Электрическая машина

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, заполненная плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащая статор с обмоткой, ротор с валом, подшипниковые узлы с уплотнениями по валу, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности машины путем улучшения ее стартовых характеристик, указанное вещество имеет при 20°С предел прочности на сдвиг не более 3000 Па, вязкость не более 500 Па-с при скорости деформации 10 и состав преимущественно на основе сплава петролатума и церезина с минеральным маслом . 12If L/ ////////// ////////////////)f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН

З 511 Н 02 К 9/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

А0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 2 (21) 3478978/24-07 (22) 10. 08. 82 . (46) 07.07.84. Бюл. И - 25 (72) В.N. Петров, А.К. Кальман, В.Е. Коркин, Ф.К. Макаров, Э.А.Мотин, Я.Б. Тубис и Б.А. Ульянов (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (53) 621.313.713(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N- 771806, кл. Н 02 К 9/22, 1980.

2. Петров В.М. и др. Электротехническая промышленность — Сер. "Электрические машины", 1980, вып. 8, с. 6-7..„Я0„„1101974 А (54) (57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, заполненная плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащая статор с обмоткой, ротор с валом, подшипниковые узлы с уплотнениями по валу, о т л н ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности машины путем улучшения ее стартовых характеристик, указанО ное вещество имеет при 20 С предел прочности на сдвиг не более 3000 Па вязкость не более 500 Па-с при скорости деформации 10 с и состав преимущественно на основе сплава петролатума и церезина с минеральным маслом.

1101974

Изобретение относится к электромашиностроению и может найти применение для охлаждения электрических маший переменного и постоянного тока, например машин, предназначенных для работы в кратковременном режиме.

Известна электрическая машина, в ,которой используется парафин для интенсивного охлаждения ротора и лобовых частей обмотки статора (1), 1О

Наибрлее близкой к предлагаемой является электрическая машина, заполненная плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащая статор с обмоткой, ротор с 15 валом и подшипниковые узлы с уплотнениями на валу. При этом парафин заполняет весь внутренний объем машины, включая и зазор между пакетом статора и ротором. Для уменьшения меха- 20 нических потерь при вращении ротора он выполнен без вентиляционных лопаток. Зля предотвращения утечек жидкой фазы плавящегося вещества из машины со стороны привода установлена 25 шайба с уплотнительным резиновым манжетом f23 °

Недостатком известного устройства является снижение его надежности прн применении парафина ввиду ухудшения стартовых характеристик, т.е. значительного увеличения продолжительности разгона ротора с момента пуска до приобретения им номинальной скорости вращения и быстрого роста

35 температуры обмотки эа этот период.

Торможение ротора при разгоне вызывается механическим воздействием вещества путем проникания его частиц в микровпадины на поверхности ротора. Для того, чтобы ротор начал движение, к нему должно быть приложено определенное усилие для преодоления сопротивления вещества, обу-. словленного силами вязкости и необхо45 димостью сдвига отдельных слоев.

Таким образом, стартовые характеристики машины, т.е. Продолжительность разгона ротора и скорость нагрева обмотки, находятся в прямой зависимости от величины таких свойств

50 вещества, как предел прочности на сдвиг и вязкость., Цель изобретения — повышение надежности машины путем улучшения ее стартовых характеристик, Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине, заполнен-* ной плавящимся веществом, многократно термически обратимым, содержащий статор с обмоткой, ротор с валом, подшипниковые узлы с уплотнениями на валу, указанное вещество имеет при 20 С предел прочности на сдвиг о не более 3000 Па, вязкость не более

500 Па с при скорости деформации

10 с " и состав преимущественно на основе сплава петролатума и цереэина с минеральным маслом.

В качестве плавящегося вещества можно использовать .пластичную консервационную смазку, имеющую состав, 7: сплав петролатума 60 — 70, масло базовое 25-35, цереэин 3-5 с антикоррозионной присадкой 0,9-1,1.

Кроме того, в качестве плавящегося вещества можно испольэовать пластичную смазку из сплава церезина (45Ж), вазелинового медицинского и парфюмерного масел (85:15), а также пластичную смазку иэ сплава церезина (26-307), приборного масла (60-70Z) с аитикорроэионной присадкой (1-1,47).

На чертеже изображена предлагаемая машина.

Электрическая машина содержит корпус 1, статор 2 с обмоткой, ротор 3 ,с валом. Подшипниковые щиты 4 имеют уплотнение 5 по валу в виде шайбы с резиновым манжетом. Ротор 3 выполнен без вентиляционных лопаток. Весь внутренний объем машины, включая зазор между статором и ротором, заполнен предлагаемым веществом 6.

Были изготовлены и испытаны опытные образцы электрических машин, работающих в кратковременном режиме.

Для интенсификации их охлаждения использованы парафин и пластичная консервационная смазка, имеющая состав, Х; сплав петролетума 60-70, масло базовое 25-35 и церезин 3-5 с антикоррозионной присадкой 0,9-1,1. Парафин и смазка заполняли весь внутренний объем машины (фиг. 1).

В ходе испытаний измерялись: продолжительность разгона ротора до синхронной скорости (с учетом маховой массы балансирного динамометра), температура обмотки в конце разгона, длительность рабочего периода до перегрева обмотки 100 С.

При этом установлено, что, если при парафине продолжительность разгона ротора возрастает почти в 7 раз

1101974

Составитель Л. Карцева

Редактор О. Юрковецкая Техред Ж.Кастелевич Корректор М. Демчик

Заказ 4778/40 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб °, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 и температура обмотки достигает величины, превышающей в 3 раза ее значение при отсутствии вещества в машине, то при использовании смазки продолжительность разгона остается практически без изменений, а температура обмотки даже снижается. Улучшение стартовых характеристик приводит к повышению надежности машины. 10

У двигателей, специально спроектированных для кратковременного режима работы и заполненных плавящимся веществом, отсутствует оребрение станины, вентиляционный узел, лопатки на роторе. В результате таких мер расход материалов на один двигатель высотой оси вращения 100 мм снижается по чугуну 0,75 кг, по алюминиевому литью 0,25 кг.

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, электрическим машинам закрытого исполнения, в частности к их системам охлаждения, и может использоваться в электротехнической, энергетической, машиностроительной, приборостроительной промышленности и в сельском хозяйстве

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к охлаждению электрических машин с газовым охлаждением - с аксиальным охлаждением ротора и тангенциальным охлаждением статора

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения тяговых асинхронных двигателей, применяемых в железнодорожной промышленности, в частности к полу или частично закрытым двигателям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к асинхронным двухскоростным электродвигателям

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике , к конструкции статора электродвигателя с гофрированной оребренной оболочкой

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроеншо
Наверх