Система жидкостного охлаждения ротора турбогенератора

 

¹ 1!81 9

4| ;., ei,1> л и

1 ц

fl, ll I, т1 !дно.

П. а 11 чи1.л ч

Класс 21d, 56

БИБЛИОТЕКл

ОПИСАНИЕ ИЗС 1 ЕТЕНИ 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Д. И. Заславский

СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА

ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Заявлено 3 октября 1954 г. за ¹ 553642/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Для охлаждения роторов турбогенераторов применяют системы, основанные на пропускании охлаждающей жидкости по аксиальным каналам в пространство, образованное бандажными кольцами, наложенными на лобовые части обмотки ротора, и в полые проводники этой обмотки.

Однако известные системы жидкостного охлаждения турбогенераторов требуют значительного усложнения конструкции ротора.

Для устранения этого недостатка предлагается выполнять тракт охлаждающей жидкости негерметизированным, а для отвода жидкости, просачивающейся через неплотности ротора в ко кух машины, применить насос, возвращающий эту жидкость в основной замкнутый тракт движения охлаждающего агента.

На чертеже показан турбогенератор, ротор которого охлаждается по предлагаемой системе.

Охлаждающая жидкость, обладающая изолирующими свойствами (например, пиранол) подается насосом 1, встроенным в ротор турбогенератора, в камеру 2, снабженную уплотнением 3 между неподвижной и вращающейся частями машины. Из камеры 2 охлаждающая жидкость тремя параллельными струями направляется в статор и ротор.

Одна из этих струй поступает через аксиальные каналы 4 ротора в пространство б под бандажным кольцом 6, наложенным на лобовые части обмотки ротора и далее протекает по каналам, устроенным внутри полых проводников обмотки ротора Через выходные отверстия в этих проводниках жидкость попадает в пространство 7 под другим бандажным кольцом 8 и по аксиальным каналам 9 поступает в камеру 10, расположенную снаружи бандажного кольца 8.

Из камеры 10 охлаждающая жидкость поступает по трубам 11 в теплообменник 12 обычного типа. Охлажденная в теплообменнике жид№ 118109 кость по трубам 13 и каналам И, расположенным по наружной периферии спинки статора, подается в теплообменник 15, устроенный так же, как и теллообменник 12. Из теплообменника 1á охлаждающая жидкость по трубам 1б поступает в камеру 17, расположенную перед насосом 1.

Откачивание просачивающейся через неплотности ротора охлаждающей жидкости производится насосом 18, установленным на валу ротора рядом с выходной камерой 10. Насос 18 перекачивает жидкость, скапливающуюся в нижней части зон лобовых частей обмотки статора, через трубу 19 в резервуар 20, откуда она попадает в теплообменник 12.

Наличие жидкости в резервуарах 20 и 21 гарантирует заполнение ею всего жидкостного тракта в машине.

Для того, чтобы просочившаяся жидкость не заполнила пространство вокруг вращающегося ротора и не вызвала черезмерного увеличения потерь на трение, расход жидкости, откачиваемой насосом 18, должен быть больше количества просачивающейся жидкости. Однако, если уровень откачиваемой жидкости понизится ниже уровня фланца трубы откачивающего насоса, в трубу попадает воздух (или иной газ, заполняющий внутреннее пространство между статором и ротором), что приведет к срыву работы насоса. Для предотвращения указанного явления во всасывающей или нагнетающей трубе насоса установлено автоматическое устройство, срабатывающее в момент, когда уровень жидкости достигнет определенной величины. Оно открывает трубу, когда уровень скапливающейся жидкости повысится выше определенной величины и закрывает ее, когда уровень жидкости понизится ниже установленного предела.

С целью уменьшения потерь на трение в машине, воздух или иной газ, заполняющий пространство, окружающее ротор, откачивается вакуум-насосом. Этот насо,= располагается вне корпуса турбогенератора и приводится во вращение от вала ротора.

Предмет изобр етения

1. Система жидкостного охлаждения ротора турбогенератора с пропусканием охлаждающей жидкости по аксиальным каналам в пространство, образованное бандажными кольцами, наложенными на лобовые части обмотки ротора, и в полые проводники этой обмотки, отл ич а ющ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции ротора, тракт охлаж дающей жидкости выполнен негерметизированным, а для отвода жидкости, просачивающейся через неплотности ротора в кожух машины, применен насос, возвращающий эту жидкость в основной замкнутый тракт движения охлаждающего агента.

2. Система охлаждения по п. 1, отл и ч а ю ща я ся тем, что для охлаждения жидкости применены два последовательно включенных теплообменника, расположенные с двух торон турбогенератора.

3. Система охлаждения по.п. 1, отл и чаю ща яся тем, что, с целью предотвращения срыва работы насоса, откачивающего охлаждающую жидкость, просачивающуюся через неплотности, применено автоматическое устройство, закрывающее всасывающую или нагнетательную трубу насоса, когда уровень жидкости, собирающейся в кожухе машины, понизится ниже определенной величины, и открывающее трубу, когда уровень жидкости повысится выше предельной величины

4. Система охлаждения по пп. 1, 2, 3, от лича ю ща я с я тем, что, с целью уменьшения механических потерь, находящийся в пространстве между статором и ротором воздух откачивается.

Приоритет по пп. 2, 3 и 4 — от 1 июня 1956 r.

Система жидкостного охлаждения ротора турбогенератора Система жидкостного охлаждения ротора турбогенератора Система жидкостного охлаждения ротора турбогенератора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сверхпроводящему вращающемуся устройству типа сверхпроводящих генераторов, в которых по крайней мере обмотка ротора выполнена сверхпроводящей

Генератор // 2131164
Изобретение относится к электротехнике и представляет собой магнитоэлектрический генератор, выполненный в виде внутренних и внешних блоков роторов и статоров

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается выполнения электрических машин с постоянными магнитами, в частности к жидкозаполненным электрическим машинам, погружным электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую энергию

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше
Наверх