -.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О

С:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3409454/24-07 (22) 12.03.82 (46 ) 15.09. 83. Бюл. Р 34 (72) Г.Г. Счастливый, В.Г. Семак и Г.М. Федоренко (71) Институт Электродинамики АН Ук-. раинской ССР, Специальное конструкторско-технологическое бюро прИ Институте Электродинамики АН Украинской CCP (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1. Погружной электродвигатель

ПЭДВ 250- 320В. Чертеж сборочный 1 ТЩ .

359, 188 СБ ТУ 16-513. 303. 72.

2..Авторское снидетельстно СССР

Р 253219, кл. Н 02 К 9/19, 1968. (54)(57) 1. ПОГРУЖНОЙ ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННЫЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащкй статор, ротор с валом, имеющим про-., «»SU«» 4 дольный канал и выступающий конец и расположенный противоположно выступающему концу нала холодильник, соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью упрощения при уменьшенйи габаритов и улучшении эксплуатационных характеристик, выходной трубопронод холодильника установлен соосно с ротором с зазором относительно вала, а входное отверстие входного трубопровода расположено в диапазоне между внутреннй поверхностью корпуса и поверхностью расточки статора.

2. Электродвигатель по п. 1, о т- Е

Ф л и ч а ю шийся тем, что конец ныходного трубопровода раемещен в по лости вала.

10 42139

Изобретение относится к области электрических машин, в частности. к погружным жидкостнозаполненным электродвигателям, предназначенным, например, для привода скважинных насосов.

Известен погружной жидкостнозапол- 5 ненный электродвигатель с внутренней циркуляцией жидкости,для обеспечения которой он имеет укрепленные на ротс ре специальные турбинки (1) .

Однако турбинки потребляют значи- 10 тельную мощность и снижают энергетические показатели электродвигателя и. эффективность циркуляционного охлаждения из-за подогрева охлаждающей жидкости в турбинках и некоторого увеличения тока нагрузки электродвигателя. Кроме того, такая система ох-.. лаждения существенно усложняет конструкцию погружного электродвигателя, увеличивает его габариты, а следова- 20 тельно, стоимость,и снижает надежность, Наиболее близкий к предлагаемому погружной электродвигатель, содержащий статор, РотоР с валом, имеющим продольный канал и выступающий конец и расположенный противоположно выступающему концу вала холодильник, соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя (2) .

ЗО

Недостаток такой конструкции состоит, в том, что электродвигатель в этом случае не является автономным и зависит от режима работы насоса.

Кроме того,.сетка-радиатор закрывает 35 вход в насос. Прекращение подачи жидкости в насос приводит к перегреву электродвигателя и выходу его иэ строя. Входной трубопровод обязательно должен быть. расположен на наруж- 4п ной поверхности корпуса электродвигателя, что увеличивает радиальные габариты электронасосного агрегата в целом и приводит к необходимости увеличения диаметра скважин, а, следова-4 тельно, к увеличению капитальных затрат на ее строительство. При монтаже электронасосного агрегата возможны повреждения входного трубопровода в результате ударов о стенки обсадной трубы. Разместить входной трубопровод под корпусом погружного электродвигателя без ухудшения его энергетических.показаний невозможно иэза ограниченных радиальных размеров и высокой степени использования в электромагнитном отношении поперечного сечеиия погружного электродвиг ателя °

Цель изобретения - упрощение конструкции электродвигателя при умень- Я) шении его габаритов и улучшении эксплуатационных характеристик. . Цель достигается тем, что в погружном жидкостноз аполненном электродвигателе, содержащем статор, ротор .-u с валом, имеющим продольный канал и выступающий конец и раСположенный противоположно выступающему концу вала холодильник, соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя, выходной трубопровод холодильника установлен соосно с ротором с зазором относительно вала, а входное отверстие входного трубопровода рас:положено в диапазоне между внутренней поверхностью корпуса и,поверхностью расточки статора.

Конец выходного трубопровода может быть размещен в полости вала.

На фиг. 1 представлен электродвигатель предлагаемой конструкции, продольный разрез; . на фиг. 2 — вариант сочленения выходного трубопровода холодильника с валом электродвигателя.

Электродвигатель содержит ротор 1 с полым валом 2. Отверстие 3 в валу глухое, имеет, радиальные каналы 4.

Холодильник 5 изображен схематично, расположен в противоположной выступающему концу вала части двигателя.

Выходной трубопровод 6 холодильника расположен по оси ротора и заходит в торец вала. Между стенками отверстия вала и выходным трубопроводом имеется зазор 7. Величину зазора 7 и его длину рассчитывают исходя из минимально допустимой утечки цирку лирующей жидкости через зазор при вращении ротора. Входной трубопровод

С холодильника подсоединен к внутренней полости 9 двигателя по радиусу в диапазоне между внутренней поверхностью 10 корпуса 11 и поверхностью расточки 12 статора 13.

При утечке жидкости через упорный подшипник 14, приемлемой для конкретной системы охлаждения, длина зазора

7 может быть равна нулю, т.е. выходной трубопровод 6 может и не заходить в торец вала 2, а образовывать зазор

15 между торцовыми поверхностями вала электродвигателя и выходного трубопровода 6.

В процессе работы под действием вращательного движения ротора 1 во внутренней полости электродвигателя, заполненной жидкостью, создается давление, возрастающее в радиальном направлении. Это давление обеспечивает циркуляцию жидкости в направлении, указанном стрелками: внутренняя полость 9 двигателя, вход В холодильника

5 и далее жидкость попадает в отверстие 3, радиальный канал 4, затем пр<>ходит через зазор между ротором и статором, а также через пазы статора (для двигателей с низким коэффициенТоМ заполнения пазов, например, лри обмотке, выполненной проводом с водостойкой изоляцией). Циркулирующая таким образом жидкость интенсивно

10 42139 фиг. 2

Составитель .Л. Карцева

Редактор O. Колесникова Техред С.Легеза Корректор A.Çèì êîñîâ

Заказ 7144/55 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Росударствениого комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 охлаждает обмотки статора и ротора; а подогретая жидкость эффективно. ох лаждается во внешнем холодильнике 5 °

Благодаря применению двигателя предложенной конструкции по сравнению с, базовой достигается уменьшение ра- 5 диальных и аксиальных размеров, упро- . щение конструкции, повыщается надежность и нагрузочная способность, уменьшаются энергетические затраты на охлаждение, повышается КПД двига- 10 теля.

Испытание макетного образца двигателя мощностью 90 кВт с предложен ной;системой охлаждения показало, что максимальная температура обмотки 15 статора может быть понижена на 13, 8 С, т. е. может быть уменьшено превышение температуры обмотки статора, в — „ о = 1,92 раза ° гв,е

Предложенное решение может быть внедрено как при создании новых, так и модерниэации действуюших погружных электродвигателей, при этом мощность двигателя в заданном габарите увеличена в 1,5 раза, или же при заданных габаритах мощности двигателя ресурс его увеличен в .2 - 2,5 раза.

При внедрении предлагаемой конструкции во всех погружных водозапол" ненных электродвигателях годового выпуска .нашей страны экономический эффект составит не менее 1,0 млн. руб.

Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сверхпроводящему вращающемуся устройству типа сверхпроводящих генераторов, в которых по крайней мере обмотка ротора выполнена сверхпроводящей

Генератор // 2131164
Изобретение относится к электротехнике и представляет собой магнитоэлектрический генератор, выполненный в виде внутренних и внешних блоков роторов и статоров

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается выполнения электрических машин с постоянными магнитами, в частности к жидкозаполненным электрическим машинам, погружным электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую энергию

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше
Наверх