Модульный многониточный толкаемый состав

 

МОДУЛЬНЫЙ МНОГОНИТОЧНЫЙ ТОЛКАЕМЫЙ СОСТАВ, содержащий буксир-толкач, грузовые модули, связанные с носовым швартовным модулем, выполненным с обтекаемыми обводами и имеющим якорное устройство, средства швартовки грузовых модулей и подруливающее устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик состава и упрощения конструкции грузовых модулей, он снабжен кормовым и промежуточными швартовными модулями , расположенными между грузовыми модулями перпендикулярно к диаметральной плоскости состава, при этом промежуточные швартовные модули имеют форму параллелепипедов, а кормовой швартовный модуль выполнен с обтекаемыми кормовыми обводами и снабжен сцепным устройством для соединения с буксиром-толкачом. О5 СХ) фиг1 6о СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1068331

gyp В 63 В 21/62

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ i" .

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3504437/27-11 (22) 20.10.82 (46) 23.01.84. Бюл. № 3 (72) В. Н. Кохан (53) 629.12.011.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 288575, кл. В 63 В 21/62, 1968 (прототип). (54) (57) МОДУЛЬНЫЙ МНОГОНИТОЧНЫЙ ТОЛКАЕМЪ|Й СОСТАВ, содержащий буксир-толкач, грузовые модули, связанные с носовым швартовным модулем, выполненным с обтекаемыми обводами и имеющим якорное устройство, средства швартовки грузовых модулей и подруливающее устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик состава и упрощения конструкции грузовых модулей, он снабжен кормовым и промежуточными швартовными модулями, расположенными между грузовыми модулями перпендикулярно к диаметральной плоскости состава, при этом промежуточные швартовные модули имеют форму параллелепипедов, а кормовой швартовный модуль выполнен с обтекаемыми кормовыми обводами и снабжен сцепным устройством для соединения с буксиром-толкачом.

1068331 t

Изобретение относится к водным транспортным средствам, в частности средствам вождения несамоходных судов методом толка ни я.

Известен модульный многониточный толкаемый состав, содержащий буксир-толкач, грузовые модули, связанные с носовым швартовным модулем, выполненным с обтекаемыми обводами и имеющим якорное устройство, средства швартовки грузовых модулей и подруливающее устройство (1).

Однако известный толкаемый состав не совсем совершенен.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик состава и упрощение конструкции грузовых модулей.

Для достижения поставленной цели модульный многониточный толкаемый состав, содержащий буксир-толкач, грузовые модули, связанные с носовым швартовным модулем, выполненным с обтекаемыми обводами и имеющим . якорное устройство, средства швартовки грузовых модулей и подруливающее устройство, снабжен кормовым и промежуточными швартовными модулями, расположенными мех и грузовыми модулями перпендикулярно °,, аметральной плоскости состава, при этом промежуточные швартовные модули имеют форму параллелепипедов, а кормовой швартовный модуль выполнен с обтекаемыми кормовыми обводами и снабжен сцепным устройством для соединения с буксиром-толкачом.

На фиг. 1 показан модульный толкаемый состав, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — кормовой модуль, вид сбоку; на фиг. 4 — средний модуль, вид сбоку; на фиг. 5 — носовой модуль, вид сбоку; на фиг. 6 — кормовой модуль, вид сверху; на фиг. 7 — средний модуль, вид сверху; на фиг. 8 — носовой модуль, вид сверху; на фиг. 9 — схема формирования модульного двухниточного толкаемого состава.

Модульный толкаемый состав состоит из буксира-толкача 1, швартовного кормового модуля 2, грузовых модулей 3 (несамоходные суда), среднего 4 и носового 5 швартовных модулей.

Швартовные модули 2, 4 и 5 являются связующим звеном между другими модулями толкаемого состава. Для швартовки между собой грузовых модулей 3 средний швартовный модуль 4 выполнен с обычными, простыми прямоугольными обводами.

На нем установлены швартовные средства, например, швартовиые лебедки 6, кнехты 7 для крепления тросовых связей.

Швартовка грузовых модулей с буксиром-толкачом 1 осуществляется через кормовой швартовный модуль 2. Кормовой швартовный модуль 2 выполнен с обтекаемыми скуловыми обводами, являясь кормовой оконечностью толкаемого состава.

На нем размещены лебедки 6 для швартовки, для соединения грузовых модулей и кнехты 7 для крепления тросовых связей.

В кормовой части модуля установлены сцепные устройства 8 для швартовки толкача к составу. Носовой швартовный модуль 5 имеет характерные скуловые обводы для придания толкаемому составу более совершенной в гидродинамическом отношении формы образования носовой оконечности состава. На палубе размещены швартовные лебедки 6 для швартовки грузовых модулей, кнехты 7 для крепления гибких тро5

При формировании модульного толкаемого состава буксир-толкач 1 (фиг. 9 а) методом толкания отводит носовой швартовный модуль 5 на рейд, или другое место формирование толкаемого состава. С носового швартовного модуля отдаются якоря, таким образом, носовой швартовный модуль является прообразом швартовной бочки. К нему поочередно подводятся грузовые модули 3 (фиг. 9 б), которые крепятся с помощью швартовных средств, размещенных на швартовном носовом модуле 5. После швартовки к носовым швартовным модулям грузовых модулей первого ряда к последним шва ртуется средний швартовный модуль 4 (фиг. 9 в). К среднему швартовному модулю подводятся грузовые модули второго ряда (фиг. 9 г) .

Далее подводится и швартуется к грузовым

55 совых связей. На баке носового швартовного модуля установлены якорные устройства 9. На носовом модуле имеется моторный отсек 10, в котором размещается подруливающее устройство 11, оборудование и средства управления балластной системой, цепной ящик 12. На баке носового швартовного модуля установлены подъемно-опускные рули 13 со станцией их управления. Для установки эхолота имеется шахта 14, на баке для несения навигационных огней установлена подъемно-опускная мачта 15 толкаемого состава:

Наличие балластной системы и балластных отсеков 16 на швартовных модулях

25 позволяет использовать их с гружеными и порожними большегрузными толкаемыми составами, загруженными на различную осадку.

Грузовой модуль 3 представляет собой секцию простейшей формы. Корпус грузового модуля имеет форму параллелепипеда.

На нем для возможности швартовки размещены только приемные устройства швартовных средств, кнехты и киповые планки для крепления гибких тросовых связей.

Для эксплуатации модульных толкаемых составов создается парк швартовных и грузовых модулей, при этом количество грузовых модулей значительно превышает количество швартовныХ модулей в несколько раз в зависимости от грузооборота, степени

40 и формы эксплуатации толкаемых составов.

1068331

15

3 модулям второго ряда кормовой швартовный модуль 2 (фиг. 9 д), подключаются средства дистанционного управления, например носовыми рулями, подруливающим, якорным устройствами к пульту управления, расположенному в ходовой рубке буксиратолкача. После выборки якорей модульный толкаемый состав (фиг. 9 е) снимается в рейс.

Работы по расформированию толкаемого состава и постановке грузовых модулей к причалу или ошвартовке к специальной швартовной бочке производятся в обратной последовательности. В пункте назначения грузовые модули заменяются новыми, подготовленными к отправке, все операции по формированию модульного толкаемого состава повторяются в прежнеи последовательности. Для швартовки к причалу или специальной швартовной бочке используются тросовые связи, которые подаются с бочки, или стационарные причальные лебедки.

При необходимости прохождения сложных криволинейных участков судового хода, дистанционно с ходовой рубки опускаются носовые рули, или при маневрировании, шлюзовании включается подруливающее устройство для улучшения управляемости толкаемого состава. Для постановки толкаемого состава на якорь вне портов, где нет швартовных бочек и других подобных для этого устройств, при неблагоприятных условиях в рейсе используются якорные устройства носового швартовного модуля.

В зависимости от грузоподъемности модульного толкаемого состава, условий плавания, производственной необходимости состав может состоять из разного числа модулей, например одного или двух силовых, двух или трех швартовных, от двух до шести и больше грузовых. Учитывая условия плавания и наличие устойчивого грузопотока, модульные толкаемые составы могут быть специально спроектированы как двух- или трехниточные.

Модульный толкаемый состав обладает хорошими гидродинамическими качествами в силу создания единых по ширине толкаемого состава обтекаемых носовых и кормовых оконечностей, которые представлены швартовными модулями. При тех же затратах мощности толкача предлагаемый модульный толкаемый состав по сравнению с известным имеет лучшие скоростные характеристики, что. является резервом экономии

4 топлива. Модульный толкаемый состав обладает хорошей «жесткостью», достаточно прочен на волнении в силу наличия швартовных модулей, к которым одновременно швартуются два-три грузовых модуля, что является важным условием при плавании в условиях повышенного ветро-волнового режима. Наличие цельной, единой обтекаемой носовой оконечности толкаемого состава исключает попадание в трюмы головных грузовых модулей воды в результате

«фонтанирования» в условиях повышенного волнения.

Уменьшение количества шва ртовных и якорных устройств и размещение их на специальных швартовных модулях способствует более эффективному их использованию. Также отпадает необходимость использования межбортовых швартовных средств для швартовки между собой грузовых модулей. Наличие подруливающего устройства, носовых рулей в носовом швартовном модуле делает толкаемый состав маневренным и мобильным.

Сам принцип эксплуатации модульных толкаемых составов и группировка дополнительного оборудования толкаемого состава на отдельных модулях позволяет существенно снизить потребление металла при строительстве грузового тоннажа, что является актуальным вопросом в деле экономии металла, снижается построечная стоимость грузового тоннажа. Дополнительное оборудование используется с максимальной отдачей, процент времени его использования весьма высокий. Значительно упрощается и технология использования и изготовления грузовых модулей в силу их простых прямоугольных обводов. Сокращается время и затраты труда на монтаж оборудования, которое представлено простыми. узлами: кнехты, киповые планки, приемные устройства для швартовных средств.

Независимость грузовых модулей и швартовных между собой повышает их ремонтопригодность, например, грузовой модуль не будет простаивать в ремонте из-за неисправностей якорно-швартовных устройств.

Конструкции всех модулей толкаемого состава технологически просты.

Внедрение в практику эксплуатации модульных толкаемых составов будет способствовать значительному росту эффективности работы толкачей и несамоходных судов, экономии топлива, материальных, трудовых ресурсов, снижению себестоимости грузоперевозок. 1068331

1068331

«

1

Составитель Ю. Серов

Редактор В. Данко Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 10939/4 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород,. ул. Проектная, 4

Модульный многониточный толкаемый состав Модульный многониточный толкаемый состав Модульный многониточный толкаемый состав Модульный многониточный толкаемый состав Модульный многониточный толкаемый состав 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эксплуатации водного транспорта и предусматривает порядок формирования в состав судов с различной степенью повреждения наружных конструкций (бортов и днища) корпуса

Изобретение относится к водному транспорту и касается большегрузных речных составов, формируемых из речных и морских секций, эксплуатируемых речными и морскими толкачами, соединенных сцепными устройствами

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции универсальных судов, которые трансформируются, и способу трансформации флота под заданные условия грузоперевозки

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке

Изобретение относится к судостроению , а конкретно к сцепным устройствам преимущественно судов с малой площацью ватерлинии.Целью изобретения является упрощение конструкции устройства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для транспортировки несамоходных судов, барж методом толкания

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. При ледовом плавании судов ледового и неледового класса предварительно суда неледового класса размещают в суда-доки ледового класса, после чего все суда ледового класса вместе с ледоколом соединяют в кильватерную колонну «в упор» введением носовой части судна в кормовую выемку впереди идущего судна и стыковки с помощью унифицированного стыковочного узла. При этом просвет между кормовой частью каждого судна и носовой частью состыкованного с ним судна перекрывают бортовыми скегами, исключающими воздействие битого льда на носовые обводы судов. Кормовая часть ледокола имеет приемную часть унифицированного стыковочного узла и дополнительно устройства жесткой стыковки с носовой частью следующего за ним судна. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности морских перевозок в ледовых условиях. 4 н. и 20 з.п. ф-лы, 11 ил., 1 табл.
Наверх