Зубчатая передача

 

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая ведущее и ведомое колеса с отличающимися на величину А шагами зацепления по крайней мере на входе и выходе зубьев в зацепление, о т л ичающаяся тем, что, с целью повышения плавности работы, снижения динамических нагрузок и уровня вибраций передачи, шаг на входе в зацепление у ведущего колеса выполнен больше шага ведомого колеса, а на выходе соответственно меньше на величину и, во всех остальных точках двухпарного зацепления разность между шагами вегдущего и ведомого колес выполнена плавно изменяющейся от + Л на входе до -д на выходе из зацепления, а профили зубьев имеют нормальные глубины модификации на входе в зацепление и на выходе из него, связанные между собой зависимостью botev +i(As., + UCt ewxi j ex 6ЫЧ1 нормальная глубина модигде&Ывх фикации на входе в зацепление ведущего колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через верхнюю граничную точку однопарного зацепления; &ol нормальная глубина моди8X7 , фикации на входе в зацепление ведомого колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через нижнюю (Л С граничную точку однопарного зацепления; & 0 ВЫХ нормальная глубина модификации на выходе из Зацепления ведущего колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через нижнюю граничную точку однопарного зацепления; Ю нормальная глубина модилл ebixa О фикации на выходе из зацеплёния ведомого колеса, 00 отсчитанная от профиля, А проведенного через верхнюю граничную точку однопарного зацепления.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН зСЮ F 16 Н 1/06

ВСЕСОИЗНЛ Я

1 Я pg } Я }$:» с б} } ,3

ИЖЛЮТЕ }Л

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ где } вх, проведенного через нижнюю граничную точку однопарного зацепления; нормальная глубина модификации на выходе из за<< вь}х»вЂ”

4 вь!х ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 01 НРЫТИЙ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3654989/25-28 (22) 22.07.83 (46) 23.10.84. Бюл. N - 39 (72) В.Д. Кабиольский (71) Пермское производственное объединение Моторостроитель им. Я.М. Свердлова . (53) 621.831(088.8) (;56) 1. Авторское свидетельство СССР

N- 662770, кл. F 16 Н 1/06, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 1010445, кл. G 01 В 5/20, 1983 (прототип). (54)(57) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержа-. щая ведущее и ведомое колеса с отличающимися на величину, } шагами зацепления по крайней мере на входе и выходе зубьев в зацепление, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения плавности работы, снижения динамических нагрузок и уровня вибраций передачи, шаг на входе в зацепление у ведущего колеса выполнен больше шага ведомого колеса, а на выходе " соответственно меньше на величину Д во всех остальных точках двухпарного зацепления разность между шагами ве-. дущего и ведомого колес выполнена плавно изменяющейся от + Ь на входе до -} на выходе из зацепления, а профили зубьев имеют нормальные глубины модификации на входе в зацепление и на выходе из него, связанные между собой зависимостью " вх, t b K g y > = b0L gbiy < < b g sb} a b p нормальная глубина модификации на входе в зацепление ведущего колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через верхнюю граничную точку однопарного зацепления; нормальная глубина:модификации на входе в зацепление ведомого колеса, отсчитанная от профиля, цепления ведущего колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через. нижнюю граничную точку однопарного зацепления; нормальная глубина модификации на выходе из за- цепления ведомого колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через верхнюю граничную точку однопарного зацепления.

1120!31

40 46х„ Ox р = " вых1+ 6 Оых = р где g g 8 — нормальная глубина модих1

Фикации на входе в зацеп-. ление ведущего колеса, отсчитанная от профиля, 55 проведенного через верхнюю граничную точку однопарного зацепления;

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании цилиндрических зубчатых передач.

Известны цилиндрические зубчатые, 5 передачи, содержащие ведущее и ведомое колеса с разными шагами зацеплея (1).

Недостатком известных передач является то, что характер величины и 1.0 направления разности шагов имеет случайный характер. Такие передачи имеют низкую плавность работы.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса с отличающимися на величину а шагами зацепления по крайней мере на входе и выходе зубьев в зацепление. 20

Разность между шагами зацепления ведущего и ведомого колес неизменна за период зацепления j2).

Недостатками известной передачи .являются невысокая плавность работы, высокие динамические нагрузки и уровень вибраций передачи.

11ель изобретения — повышение плавности работы, снижение динамических нагрузок и уровня вибраций передачи. 30

Указанная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей ведущее и ведомое колеса с отличающимися на величину 0 ша-ами зацепления по крайней мере на входе и выходе зубьев в зацепление, шаг на входе .в зацепление у ведомого колеса выполнен больше шага ведомого колеса„ а на выходе — соответственно меньше на величину ), во всех остальных точках двухпарного зацепления разность между шагами ведущего и .ведомого колес выполнена плавно изменяющейcubi от + g на входе до - Й на выходе из зацепления, а профили зубьев имеют нормальные глубины модификации на входе в зацепление и на выходе из него, связанные между собой зависи. мостью

Ь Ф х — нормальная глубина модификации на входе в зацепление ведомого колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через нижнюю граничную точку однопарного зацепления;

66 gb „ — нормальная глубина модиФикации на выходе из зацепления ведущего колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через нижнюю граничную точку однопарного зацепления;

6CL ш — нормальная глубина модиФикации на выходе из зацепления ведомого колеса, отсчитанная от профиля, проведенного через верхнюю граничную точку однопарного зацепления.

На фиг.1 изображена зубчатая передача в фазе входа в зацепление пары зубьев; на фиг.2 — то же, в фазе выхода из зацепления пары зубьев; на фиг.З вЂ” эвольвентограмма профиля ведущего колеса, имеющего модификацию головки и ножки с общей начальной точкой, совпадающей с верхней граничной точкой однопарного зацепления; на Фиг.4 — эвольвентограмма профиля ведомого колеса, имеющего модификацию головки и ножки в виде плавной кривой.

Передача содержит ведущее 1 и ведомое 2 колеса с шагами р1,, ведущего и Р ведомого колес. Шаг Р зацеп1 ления ведущего колеса 1 больше шага

Р1, зацеппения ведомого колеса 2 на

z входе в зацепление на величину Ь, и шаг Р зацепления ведущего колеса

1 меньше шага Р зацепления ведо2 мого колеса 2 на выходе из зацепления на ту ж е в еличину Д .

На эвольвентограммах указаны нормальные глубины ЬМвх, Ы в„, АМ8

&х 6х Вых ж алых 2 модификации профилей длина развернутости активных профилей, равная длине gg активной линии зацепления, эвольвентограммы расположены головками вверх (ножками вниз).

Обозначены точки, удаленные на расстояние, равное номинальному шагу

Pb зацепления, от входа и выхода в зацепление. От этих точек ведется отсчет нормальных глубин модификации на входе в зацепление и на выходе из него. При работе передачи без нагрузки в момент окончания однопарного

1120131 зацепления верхняя граничная тбчка ведущего колеса контактирует с нижней граничной точкой ведомого. Сзади идущая пара зубьев входит на линию зацепления с зазором, равным сумме нормальных глубин Ьat „„и ДМ модификаций. Эта сумма в предлагаемой зубчатой передаче равна величине Д, лежащей в пределах суммарной упругой деформации всех элементов передачи. 10

По мере перемещения контактной точки вдоль линии зацепления зазор между рабочими профилями сзади идущей пары зубьев уменьшается и в какой-то момент становится равным нулю, т.е. 15 в контакте находятся две пары зубьев.

При дапьнейшем перемещении контактных точек вдоль линии зацепления в результате уменьшения нормальных глубин модификации на входе в. зацепле- 20 ние и увеличения нормальных глубин модификации на выходе происходит контакт в сзади идущей паре зубьев и возникает зазор между рабочими профилями впереди идущей пары зубьев, 25 который постепенно увеличивается и на выходе из зацепления принимает значение, равное сумме boг „,„, +dat ьых

Эта сумма в описываемой передаче также равна величине Л . 30

При работе передачи под нагрузкой в результате деформаций всех элементов передачи шаг зацепления на ведущем колесе в однопарном зацеплении уменьшается, а шаг зацепления на ве- 35 домом колесе увеличивается, тем самым компенсируется зазор между рабочими профилями сзади идущей пары зубьев на входе в зацепление, который имеется в ненагруженном состоянии и равен

Ь . Поэтому под нагрузкой шаги зацепления ведущего и ведомого колес одинаковы. Вход в зацепление происходит плавно: сзади идущая пара зубьев в момент входа на линию зацепления нагрузки еще не несет.

По мере перемещения контактных точек вдоль линии зацепления в результате уменьшения глубин модификации на сзади идущей паре зубьев и увеличения глубины модификации на впереди идущей паре зубьев происходит нагружение сэади идущей пары зубьев и уменьшение нагрузки впереди идущей пары зубьев. В момент выхода из зацепления, когда сумма нормальных глубин модификации равна Д, впереди иДущая пара зубьев становится полностью разгруженной, выход из зацепления происходит плавно.

При обкатке под нагрузкой выполняется основное требование теории

l зацепления — равенство шагов зацепления у сопряженных зубчатых колес.

Это приводит к повышению плавности работы зубчатой передачи.

В случае, если зубчатая передача работает не на максимапьной нагрузке, зацепление будет плавным, так как исключается кромочный контакт как на входе в зацепление, так и на выходе из него.

В описанной зубчатой передаче модификация профилей зубьев выполняется на стандартном оборудовании, т.е. не требуется дополнительной тех нологической оснастки у зубообрабатывающих станков.

1120131

puz. 1

1120131

l l20l3l

Заказ 7720/26

Тираж 912 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Верховский

Редактор H. Лазаренко Техред Т.Маточка Корректор И. Муска

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 1114831

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх