Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины

 

.УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ : ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ СТЕРЖНЕВОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее изоляционные кольца, размещенные между нижними и верхн ади рядами стержней: обмотки, выполненные из отдельных соединенных между собой секций, г т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью пов лаения его ремонтЬспособности , число секций изсшяционного кольца равно числу стержней в одном ряду обмотки, а поверхности сопряжения соседних секций между собой выполнены ртупенчатыми, при этом места соединения секций расположены в промежутках между нижними стержнями обмотки.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

3ДВ Н 02 К .3/50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4Т г т (21) 3352937/24-07 (22) 13.-11.81 (46) 07.02.84..Бюл. М 5 (72) Г.С.Дегиль и Б.Г.Дегиль (53) 621.3.045.8(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 723724, кл. Н 02 К 3/50., 1976.

2. Патент Великобритании

9 11228899882288, кл. Н 2 A 1972. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ

ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ СТЕРЖНЕВОЙ ОБМОТКИ

СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее . изоляционные кольца, размещенные между нижними и верхними, рядами стержней обмотки, выполненные из отдельных соединенных между собой секций, с т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его ремонтоспособности, число секций изоляционного кольца равно числу стержней в одном ряду обмотки, .а поверхности сопряжения соседних секций между собой выполнены ступенчатыми, при этом места соединения секций расположены в промежутках между нижними стержнями обмотки.

1072183

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к элементам крепления обмоток, и может быть использовано в гидро- и турбогенераторостроении.

Известно устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, у которого изоляционные прокладки, в основном на выходе из паза, выполнены иэ губчатого материала, например паролона, имеют длину каждого участка, равную сумме ширины секции и промежутка между соседними секциями обмотки, пропитаны совместно эпоксидным компаундом холодного отвер>:дения, образуя 15 единое прочное целое f 1) .

Недостатками данного устройства являются низкая надежность и повышенная трудоемкость при ремонтах, особенно с частичной заменой обмотки 20 статора. Это обусловлено тем, что после пролитки элементов кольцевого изоляционного пояска (прокладки), состоящего по длине окружности лз ряда частей-секций пропитанных эпок- 25 сидным компаундом холодного отверждения, они превращаются в прочное монолитное целое, разрезание или разь.единение и подъем секций которого лри необходимой выемке секций (стерж- 0 ней) обмотки, особенно нижнего. ряда, . трудоемко и ненадежно из-за частых случаев повреждения. изоляции оСтавшейся обмотки и трудностей разрезания прокладок.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее изоляционные коль, ца на основе пропитанного смолой стекловолокна, выполненные из шести дугообразных сегментов, скрепленных между собой (2) .

Известное устройства также отличается пониженной ремонтоспособностью,45 поскольку выемка дефектного нижнего стержня обмотки представляет большую трудность, так как при этом необходимо разрезать изоляционное кольцо в любых местах. Кроме того, такая 5р операция нередко связана с частичным или полным повреждением изоляции, особенно нижнего слоя стержней, что приводит-к снижению надежности отремонтированной обмотки и ремонто- 55 способности изоляционного кольца.

Цель изобретения - повышение ремонтоспособности устройства.

Указанная цель достигается тем„ чтр в устройстве для крепления лобо- 6О вых частей стержневой обмотки статора, электрической машины, содержащем изоляционные кольца, размещенные между нижними и верхними рядами стержней обмотки, выполненные иэ отдель- 65 ных соединенных между собой секций, число секций иэоляциониого кольца . равно числу стержней в одном ряду обмотки, а поверхности сопряжения соседних секций между собой выполнены ступенчатыми, при этом места соединения секций расположены в промежутках между нижними стержнями обмотки.

На фиг. 1 показана схема размещения лобовых частей обмотки статора генератора со стороны турбины; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг.3 вид В. на фиг. 2 °

В каждом пазу сердечника статора 1 размещены верхний 2 и нижний 3 стержни обмотки>закрепленные в лазу клиньями не показаны). Лобовые части обмотки лрибандажированы к кронштейнам 4. Между нижними 3 и верхними 2. стержнями обмотки размещены изоляционные кольца 5-8. Лобовые части стержней закреплены между собой цепной вязкой или другим конструктивным креплением. Кольца 5-8 отличаются одно от другого высотой и длиной окружности по возрастающему номеру за счет увеличивающихся лромежутков между стержнями. Причем число секций в каждом кольце является одинаковым и равным числу стержней в одном ряду обмотки статора.

Секция кольца (фиг.3) состоит из полосок 9 .стеклотрикотажной ткани, размещенных сверху и снизу секции кольца, и прокладок .10 стеклотекстолита. Meжду прокладками 10 помещается прокладка 11 иэ заполнителя. Общая толщина и число полосок и прокладок выбраны по расчету. Длина каждой секции кольца равна сумме ширины стержня в лобовой части и двух полупромежутков между соседними стержнями обмотки. Линия раздела секций кольца примерно параллельна расположенному рядом участку эвольвенты лобовой части стержня и размещена также примерно, посредине промежутка (фиг.2).

Секции одного кольца по длине равны между собой, а их полоски и проклад ки 9-11 изготовлены раскроем по шаблону для более экономного расхода материала. Длина секций разных изоляционных колец неодинакова и возрастает с увеличением диаметра и номера кольца 5-8 эа счет расширения промежутка между стержнями ближе к их головкам. Для более прочного сочленения между собой отдельных секций поверхности 12 их сопряжения выполнены ступенчатыми. Все полоски 9 пропитаны, а прокладки 10 и 11 обволочены эпоксидным составом (компаундом) холодного отверждения, лросушенн и подвергнуты специальной. дегазационной обработке для снижения вредных условий труда. Специально

10721 83 обработанные, уложенные по схеме и обжатые полоски и прокладки в каждой секции образуют единое прочное монолитное целое. Секции кольца отделены одна от другой тонкой полос- . кой 13 неслипаемой ленты, например 5 триацетатной, фторопластовой, ширина которой на.10-20 мм больше ширины секции. Выступающие края полоски

13 загнуты по боковым плоскостям кольца, обеспечивая при этом неслипаемость между собой его секций . Секции кольца соединены постепенным наращиванием в кольцевой изоляционный поясок, поверх плотно стянутый одним слоем впритык ленты 14 15 из стеклоткани или стекло.лентой и закрепленный к нижним стержням или бандажным кольцам.

При необходимости осуществить подъем одного или нескольких стерж- . ней нижнего ряда обмотки статора срезают стяжной слой ленты 14 и отделяют одну от другой секции кольца смещением в сторону головки стержня при сочленении их между собой по схеме ГАРМОНИКА или подъемом одного сочленяемого края секции по схеме

СТУПЕНЬ. При этом уменьшается трудоемкость операций и повышается надежность изоляции оставшихся стержней обмотки после частичной ее замены, Демонтированные секции Кольца пригодны для последующего применения.

В предлагаемой конструкции воз- растают надежность крепления лобовых частей стержней и технологичность операций. Каждая секция кольца может быть выполнена из однородного лорис" того, губчатого, самоуплотняющегося, самогофрирующегося изоляционного вещества, пропитанного известныч составом, или из сочетания этих веществ. Аналогично вырезают и сочленяют между собой стеклотекстолитовые и другие прочные прокладки, толщиной 1,0-2,0 мм в каждом кольце с применением препрега горячего отверждения.

Предлагаемая конструкция изоляционного кольца обеспечивает высокую ремонтоспособноеть и надежность обмотки, особенно при выемке в период ремонта нижних стержней, простоту изоляционного кольца, которое быстро разъединяют в нужных местах (по средней линии зазора между нижними стержнями) и после выемки и укладки нижних стержней собирают, т.е. устанавливают,секции кольца на прежнее место место.

При изготовлении электрических машин трудозатраты на выполнение новых изоляционных колец предлагаемой конструкции несколько увеличиваются, однако при подготовленности к работе это увеличение малоощутимо. Зато при ремонте с частичной перемолвкой статора оно компенсируется с большим избытком.

1072183 фиг. У.

Составитель Ф.Подольская

Редактор Т.Мермелштейн Техред Л.йикеш Корректор A.Çèìoêîñîâ

Заказ 139/48 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дела ..изобретений и открытий

113035, Москва, >Х-35, Раушская наб., д.4/ .4/5 .н я 4

Филиал ППП "Патент" r. Ужгород, ул. Проектна

Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх