Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси

 

№ I I5532 судна; на фиг. 5 — схема установки самоцентрирующихся колец; на фиг. б — схема установки источника света и фальшвала; на фиг. 7 — схема установки при центровке гребного вала; на фиг. 8 — схема установки при определении расцентровки взаимно-удаленных частей валопровода.

В зависимости от условий, имеющихся на ремонтируемом или строящемся судне, различаются три вида фотосъемки.

Съемка вращающегося луча применяется в случаях, когда центрирующий (принимаемый за базу) вал имеет привод, сообщающий ему равномерное вращение. При этом виде сьемки луч описывает на снимке окружность (фиг. 1). Съемка луча в четырех положениях применяется в случаях, когда центрирующий вал не имеет равномерно вращающего привода. При этом снимок состоит из отпечатков луча, получаемых путем поворота центрирующего вала на угол в 90 (фиг. 2).

Съемка неподвижного луча применяется в случае отсутствия самого центрирующего вала, а также при работах по определению деформации корпуса судна, съемка неподвижного луча показана на фиг. 3.

Съемка производится в полумраке. Попадание на фотопленку сосредоточенного постороннего света не допускается. После ъемки луча производится подсветка снимка фонариком либо спичкой.

Как видно из фиг. 1, ось вращения луча (центр луча) смещена вниз и на левый борт от центра рамки снимка. Это означает, что центрируемый элемент валопровода необходимо подавать вниз и на левый борт для совмещения с осью луча (о,"ью центрирующего вала), на фиг. 2 центр луча смещен на левый борт, на фиг. 3 — вверх и на правый борт.

При установке дейдвудных труб, кронштейнов, фундаментов двигателей и подшипников в случаях, когда ни один из указанных элементов валопровода еще не установлен, работы производятся в следующем порядке. Источник света, дающий узкий пучок параллельных лучей, устанавливается по координатам теоретического чертежа в кормовой точке валопровода и направляется в носовую контрольную мишень (фиг. 4).

В местах установки фундаментов главных двигателей, упорных и опорных подшипников, а также в районе установки кронштейна крепятся шергени: один к носу, другой — к корме на расстоянии 0,5 м от места установки каждого фундамента.

В шергенях крепятся планки с квадратным отверстием так, чтобы световой луч падал на бумагу, подложенную под планку, не более, чем в 10 мм от центра выреза. Таким же образом крепятся планки на мортире и наклепыше кормовой переборки.

Последовательной установкой фотоаппарата в каждой из планок производится съемка неподвижного луча. Полученные сноски снимков переносятся на нониусные фиксаторы, которые устанавливаются в планках шергеней. Между каждой парой шергеней через шайбы фиксаторов натягиваются короткие,"труны, служащие базой для измерений при уставовке фундаментов и кронштейна.

На торцах мортиры и наклепыше кормовой переборки наносятся окружности под расточку посадочных мест под дейдвудную трубу.

Центрами этих окружностей являются сверления в шайбах нониусных фиксаторов.

Проверка соосноати кронштейна с дейдвудной трубкой производится после их установки следующим образом.

В носовой и кормовой частях кронштейна и дейдвудной трубы устанавливаются центрирующие кольца (фиг. 5).

Последовательной установкой аппарата в каждом из центрирующих колец производится съемка неподвижного луча.

М 1155Л?

В ca?) 12?lx, когда lIpH у станов?(е кронштейна положение источника света не изменялось, отклонения центра луча от центров снимка показывают величину погрешности установки кронштейна и дейдвудной трубы.

Эти погрешности устраняются при расточке дейдвудной трубы и кронштейна. Полученные сноски снимков переносятся на нониусные фиксаторы, установленные в центрирующих кольцах. На торцах кронштейна и дейдвудной трубы нано,"ятся контрольные окружности под расточку.

Если при установке кронштейна требуется источник,"вета снять, то для проверки соосности кронштейна с дейдвудной трубой нет надобности снова устанавливать этот источник точно по координатам теоретического чертежа.

Труба устанавливается с таким расчетом, чтобы луч прошел, через все отверстия в планках примерно в центре отверстия с допускаемым отклонением 10 лм.

Определение поправок на несоосность в этом случае производится расчетом.

Аналогично производится определение положений осей ча,"тей валопровода при монтаже главных двигателей (фиг. 6), при центровке гребного вала (фиг. 7), определение взаимного положения частей валопровода (фиг. 8) и определение деформаций корпуса судна.

П р едмет изобретения

Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси при помощи светового луча, проектируемого на устанавливаемую деталь, отличающийся тем, что источник света вращают вокруг заданной геометрической оси установки, фотографируют проекцию луча на фотопленку аппарата, укрепленного соосно с устанавливаемой деталью, и замеряют на снимке отклонение оси детали от геометрической о,"и вращения, определяемое по положению проекций светового луча в разных угловых положениях источника света относительно рамки снимка, получаемой подсветкой последнего. №115532

Фиг 5

LPemolae щук

Шенгена

Фиг б

Фиг 7

С0еп о5ая паба Гфиеиная аруба

Сомоциищууюи ивв Сбепо1ая тру а

Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси Способ определения величины отклонения геометрического центра устанавливаемых деталей машин от заданной геометрической оси 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для контроля некруглости выходного отверстия сопла, а также несоосности отверстия корпусу сопла

Изобретение относится к вспомогательной аппаратуре для спектральных приборов и предназначен для измерения расстояний между спектральными линиями (далее СЛ) в единичном спектре и между СЛ и интерференционными полосами (далее ИП), расположенными в смежных спектрограммах, спектроинтерферограммах протяженных длин (3 м и более)

Изобретение относится к контрольно-монтажным средствам, в частности к системам монтажа, контроля и увязки стапелей для сборки самолетов

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного контроля прогиба рельса, например, при его рихтовке перед сваркой бесшовных рельсов
Наверх