Лодочка для вытягивания листового стекла

 

ЛОДОЧКА ДЛЯ ВЫТЯгаВАНИЯ ЛИСТОВОГО СТЕКЛА по авт.св. № 945093, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества стекла путем предотвращения потерь тепла от бортов ленты, токоподводы выполнены с по крайней мере одним коленом, заглубленным в стекломассу за предела-, ми лодочки. 0t4S.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECOYEiËÈН

З(51) С 03 В 15/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

И ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/а г (61) 945093 (21) 3549672/29-33 (22) 08.02.83 (46) 23.06.84. Бюл. 23 (72) M.È.Ïîïoâ, А.П.Волков, В.А.Амплеев, Ю.Б.Субботин, А.Б.Жималов, А.И.Абрамов и В.И.Рыбин (7 1) Борский ордена Ленина стекольный завод им. M.Ãîðüêîãî и Борская проектно-конструкторская организация

"Оргстекло" (53) 666. 1.03 1.393 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 945093, кл. С 03 В 15/06, 1980.,Я0.„1098913 A (54) (57) ЛОДОЧКА ДЛЯ ВЫТЯГИВАНИЯ

ЛИСТОВОГО СТЕКЛА по авт.св. к- 945093, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества стекла путем предотвращения потерь тепла от бортов ленты, токоподводы выполнены с по крайней мере одним коленом,.заглубленным в стекломассу за предела-. ми лодочки.

3 3

Поставленная цель достигается тем, что в лодочке для вытягивания листового стекла токоподводы выполнены с по крайней мере одним коленом, заглубленным в стекломассу за пределы лодочки.

Подобное конструктивное выполнение токоподводов обеспечивает создание в участке, погруженном в стекломассу, теплового барьера, т.е. такой же температуры, что и в электроде, контактирующим с бортои ленты. Это предотвращает теплопередачу между двумя нагретыми участками. Теплопотери через токоподвод от стекломассы, расположенной вне лодочки, не оказывают существенного влияния на процесс вытягивания, так как они компенсируются вновь поступающей на выработку стекломассой., На фиг. 1 приведена лодочка, общий вид; на фиг. 2 — электрод с токоподводом, общий вид.

Лодочка для вытягивания листового стекла содержит шаиотный корпус 1 со щелью 2, имеющей губы 3 и торцы 4; в которых установлены электроды 5, подсоединенные посредством токоподводов 6 к источнику 7 питания. Стекломасса 8 из бассейна 9 поступает через щель 2 к луковице 10, из которой вытягивают ленту 11 стекла. Токоподвод 6 электрода 5 снабжен по крайней мере одним коленом 12, заглубленным в стекломассу 8.

Лодочка работает следующим образом.

При обычном вытягивании ленты 11 стекла в луковине 10 существует температурный градиент, имеющий довольно сложный характер. Во-первых, имеется температурный градиент по длине луковицы 10, связанный с тем, что в торцы

4 щели 2 корпуса 1 лодочки поступает более охлажденная стекломасса, чем в ее середину. Этот температурный градиент связан с усиленной теплоотдачей стекломассы 8 боковым стенкам выработочного канала (не показаны). Во-вторых, существует температурный градиент по сечению луковицы

10, обеспечиваемый как увеличенной теплоотдачей стекломассы 8 корпусу

1 лодочки, так и наружным обдувом атмосферной подмашинной камеры непосредственно луковицы 10. Ввиду этого наружные слои луковицы всегда менее прогреты, чем внутренние, с чем свя зывают появление на ленте стекла полосности и волнистости, обеспечи1 109891

Изобретение относится к промышленности строительства и может быть использовано в производстве листового стекла методом вытягивания вверх.

По основному авт.св. У 945093 известна лодочка для вытягивания листового стекла, содержащая шамотный корпус со щелью и электроды, расположенные в торцах щели и соединенные с источником тока (1 3. t0

При вытягивании листового стекла

sa счет электрического тока, пропускаемого вдоль щели, происходит выравнивание температуры стекломассы по сечению щелй и по ее длине. Кроме того, электрический ток выравнивает температуру стекломассы не только внутри луковицы, но и на ее поверхности, что позволяет значительно снизить полосность и волнистость стекла. Регулируемое повышение температуры стекломассы в луковице предотвращает одновременно кристаллизацию стеклоиассы в щели и последующее зарухание ленты стекла. 2S

Однако в процессе проиьапленных испытаний подобной лодочки выяснено, что наличие электродов в торцах щели отрицательно сказывается на тепловом режиме ленты стекла. В частности, З0 при этом происходит интенсивный теплоотбор от ленты стекла через электроды, концы которых, являющиеся одновременно токоподводаии, выводятся за пределы подмашинной камеры. Тепло3S отбор через электроды и токоподводы влияет на тепловой баланс получаемой ленты стекла, в частности, он стимулирует усиленное охлаждение бортов ленты. Ввиду несимметричности температурного распределения в ленте появляются напряжения, вызывающие ее коробление, трещинообразование и последующий обрыв. Описанные процессы особенно характерны для периода

45 запуска лодочки с электрообогревом, когда при погружении в стекломассу предварительно нагретых до температуры выработки электродов происходит существенное внешнее воздействие на тепловой баланс ленты. Несмотря на предварительный нагрев, это воздействие настолько велико и интенсивно, что обрыв ленты стекла происходит через 2-3 мин после внедрения электродов в стекломассу.

Цель изобретения — повышение качества стекла путем предотвращения потерь тепла от бортов ленты. сказывается также неравномерность затвердевания отдельных участков ленты стекла, однако единственной первопричиной этих распространенных пороков ленты стекла является градиент температуры в луковице 10.

Температурный градиент стекломассы 8 в щели 2 является также причиной кристаллизации стекломассы в лодочке и появления на ленте стекла продуктов кристаллизации в виде поверхностного руха. Определяющим моментом в этом процессе является усиленное охлаждение наружных слоев стекломассы 8 посредством отдачи тепла корпусу 1 лодочки.

Электроразогрев стекломассы 8 непосредственно в щели 2 и луковице 10 призван предотвратить образование температурного градиента ввиду особенностей распространения тока в стекломассе. Электрический ток в данном случае отдает больше энергии в менее прогретых участках стекломассы, имеющих большее сопротивление, чем в более прогретых, имеющих меньшее сопротивление. Из-за этого осуществляется выравнивание температуры стекломассы как по длине луковицы, так и по ее сечению.

При этом электрический ток поступает от, источника 7 питания через ,токоподводы 6, соединенные с электродами 5, установленными в торцах

4 щели 2. Электроды 5 выполняются по форме торцов 4, т.е. плоско-выгнутыми, с обеспечением надежного контакта с бортами пенты 11 стекла.

Концы электродов 5 имеют заостренную форму .1ля снижения гидравлическо-

45 го сопротивления движущейся стекломассе 8 и облегчения их установки в стекломассу. Электроды 5, кроме части, контактирующей со стекломассой в щели 2, имеют другой конец, сопряженный с токоподводами 6. В свою очередь токоподводы 6 снабжены

3 10989 ваемой скольжением менее вязких внутренних слоев по более вязким наружным слоям при трансформации луковицы 10 в ленту 11 стекла. Естественно, что на появлении в ленте 11 стекла полостности и волнистости

1З 4 по крайней мере одним коленом 12, заглубленным в стекломассу 8 за пределами лодочки. Этот участок цепи, соответствующий колену 12 токоподвода 6, прогревается до температуры, де которой нагрета стекломасса 8, т.е. примерно до той же температуры,, что и электрод 5, в частнЬсти та

его часть, которая контактирует с бортом ленты 11 стекла. В связи с наличием в цепи двух участков, имеющих одинаковую температуру, теплопередачи между ними не существует. Это предотвращает теплопотери непосредственно от борта ленты 11 стекла.

При этом следует учесть, что электрическое сопротивление стекломассы в щели 2 лодочки равно примерно 910 Ом (на основании практических опытов). Сопротивление участка стекломассы, заключенного между двумя коленами 12 токоподводов 6, будет по величине несколько большим ввиду увеличения длины цепи. Так как электрическое сопротивление колей 12 несравненно меньше сопротивления стекломассы между ними, то электрический ток будет беспрепятственна поступать к электродам 5, а не замыкаться по стекломассе 8 между коленами 12. Это обеспечивает надежность использования теплового барьера, создаваемого предлагаемым методом.

Таким образом, использование токоподводов с заглублением одного или нескольких участков в стекломассу обеспечивает надежность работы лодочки с токообогревом стекломассы в щели и предотвращение теплопотерь от бортов ленты стекла. В сочетании с повышением качества получаемого стекла за счет уменьшения его т1лотности и волнистости это обеспечит значительный экономический эффект.

Кроме того, тепловой барьер для предотвращения тепловых потерь от ленты стекла создается за счет использования тепла самой стекломассы.

Это значительно упрощает конструкцию лодочки и предотвращает дополнительные затраты на обогрев участка токоподводов, например, газовой горелкой.

1098913

Составитель Т.Парамонова

Техред С.Мигунова Корректор Ю.Макаренко

Редактор Е.Папп

Филиал ППП "Патент", г. Уагород, ул. Проектная, 4

Заказ 4313/20 Тираа 469 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Лодочка для вытягивания листового стекла Лодочка для вытягивания листового стекла Лодочка для вытягивания листового стекла Лодочка для вытягивания листового стекла 

 

Наверх