Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры и устройство для его осуществления

 

1. Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскиваюшей аппаратуры, включающего плунжер с дозирующим органом и втулку, установленные в корпусе насоса, заключающийся в том, что на заданном скоростном режиме при исходном положении дозирующего органа определяют количество поданного топлива и одновременно фиксируют суммарное число циклов, изменяют положение дозирующего органа дискретно с шагом, обеспечивающим получение не менее пяти точек регулировочной характеристики от исходного положения во всем регулировочном диапазоне, и повторяют операции определения количества поданного топлива и фиксирования суммарного числа циклов для каждого положения дозирующего орг;ана , отличающийся тем, что, с целью повышения производительности, определяют интегральное количество поданного топлива за заданное суммарное число циклов, при этом положение дозирующего органа изменяют в каждом рабочем цикле при ходе всасывания плунжера в направлении увеличения (или уменьщения) подачи дискретно с одинаковым шагом во всем регулировочном диапазоне, а суммарное число циклов фиксируют от начала замера при исходном положении дозирующего органа до момента достижения заданного его положения. 2.Устройство для определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры, содержащее корпус с кулачковым валом, толкаi телем плунжера и рейкой привода дозирующего органа насосного элемента, отличаю (Л щееся тем, что, с целью повышения произврдительности , рейка снабжена винтовой парой, выполненной в виде ходовой гайки, закрепленной в корпусе, и резьбы на рейке, толкатель плунжера снабжен траверсой, связанной через тягу с кривошипом, соединенным с ходовой гайкой при помощи муфты обратного хода, включающей внещнее кольцо и размещенную внутри него с зазором обойму с клинообразными пазами, в которых ;о установлены подпружиненные в направлении сужения пазов ролики, причем направление сужения пазов совпадает с направлением проворота внешнего кольца при ходе наполнения плунжера. 3.Устройство по п. 2, отличающееся тем, что ходовая гайка снабжена подпружиненным тормозным элементом.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 F 02 М 6 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3567587/25-06 (22) 21.03.83 (46) 30.08.84. Бюл. № 32 (72) М. М. Кулаков (71) Чувашский сельскохозяйственный институт (53) 621.436.038 (088.8) (56) 1. Файнлейб Б. Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. М., «Машиностроение», 1974, с. 232.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3385702/25-06, кл. F 02 М 65/00, 03.03.83. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВОЧНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСОСНОГО ЭЛЕМЕНТА ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыски вающей аппаратуры, включающего плунжер с дозирующим органом и втулку, установленные в корпусе насоса, заключающийся в том, что на заданном скоростном режиме при исходном положении дозирующего органа определяют количество поданного топлива и одновременно фиксируют суммарное число циклов, изменяют положение дозирующего органа дискретно с шагом, обеспечивающим получение не менее пяти точек регулировочной характеристики от исходного положения во всем регулировочном диапазоне, и повторяют операции определения количества поданного топлива и фиксирования суммарного числа циклов для каждого положения дозирующего орга„„SU„„1110926 А на, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности, определяют интегральное количество поданного топлива за заданное суммарное число циклов, при этом положение дозирующего органа изменяют в каждом рабочем цикле при ходе всасывания плунжера в направлении увеличения (или уменьшения) подачи дискретно с одинаковым шагом во всем регулировочном диапазоне, а суммарное число циклов фиксируют от начала замера при исходном положении дозирующего органа до момента достижения заданного его положения.

2. Устройство для определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры, содержащее корпус с кулачковым валом, толкателем плунжера и рейкой привода дозирующего органа насосного элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности, рейка снабжена винтовой парой, выполненной в виде ходовой гайки, закрепленной в корпусе, и резьбы на рейке, толкатель плунжера снабжен траверсой, связанной через тягу с кривошипом, соединенным с ходовой гайкой при помощи муфты обратного хода, включающей внешнее кольцо и размещенную внутри него с зазором обойму с клинообразными пазами, в которых установлены подпружиненные в направлении сужения пазов ролики, причем направление сужения пазов совпадает с направлением проворота внешнего кольца при ходе наполнения плунжера.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что ходовая гайка снабжена подпружиненным тормозным элементом.

1110926

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания и их агрегатов, в частности топливной аппаратуры дизелей, и предназначено для определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающего насоса.

Известен способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры, включающего плунжер с дозирующим органом и втулку, установленные в корпусе насоса, заключающийся в том, что на заданном скоростном режиме при исходном положении дозирующего органа определяют количество поданного топлива и одновременно фиксируют суммарное число циклов, изменяют положение дозирующего органа дискретно с ша ом, обеспечивающим получение не менее пяти точек регулировочной характеристи,ки от исходного положения во всем регулировочном диапазоне, и повторяют операции определения количества поданного топлива и фиксирования суммарного числа циклов для каждого положения дозирующего органа (1).

Известно также устройство для определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры, содержащее корпус с кулачковым валом, толкателем плунжера и рейкой привода дозирующего органа насосного элемента (2).

Недостатком известных способов и устройства является низкая производительность в связи с необходимостью многократного повторения операций определения количества поданного топлива и фиксирования суммарного числа циклов во всем регулировочном диапазоне и вследствие отсутствия автоматизации перестановки дозирующего органа насосного элемента.

Цель изобретения — повышение производительности определения регулировочной характеристики насосного элемента.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры, включающего плунжер с дозирующим органом и втулку, установленные в корпусе насоса, заключающемуся в том, что на заданном скоростном режиме при исходном положении дозирующего органа определяют количество поданного топлива и одновременно фиксируют суммарное число циклов, изменяют положение дозирующего органа дискретно с шагом, обеспечивающим получение не менее пяти точек регулировочной характеристики от исходного положения во всем регулировочном диапазоне, и повторяют операции определения количества поданного топлива и фиксирования суммарного числа циклов для каждого положения дозирующего органа, определяют интегральное количество поданного топлива за заданное суммарнЬе число циклов, при этом положение дозирующего органа изменяют в каждом рабочем цикле при ходе всасывания плунжера в направлении увеличения (или уменьшения) подачи дискретно с одинаковым шагом во всем регулировочнои диапазоне, а суммарное число циклов фиксируют от начала замера при исходном положении дозирующего органа

10 до момента достижения заданного его положения.

В устройстве для определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры, содержащем корпус с кулачковым валом, толкателем плунжера и рейкой привода дозирующего органа насосного элемента, рейка снабжена винтовой парой, выполненной в виде ходовой гайки, закрепленной в корпусе, и резьбы на рейке, толкатель плунжера снабgp жен траверсой, связанной через тягу с кривошипом, соединенным с ходовой гайкой при помощи муфты обратного хода, включающей внешнее кольцо и размещенную внутри него с зазором обойму с клинообразными пазами, в которых установлены подпружиненные в направлении сужения пазов ролики причем направление сужения пазов совпадает с направлением проворота внешнего кольца при ходе наполнения плунжера.

Кроме того, ходовая гайка снабжена подпружиненным тормозным элементом.

На фиг. 1 схематично представлено устройство, реализующее предложенный способ на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3— график изменения цикловой подачи топлива по ходам плунжера; на фиг. 4 — график изменения интегрального количества поданного за определенное число циклов топлива (регулировочная характеристика); на фиг. 5 — то же, в сравнении для эталонного и изношенного насосного элемента.

Устройство (фиг. 1) содержит корпус 1, 40 в который установлен испытуемый насосный элемент, включающий плунжер 2, размещенный во втулке 3, кулачковый вал 4, толкатель 5 плунжера 2 и рейку 6 привода дозирующего органа насосного элемента. Кроме

45 того, устройство содержит также узел эталон ного нагнетательного клапана 7, к которому присоединены эталонные топливопровод и форсунка (не показаны). Рейка 6 находится в зацеплении с зубчатой втулкой 8, установленной на втулке 3 плунжера 2, связанного

50 своим хвостовиком с зубчатой втулкой 8.

Рейка 6 снабжена винтовой парой, выполненной в виде ходовой гайки 9, закрепленной в корпусе 1, и резьбы 10 на рейке 6, а толкатель 5 плунжера 2 снабжен траверсой 11, 55 связанной через тягу 12 с кривошипом 13, соединенным при помощи муфты 14 обратного хода с ходовой гайкой 9. Муфта 14 обратного хода включает внешнее кольцо 15 и размещенную внутри него с зазором обой1110926 му 16 с клинообразными пазами 17, в которых установлены подпружиненные в направлении сужения пазов ролики 18, причем направление сужения пазов 17 совпадает с направлением проворота внешнего кольца 15 при ходе всасывания плунжера 2 (по часовой стрелке вид А фиг. 1), что обеспечивает блокировку муфты 14.

Ход.гайки 9 ограничен от осевых перемещений при помощи подпружиненного тормозного элемента 19.

Длина тяги 12 регулируется путем вывинчивания ее относительно траверсы 1! и фиксирования гайкой 20.

Предложенный способ реализуется рри помощи описанного устройства следующим образом.

Устанавливают в корпус 1 испытуемый насосный элемент, эталонный нагнетательный клапан 7 и присоединяют к нему эталонные топливопровод и форсунку. Предварительно задают с помощью вариатора стенда определенную частоту вращения приводного вала и перемещают рейку 6 в исходное положение, обеспечивающее полное выключение подачи топлива. Включают привод стенда и следят за перемещением рейки.

При вращении кулачкового вала 4 толкатель 5 и плунжер 2 совершают возвратнопоступательное движение, осуществляя при ходе вверх подачу топлива, а при ходе вниз-наполнение. Вместе с толкателем 5 перемещаются траверса 11 и тяга 12, приводя в колебательное движение кривошип 13 и внешнее кольцо 15 муфты 14 обратного хода.

При движении плунжера 2 вверх (нагнетание топлива) кривошип 13 и внешнее кольцо 15 муфты 14 поворачиваются против направления сужения пазов 17 в обойме 16 (против часовой стрелки вид А фиг. 1) и предотвращают заклинивание роликов 18 в пазах 17, обеспечивая неподвижность рейки 6.

При движении плунжера 2 вниз (наполнение топливом надплунжерной полости насосного элемента) кривошип 13 и внешнее кольцо 15 муфты 14 поворачиваются по направлению сужения пазов !7 в обойме 16 (по часовой стрелке вид А фиг. 1) и обеспечивают блокировку муфты 14 путем заклинивания роликов 18 в пазах 17 обоймы 16, которая проворачивается и перемещает рейку 6 на определенный шаг, зависящий от размера плеча кривошипа 13, хода толкате5 ля 5 и шага резьбы 10 на рейке 6. Ходовая гайка 9 при этом находится в зафиксированном относительно корпуса 1 состоянии вследствие воздействия на нее подпружиненного тормозного элемента 19. Таким образом, при ходе плунжера 2 вверх рейка 6 остается неподвижной, а при движении плунжера 2 вниз она дискретно с одинаковым шагом перемещается, увеличивая активный ход плунжера и обеспечивая увеличение цикловой подачи ро всем регулировочном диапазоне. При этом отсчет циклов начинают после первого впрыска топлива и завершают после перемещения рейки до конца регулировочного диапазона. Измерение количества впрыснутого топлива проведят принятым на стенде способом, например объемным с помощью измерительных мензурок.

Поскольку непрерывное фи ксирование цикловой подачи на каждом ходе плунжера (фиг. 3) неудобно и черезмерно с точки зре>S ния информативности, то определяют интегральное количество подаваемого топлива за заданное суммарное число циклов через определенный интервал, обеспечивающий получение не менее пяти точек регулировочной характеристики, например за 40, 80, 120, 160 и 200 циклов (фиг. 4).

В случае износа деталей насосного элемента его регулировочная характеристика отличается от. эталонного как меньшим количеством поданного топлива, так и характером протекания (фиг. 5).

Предложенное техническое решение позволяет в 5 — 10 раз повысить производительность при определении регулировочной характеристики насосного элемента, что дает

4!! возможность сократить продол жительность исследовательских и доводочных работ при создании новых конструкций насосных элементов и организации их производства.

Кроме того, предложенный способ может

4 быть использован так же как и экспрессметод диагностики технического состояния топливовпрыскивающей аппаратуры дизелей.

1110926

1110926

/ г Ю 4 5 b... umcR 98 йУ Д7ф последобательиосжь pîäîI ллунжера гоо юо

У 0 Сумма оооо/ юлую йюра га

Фаа 4 9 ;т) 2д(изб.) 180

Фиг, 5

Со ста вител ь П. По кро вски и

Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Тираж 523 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор М. Бандура

Заказ 5944 27

Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры и устройство для его осуществления Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры и устройство для его осуществления Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры и устройство для его осуществления Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры и устройство для его осуществления Способ определения регулировочной характеристики насосного элемента топливовпрыскивающей аппаратуры и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам подготовки топлива к сгоранию в двигателе

Изобретение относится к области испытания электрогидравдических устройств и может найти применение при изготовлении и разработке указанных устройств

Изобретение относится к клапанам управления потоком жидкости, в частности к топливным инжекторам для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытаниям топливной аппаратуры

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для термических испытаний распылителей форсунок дизелей

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в ремонтном деле при обкатке новых или отремонтированных насосов высокого давления дизеля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству стендов испытания топливной дизельной аппаратуры

Изобретение относится к машиностроительной отрасли, в частности к производству регулировки дизельной топливной аппаратуры
Наверх