Вяжущее для дорожного строительства
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА , включающее инден-кумароновую смолу и пластификатор, отличающееся тем, что, с целью повышения его теплоустойчивости , оно содержит в качестве пластификатора талловый пек и дополнительно низкомолекулярный полиэтилен и полиэтиленимин при следукицем соотнсшении компонентов, мас.%: Инден-кумароновая 30-40 смола 44,5-59,8 Талловый пек Низкомолекулярный 10-15 полиэтилен 0,2-0,5 Полиэтиленимин
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) С 08 L 95/00
1», ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Инден-кумароновая смола
Талловый пек
Ниэкомолекулярный полиэтилен
Полиэтиленимин
30-40
44,5-59, 8
10-15
0,2-0 5 (O
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3526511/23-33 (22) 20.12. 82 (46) 07.06.84. Бюл. Р 21 (72) Е.Н.Баринов (71) Ленинградский ордена Октябрьской Революции н ордена Трудового
Красного Знамени инженерно-строительный институт (53) 691 ° 16 (088.8) (56) 1 ° Авторское свидетельство СССР
9 908983, кл, С 08 (95/00, 1980.
2. Сюньи Г.К. Дорожные пластбетоны. М., Транспорт, 1976, с.65-66 (прототип) . (54) (57) ВЯ У11(ЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, включающее инден-кумароновую смолу и пластификатор, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его теплоустойчивости, оНо содержит в качестве пластификатора талловый пек и дополнительно ниэкомолекулярный полиэтилен и полиэтиленимин при следующем соотношении компонентов, мас.11:
1096268
Инден-кумароновая смола
Талловый пек
Низкомолекулярный полиэтилен
Полиэтиленимин
30-40
44,5-59,8
10-15
0,2-0,5
Таллавый пек является высокотоннажным отходом целлюлозно-бумажной про" мышленности. 35
Основные характеристики используемого таллового пека следующие:
Пенетрация при
25 С, град.
Температура размягчения, С
Растяжимость при
25ОС, см
Кислотное число, мг/г К0Н 30-45
Содержание, мас.%:
Более 100 нейтральных ществ окисленных веществ смоляных кислот жирных кислот ве32-35
16-18
9-14
30-38
Низкомолекулярный полиэтилен является побочным продуктом производства полиэтилена низкого давления и состоит из полиэтилена с молекулярным весом от 4000 до 20000 и воска в количестве до 45 мас.% с т.пл. 45-120 С.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве дорожных покрытий..
Известна асфальтобетонная смесь, включающая минеральные компоненты, 5 талловый пек 7-8% и полиэтиленполиамин 0,05-0,1% (1}.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является вяжущее, включающее инден-кумароновую смолу
62-70% и. тяжелое жидкое топливо
30-38% в качестве пластификатора (2).
Указанные вяжущие характеризуются недостаточной теплоустойчивостью.
Цель изобретения — повышение теплоустойчивости вяжущего.
Поставленная цель достигается тем, что вяжущее для дорожного строительства, включающее инден-кумароновую смолу и пластификатор, содержит в качестве пластификатора талловый пек и дополнительно низкомолекулярный полиэтилен и полиэтиленимин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Для приготовления предложенного вяжущего используют темные инденкумароновые смолы марок Ш-У.
Инден-кумароновые смолы характеризуются следующими показателями:
Кислотность или щелочность, % HCI или NaOH, %
Зольность, %
Содержание воды,%
Не более 0,05
Не более 1, 5
Не более О, 4
Пля приготовления вяжущего талловый пек загружают в нагреваемую емкость„ снабженную лопастями для смешения, нагревают до 80-100ОС, перемешивают, добавляют инден-кумароновую смолу и низкомолекулярный полиэтилен. Одновременно добавляют полиэтиленимин, который используют в виде водного раствора 50%-ной концентрации без нагрева. Полученную смесь при перемешизании нагревают до 100-120 С.
Полиэтиленимин,.будучи введенным в состав вяжущего, химически связывается с его основными компонентами, в частности с химическими высокоактивными соединениями таллового пека (фенолы, смоляные спирты, стеарины, кислоты и др.) . При этом могут образовываться новые внутри- H межмолекулярные связи.
Процесс образования межмолекулярных связей может продолжаться межмолекулярно в пределах одной макромолекулы, а также в пределах надмолекулярного образования. Не исключена возможность структурирования между надмолекулярными образованиями. Протекающие реакции являются экзотермическими, о чем свидетельствует повышение температуры вяжущего.
В табл. 1 представлены составы вяжущих предлагаемой рецептуры.
Свойства вяжущего в сравнении ,с прототипом приведены в табл.2.
На основе предложенного вяжущего готовят асфальтобетонные мелкозернистые смеси типа 6,.марки 1. Расход вяжущего составляет 7% от массы минеральной .части, состоящей из .40% щебня, 50%,песка и 10% минерального порошка.
Свойства асфальтобетонов на предложенном вяжущем представлены в табл, 3.
Вяжущее предложенного состава обладает повышенной теплостойкостью; асфальтобетона на этом вяжущем имеет высокие показатели прочности.
1096 268
Таблица l
Содержание компонентов, мас. В для составов
Комп он ен ты
35
Инден-кумароновая смола 30
44,5
52,15
59,8
Талловый пек
Низкомолекулярный полиэтилен
12,5
0 5
0 35
0 2
Полиэтиленимин
Т а б л и ц а 2
Показатели
Состав
Г!
Вяжущее прототип
1 2 3
Глубина проникания иглы при 25 С, град 180 140
120 80-220
Температура размягчения, С
57
70 35-38
Растяжимость при
25 С, см
74
70 60
Сцепление с гранитным искусственным песком (ГОСТ 11508-74), "балл .4
5 3
Таблица 3 составов
0,2
Водонасыщение,об.%
0i15
49,8
47,3
42,6
40,0
Коэффициент водостойкос ти ° КЗ
0,97
0,95
0,94
21.1 23,2 25,1
ВНИИПИ Заказ 3741/18 Тираж 469 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4
Набухание, об. Ъ
Предел прочности при сжатии при 20оС, кг/см до водонасыщения после водонасыщения
Предел прочности при сжатии при 50 С, о к г/см
0,21
0,17
0,23
0,17
56,2
54,5