Устройство для подвода жидкости к вращающемуся валу

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ЖИДКОСТИ К ВРАЩАЮЩЕМУСЯ ВАЛУ, содержащее расположенные в расточке корпуса центрирующуюся по валу плавающую гильзу с упругими кольцами, закрепленный в корпусе штифт, устаноаленный эксцентрично оси расточки, и камеру подвода рабочей жидкости, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности, оно снабжено шайбой, вторым штифтом, закреплен-, ным в корпусе и установленным симметрично первому относительно оси расточки , при этом гильза снабжена двумя шипами, а между гильзой и корпусом установлена с возможностью радиальных перемещений шайба, на двух взаимно перпендикулярных диаметрах которой выполнены по два паза, в которых расположены шипыгильзы и штифты кор§ пуса. 2. Устройство по п. 1, отли (Л чающееся тем, что расстояние между внешними боковыми поверхностями шипов гильзы больше диаметра расточ ки корпуса.

ССМОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (б1> В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТБ,Ф ЧЬЕ(я 1 Ð (21) 3585488/27-11 (22) 20.04.83 (46) 07.08.84. Бюл. ¹ 29 (72) Б.П. Кашуба, Л.N. Зеликовский, З.Э. Забелышинский, Л.С. Ермолов и П.К. Лебедь (71) Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе (53) 629. 113-585.2(088.8) (56) 1. Трактор Т-150К, устройство и эксплуатация. Под ред. Б.П. Кошубы и M.À. Коваля. M., "Колос", 1976, с. 104, рис. 75,, с. 120, рис. 88.

2. Патент Швейцарии ¹ 540446, кл. F 16 J 15/44, 1973 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА

ЖИДКОСТИ К ВРАЩАЮЩЕМУСЯ ВАЛУ, содержащее расположенные в расточке корпуса центрирующуюся по валу плавающую гильзу с упругими кольцами, закрепленный в корпусе штифт, устанолтенный эксцентрично оси расточки, и камеру подвода рабочей жидкости, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности, оно снабжено шайбой, вторым штифтом, закреплен-. ным в корпусе и установленным симметрично первому относительно оси расточки, при этом гильза снабжена двумя шипами, а между гильзой и корпусом установлена с возможностью радиальных перемещений шайба, на двух взаимно перпендикулярных диаметрах которой выполнены по два паза, в которых расположены шипы гильзы и штифты корпуса. ф

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что расстояние между внешними боковыми поверхностя- С ми шипов гильзы больше диаметра расточ ки корпуса.

1106

Изобретение относится к уплотнительной технике и может, в частности, использоваться для подвода рабочей жидкости под давлением к гидроуправляемым фрикционным муфтам трансмиссий самоходных шасси.

Известно устройство для подвода жидкости к вращающемуся валу, содержащее запрессованную в расточке корпуса гильзу и упругие кольца, уплот- to няющие камеры рабочей жидкости в зазоре между гильзой и вращающимся валом P1) .

Недостатком устройства является повышенный износ упругих колец, ка- !5 навок вала, в которых они установлены, и внутренней поверхности гильзы., Он вызван тем, что иэ-за перекоса вала относительно гильзы кольца, прижатые силой давления жидкости к боко- 20 вым поверхностям каналов вала, вынуждены перемещаться относительно последних и вместе с валом относительно гильзы, Известно также устройство.для под- 25 вода жидкости к вращающемуся валу, содержащее расположенные в расточке корпуса центрирующуюся по валу плавающую гильзу и упругие кольца, закрепленный в корпусу штифт, установленный эксцентрично оси расточки, и камеру подвода рабочей жидкости (2) .

Недостатком известного устройства является повышенный износ сопрягаемых поверхностей, что ведет к снижению долговечности. Гильза соединена с

35 корпусом одним штифтом, установленным жестко в корпусе и с зазором в гильзе.

Вращаясь, вал увлекает за собой гильзу, зазор между штифтом и гильзой

40 выбирается, и в месте контакта возникает сила, препятствующая провороту гильзы. В результате несимметричного приложения этой силы происходит перекос гильзы относительно вала, что в условиях возможного отсутствия масляной пленки увеличивает износ сопрягаемых поверхностей скольжения гильзы и вала. Кроме того, при вращении вала с эксцентриситетом относительно расточки корпуса гильза, центриру" ющая по валу, совершает относительно корпуса не только поступательное движение, но и колебательное относительно точки контакта штифта с гильзой. Это приводит к скольжению упругих колец относительно корпуса (или гильзы), причем наибольшая скорость скольжения достигается в области, 692 2 наиболее удаленной от указанной точки контакта, где и происходит повышенный износ упругих колец, особенно в условиях возможного отсутствия масляной пленки.

Цель изобретения — повышение долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для подвода жидкости, содержащее расположенные в расточке корпуса центрирующуюся по валу плавающую гильзу с упругими кольцами, закрепленный в корпусе штифт, установленный эксцентрично оси расточки, и камеру подвода рабочей жидкости, снабжено шайбой, вторым штифтом, закрепленным в корпусе и установленным симметрично первому относительно оси расточки, при этом гильза снабжена двумя шипами, а между гильзой и корпусом установлена с воэможностью радиальных перемещений шайба, на двух взаимно перпендикулярных диаметрах которой выполнены по два паза, в которых расположены шипы гильзы и штифты корпуса.

Кроме того, расстояние между внешними боковыми поверхностями шипов гильзы больше диаметра расточки корпуса.

Установка второго штифта в корпусе и шайбы, взаимодействующей с шипами гильзы и штифтами корпуса, позволяет исключить перекос гильзы относительно вала и скольжение упругих колец относительно корпуса (или гильзы), сохранив воэможность самоустановки ("плавания") гильзы относительно корпуса. В результате этого уменьшается износ сопрягаемых поверхностей скольжения гильзы и вала, а также упругих колец, что повышает долговечность устройства.

Установка шайбы между гильзой и корпусом увеличивает осевые габариты устройства. Чтобы избежать этого, наибольшее расстояние между шипами гильзы выполнено большим, чем диаметр расточки, что позволяет зафиксировать гильзу от осевых перемещений и аннулировать элементы, специально вводимые для этой цели (бурты, упоры и т.п.) На фиг. 1 изображено предложенное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2.

Устройство содержит корпус 1, в расточке 2 которого с зазором 2

1106692 установлена плавающая гильза 4.

В гильзе 4 расположена с зазором 5 часть вращающегося вала 6, установленного в корпусе 1 на подшипниках 7.

Зазор 3 больше зазора 5 в 5-10 раз.

На валу 6 установлена с возможностью проворота шестерня 8 и гидроуправляемая фрикционная муфта 9, соединенная каналом 10, расположенным в валу 6, с камерой 11 подвода рабочей жидкости.

Другие гндроуправляемые фрикционные муфты (не показаны) соединены каналами 12-14 соответственно с камерами

15-17 подвода рабочей жидкости. На наружной поверхности гильзы 4 выполнены канавки, в которых расположены упругие кольца 18. В корпусе 1 жестко закреплены два штифта 19 и 20, установленные симметрично относительно оси расточки 2. гильза 4 снабжена двумя радиальными шипамн 21 и 22,. выполненными симметрично ее оси.

Наибольшее расстояние между шипами 21 и 22 больше диаметра расточки 2.

Между гильзой 4 и корпусом 1 установлена с возможностью радиальных перемещений шайба 23, на двух взаимно перпендикулярных диаметрах которой выполнены по два паза, в которых расположены шипы 21 и 22 гильзы 4 и штифты ЗО

19 и 20.

Устройство работает следующим образом.

Рабочая жидкость под давлением из камеры 11 поступает по каналу 10 в бустер гидроуправляемой муфты 9, которая жестко соединяет шестерню 8 с валом 6. При подаче рабочей жидкости под давлением из камер 15-17 включаются соответственно другие гид- 40 роуправляемые муфты, соединяющие с валом другие шестерни (не показаны), Уплотнение камеры 11 в зазоре 3 осу-. ществляется упругими кольцами 18, а в зазоре 5 †щелевыми уплотнениями.

Рабочая жидкость, проникшая по зазору 5 в камеры 15-17, направляется на слив.

Вал 6 под действием радиальных сил, возникающих на шестерне 8 и подшипниках 7, а также из-эа погрешностей изготовления и установки перекашивается относительно расточки 2.

Так как зазор 5 меньше, чем зазор Э, гильза 4, центрируясь по валу 6, самоустанавливается на упругих кольцах

18 в расточке 2. При смещении гильзы 4 валом 6 в радиальном направлении, совпадающем с общей осью шипов

21 и 22, последние свободно перемещаются в пазах шайбы 23, не препятствуя самоустановке гильзы 4, но защищая ее от проворота. При смещении гильзы 4 в направлении, перпендикулярном к предыдущему, шипы 21 и 22 увлекают за собой шайбу 23, пазы которой свободно перемещаются по штифтам 19 и 20, также не препятствуя ее самоустановке, защищая от проворота.

При емещении гильзы 4 в других на« правлениях происходит сложение указанных движений. При этом гильза также свободно самоустанавливается и защищена от проворота. Поскольку наибольшее расстояние между шипами 24 и 22 больше диаметра расточки 2, то указанные шипы играют роль бурта гильзы 4, фиксируя ее в осевом направлении.

Предложенное устройство в результате повышения долговечности позволит уменьшить количество отказов, снизить трудоемкость ремонта тракторов, уменьшить расход запасных частей к ним.

1106692

Г-б

Составитель С. Белоусько

Редактор О. Юрковецкая Техред M.Òåïåð .

Корректор С.Черни

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5710/13 ) Тираж 657

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для подвода жидкости к вращающемуся валу Устройство для подвода жидкости к вращающемуся валу Устройство для подвода жидкости к вращающемуся валу Устройство для подвода жидкости к вращающемуся валу 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх