Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов

 

1. МУФТА ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ УГЛОВЫХ СМЕЩЕНИЙ СОЕДИНЯЕМЫХ ВАЛОВ, содержащая две полумуфты, расположенное между ними премежуточное звено , соединенное с полумуфтами с помощью двух поводковых узлов, поводки каждого из которых шарнирно закреплены на промежуточном звене и -на полумуфтах, отличающаяся тем, что, с целью повьшения надежности , поводковые узлы выполнены в виде пар диаметрально расположенных поводков, каждый поводок одной пары установлен соосно с поводком другой пары, а диаметрально противоположные поводки расположены от промежуточного звена в одинаковом окружном направлении. 2. Муфта ПОП.1, отличающаяся тем, что промежуточное звено выполнено в виде двух промежуточных элементов, установленных с угловым смещением один относительно другого вокруг оси вращения, каждь й промежуточный злемент соединен первой парой диаметрально расположенных поводков с одной полумуф ой и второй парой диаметрально расположенных и соосных с поводками первой пары поводков с другой полумуфтон. 3.Муфта по п.2, отличающаяся тем, что промежуточные элементы соединены между собой с возможностью поворота BOKpiyr оси муфты . 4.Муфта по п.п. 1-3,.о т л и чающая ся тем, что поводки соединены с полумуфтами или с одним из промежуточных звеньев с помощью резиновых полусфер. 5.Муфта поп.4| отличающаяся тем, что каждый поводок выполнен в виде корг:уса, в котором размещены резирювые полусферы, а на ,полумуфтах или промежуточных элеW , ментах установлены цапфы, размещенные в корпусе соответствующего поводка и зафиксированные в резиновых полусферах, 6.Муфта по п.4, отличающая с я тем, что каждый корпус выполнен заодно с соответствующей полу1чЭ муфтой или с промежуточным звеном, со ел а концы цапф соединены выполненными в виде пластин поводками. СП 4ib 7.Муфта по п.6, отличающая с я тем, что концы цапф выполнены с двумя противолежащими лысками , а пластины выполнены с отверстиями по форме поперечного сечения посадочного участка цапфы. 8.Муфта по пп.1-7, о т л и чающаяся тем, что промежуточные элементы соединены с помощью шарового шарнира. 9.Муфта по п.8, отличающаяся тем, чти на обращенных одна к другой поверхности промежуточных элементов в их перекрещи

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

Н

РЕСПУБЛИН

ЭЮ 1 16»!»

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К IlATEHTY

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ (21) 3248902/25-27 (22) 26.02.81 (31) P 3007348.4; .Р 3016267.5;

Р 3032373.0 (32) 27.02.80; 26,04.80, 28.08.80 (33) ФРГ (46) 07. 11. 84. Бюл. М 41 (72) Или Чивари (ФРГ) (53) 621.825.8(088,8) (56) !. Патент США Р 4040270, кл. 64-19, 1977 (прототип). (54) (57) 1 ..МУФТА ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ

УГЛОВЫХ СМЩЕНИЙ СОЕДИНЯЕМЫХ ВАЛОВ, содержащая две полумуфты, расположенное между ними премежуточное звено, соединенное с полумуфтами с поМОЩЬЮ ДВУХ ПОВОДКОВЫХ УЗЛОВ ПОВОДки каждого из которых шарнирно закреплены на промежуточном звене и .на полумуфтах, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, поводковые узлы выполнены в вцде пар диаметрально расположенных поводков, каждый поводок одной пары установлен соосно с поводком другой. пары, а диаметрально противоположные поводки расположены от промежуточного звена в одинаковом окружном направлении. .2. Муфта по п.l о т л и ч а ю— ,щ а я с я тем, что промежуточное звено выполнено н виде двух проме жуточных элементов, установленных с угловым смещением один относительно другого вокруг оси вращения, каждый промежуточный элемент соединен первой парой диаметрально расположенных поводков с одной полумуфтой и второй парой диаметрально расположенных и соосных с поводка„„SU ÄÄ 1123554 А ми пернои пары поводков с другой полумуфтой.

3. Муфта по п.2, О т л и ч а ю— щ а я с я тем, что промежуточные элементы соединены между собой с возможностью поворота вокруг оси муфты.

4. Муфта по п.п. 1-3, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что поводки соединены с полумуфтами или с одним из промежуточных звеньев с помощью резиновых полусфер.

5. Муфта по п.4; о т л и ч а ю — . щ а я с я тем, что каждый поводок выполнен н виде корпуса, в котором размещены резиновые полусферы, а на Я ,полумуфтах или промежуточных эле,ментах устанонпены цапфы, размещенные н корпусе соответствующего поводка и зафиксированные н резиновых полусферах.

6. Муфта по п.4, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что каждый корпус ныполнен заодно с соответствующей полу- муфтой или с промежуточным звеном, а концы цапф соединены выполненными в виде пластин поводками.

Сл

7. Муфта по п.б, о т л и ч а ю- © щ а я с я тем, что концы цапф выполнены с двумя противолежащими лысками, а пластины выполнены с отверстиями по форме поперечного сечения посадочного участка цапфы.

8. Муфта по пп.l 7, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что промежуточные элементы соединены с. помощью шарового шарнира.

9. Муфта по п.8, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, чт» на обращенных одна к другой понер.-.ности промежуточных элементов в зон их перекрещивания выполнены углубления, в которых расположен опорный шарик.

10. Муфта по п.9, о т л н ч а ющ а я с я тем, что каждый из проме" жуточных элементов выполнен с двумя смещенными один относительно другого на 180 выступов по форме сектора с углом 80о, в каждой паре выступов на поверхности, обращенной к центру, выполнены сферические углубления, а опорный шарик размещен в совмещенных углублениях.

11, Муфта. по п.10, о т л и ч а ю— щ а я е я тем, что промежуточные элементы выполнены в виде удлинен:— ных радиальных консолей с центральным коленом, расположенных в одной плоскости и несущих поводки.

l2. Муфта по и. 11, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на обращенных од-. на к другой поверхностях промежуточных элементов в эоие колен выполнены поперечные пазы и каждый промежуточный элемент расположен в пазу другого. !

3. Муфта по п.12, о т л и ч а ющ а я с я тем, что между промежуточными элементами установлены упругие элементы, обеспечивающие их контакт с опорным шариком.

14. Муфта по п.l3, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на промежуточных элементах соосно с секторными выступами закреплены держатели со сферическими поверхностями, контактирующими с опорным шариком.

15. Муфта о п.8, о т л и ч а ющ а я с я тем, что промежуточные эле" менты выполнены в виде пластин с центральным сферическим выступом на одной из них и цилиндрическим пазом под выступ на другой, между контактирующим поверхностями промежуточ-" ных элементов по обе стороны выступа размещены сферические опорные элементы, зафиксированные пружинными кольцами.

16. Муфта по п.8, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на каждой полумуфте смонтирована втулка со сферической внешней поверхностью и цилиндрическим отверстием, в котором размещена с воэможностью поворота и осевого перемещения цапфа с центральным сферическим выступом, на котором смонтировано промежуточное звено.

17. Муфта no n.l5, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что на концах цапфы установлены пары дисков, один диск

23554 каждой пары прилегает к соответствующей полумуфте, а другой - к промежуточному звену, а между дисками установлены пружины сжатия, обхватывающие цапфы.

18. Муфта по пп. 3 и !7, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что резиновая полусфера выполнена в виде выступа на цапфе промежуточного звена, который помещен в отверстие поводка, а внешняя поверхность выступа выполнена криволинейной радиусом большим, чем половина максимального диаметра выступа.

19. Муфта vо. п. 1 8, о т л и ч а ющ а я с я тем, что внутренняя поверхность отверстия в поводке выполнена криволинейной с радиусом большим наибольшего диаметра отверстия.

20. Муфта.по п.19, о т л и ч а ющ а я с я тем, что центр кривизны внешней поверхности выступа в каждой продольной плоскости лежит на боковой поверхности цапфы.

21. Муфта по п.19, о т л и ч а юm; a я с я тем, что центр кривизны внешней поверхности выступа в каждой продольной плоскости лежит на противоположной стороне внешней поверхности.

22. Муфта по пп.18-21> о т л ич а ю щ а я с я тем, что внешняя поверхность выступа образована чередующимися коническими кольцевыми участками с различными углами конуса.

23.Муфта по пп.18-22, о т л и— ч а ю щ а я с.я тем, что выступ выполнен из двух разъемных по оси частей, между которыми размещены средства их перемещения для наго жения резиновых элементов полусшео.

24. Муфта по п.23, о т л и ч а ив

g а я с я тем, что средство для пе" ремещения частей выполнены в виде установленной на цапфе с возмож,ностью поворота гильзы с участками резьбы разного направления на наружной поверхности, и обе части выступа навинчены на гильзу.

25.. Муфта по п.п.23, о т л и ч а ющ а я с я тем, что средство для перемещения частей выступа выполнено в виде установленной на цапфе с воэможностью поворота гильзы с внешней резьбой, связанной с одной иэ частей выступа.

26. Муфта .по и. 23, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что муфта снабжена!!23554 диском, установленным между частями.выступа и входящим в резиновый элемент.

27. Муфта по пп.8-17,,о т л ич а ю щ а я с я тем, что поводки соединены с цапфами с помощью подшипника качения, внутреннее кольцо которого выполнено со сферической поверхностью и продольными канавками под шарики.

28. Муфта по п.27, о т л к ч а ю— щ а я с я тем, что наружное кольцо каждого подшипника обхватывается реэиноэластичной оболочкой.

29. Муфта по п.1 о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что она снабжена трубчатым элементом, установленным в промежуточном звене с помощью шарового шарнира и соединенным шарнирно с полумуфтами.

30. Муфта по п. I, о т л и ч а ющ а я с я тем, что.муфта снабжена антифрикционными средствами, распо:ложенными в зоне опорного шарика.

31. Муфта по п.31, о т л и ч а ющ а я с я тем, что антифрикционное средство выполнено в виде покрытия на поверхности углубления под опорный шарик.

32. Муфта по пп.30 и 31, о т л и-. ч а ю щ а я с я тем, что опорный шарик выполнен полым с радиальными каналами в стенке и заполнен смазкой..

33. Муфта по п.32, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что на контактных поИзобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения при угловых смещениях соединяемых валов.

Известна муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов, содержащая две полумуфты, расположенное между ними промежуточное звено, соединенное с полумуфтами с помощью двух поводковых узлов, поводки каждого из которых шарнирно закреплены на промежуточном звене и на полумуфтах (! ).

Известная муфта не обеспечивает компенсацию радиальных смещений, верхностях опорного шарика и углубления выполнены кольцевые канавки, в промежуточном звене выполнен канал для подачи смазки, а поворот опорного шарика относительно промежуточного звена ограничен упорами.

34. Муфта по п.п.30-33, о т л ич а ю щ а я с я тем, что опорный шарик выполнен с центральным отверстием.

35. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что резиновая попусфера выполнена с выступом, входящим в отверстия поводка, и поджимается нажимными кольцами.

36. Муфта по п.35, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что нажимные кольца выполнены с коническими участками и установлены в отверстии поводка с помощью дистанционных и стопорных колец.

37. Муфта по п.35, о т л и ч а ющ а я с я тем, что резиновая полусфера выполнена с цилиндрическим участком в средней части, ступенчато сопряженным с коническими крайними участками, снабжена кожухом по форме ее наружной поверхности и выполнена с Ч-образной. канавкой в средней части.

П р и о р и т е т и о и ун к т ам:

27.02.80 по пп.1-7

26.04.80 по пп.8-28

28.08.80 по пп.29-37

"что снижает точность передачи вращения и надежность.

Цель изобретения — повышение на дежности.

Поставленная цель достигается тем, что в муфте для компенсации угловых соединяемых валов, содержащей две полумуфты, расположенное между ними промежуточное звено, соединен" !

0 ное с полумуфтами с помощью двух поводковых узлов, поводки каждого из которых шарнирно закреплены на промежуточном звене и на полумуфтах, поволковые узлы выполнены в виде пар диаметрально расположенных поводi гзы ков, каждый поводок одной пары установлен соосно с поводком другой пары, а диаметрально противоположные поводки расположены от промежуточного звена в одинаковом окружном направлении.

Кроме того, промежуточное звено выполнено в виде двух промежуточных элементов, установленных с угловым смещением один относительно другого вокруг оси вращения, каядый промежуточный элемент соединен первой парой диаметрально расположенных поводков с одной полумуфтой и второй парой диаметрально расположенных и соосных с поводками первой пары поводков с другой полумуфтой.

Промежуточные элементы соединены между собой с возможностью поворота вокруг оси муфты.

Поводки соединены с полумуфтами или с одним из промежуточных звеньев с помощью резиновых полусфер.

Каждый поводок выполнен в виде корпуса, в котором размещены резиновые полусферы, а на полумуфтах или промежуточных элементах установлены цапфы, размещенные в корпусе соответствующего поводка и зафиксированные в резиновых полусферах.

Каждый корпус выполнен заодно с соответствующей полумуфтой или с промежуточным звеном, а концы цапф соединены выполненными в виде пластин поводками.

Концы цапф выполнены с двумя противолежащими лысками, а пластины выполнены с отверстиями по форме поперечного сечения посадочного участка цапфы.

Промежуточные элементы соединены с помощью шарового шарнира.

На обращенных одна к другой поверхностях промежуточных элементов в зоне их перекрещивания выполнены углубления, в которых расположен опорный шарик.

Каждый из промежуточных элементов выполнен с двумя смещенными один относительно другого на 180О выступов по форме сектора углом 80, в

О каждой паре выступов на поверхности, обращенной к центру, выполнены сферические углубления, а опорный шарик размещен в совмещенных углублениях.

Промежуточные элементы выполнены в виде удлиненных радиальных консолей с центральным коленом, расположенных в одной плоскости и несущих поводки.

На обращенных одна к другой поверхностях промежуточных элементов

5 в зоне колен выполнены поперечные пазы и каждый промежуточный э.пемент расположен в пазу другого.

Между промежуточными элементами установлены упругие элементы, обеспечивающие их контакт с опорным шариком, На промежуточных элементах соосно с секторными выступами закреплены держатели со сферическими поверхностями, контактирующими с опорным шариком.

Промежуточные элементы выполнены в ниде пластин с центральным сферическим выступом на одной из них и цилиндрическим пазом под высту1-. на другой, между контактирующими поверхностями промежуточных элементов по ! обе стороны выступа размещены сферические опорные элементы, зафиксированные пружинными кольцами.

На каждой полумуфте смонтирована втулка со сферической внешней поверхностью и цилиндрическим отверстием, в котором размещена с воз3б можностью поворота и осевого перемещения цапфа с центральным сферическим выступом, на котором смонтировано промежуточное звено, На концах цапфы устаноьлены пары дисков, один диск каждой пары прилегает к соответствующей полумуфте, а другой — к промежуточному звену, а между дисками установлены пружины сжатия, обхватывающие цап4О фы °

Резиновая полусфера выполнена в виде выступа на цапфе промежуточного звена, который помещен в отверстие поводка, а внешняя поверхность выступа выполнена криволинейной радиусом большим, чем половина максимального диаметра выступа.

Внутренняя поверхность отверстия в поводке выполнена криволинейной с радиусом большим наибольшего ди.метра отверстия.

Центр кривизны внешней поверхности Bb)CTyBa В каждой продольной плос» кости лежит на боковой поверхности цапфы.

Центр кривизны внешней поверхности выступа в каждой продольной плоскости лежит на противоположной стороне внешней поверхности.

1! 23554

Муфта снабжена трубчатым элементом, установленным в промежуточном звене с помощью шарового шарнира и

35 соединенным. шарнирно с полумуфтами.

Муфта снабжена антифрикционными средствами, расположенными в зоне опорного шарика.

Антифрнкционное средство выпол. нено в виде покрытия на поверхности углубления под опорный шарик.

Опорный шарик выполнен полым с радиальными .каналами в стенке и . заполнен смазкой.

На контактных поверхностях опорного шарика и углубления выполнены кольцевые канавки, в промежуточном звене выполнен канал для подачи сиазки, а поворот опорного шарика относительно промежуточного звена ограничен упорами.

Кроме того, опорный шарик выполнен с центральным отверстиеи.

Резиновая полусфера выполнена с выступом, входящим в отверстия поводка, н поджимается нажимными кольцамие

Внешняя поверхность выступа образована чередующимися коническими кольцевыми участкими с различными углами конуса.

Выступ выполнен иэ двух раэьемных по оси частей, между которыми размещены средства их перемещения

I для нагружения резиновых элементов полусфер.

Средство для перемещения частей 10 выступа выполнено в виде установленной на цапфе с воэможностью поворота гильзы с участками резьбы разного направления на наружной поверхности, и обе части выступа навинче- 15

as> на гильзу.

Средство для перемещения частей выступа выполнено s виде установленной на цапфе с возможностью поворота гильзы с внешней резьбой, связан- 20 ноЦ с одной иэ частей выступа.

Муфта снабжена диском, установленным между частями выступа и входящим в резиновый элемент.

Поводки соединены с цапфами с 25 помощью подшипника качения, внутреннее кольцо которого выполнена со сферической поверхностью и продольными кайавками под шарики.

Наружное кольцо .каждого подшипника обхватывается резиноэластичной оболочкой.

Нажимные кольца выполнены с коническими участками и установлены в отверстии поводка, с помощью дистанционных и стопорных колец.

Резиновая полусфера выполнена с цилиндрическим участком в средней части, ступечато сопряженныи с коническими крайними участкаии, снабжена кожухом по форме ее наружной поверхности и выполнена с V-образной канавкой в средней части.

На фиг.l изображена предлагаемая муфта, продольное сечение на фиг.2то же, поперечное сечение; на фиг.3— муфта другого варианта исполнения для большого числа оборотов, вид А; на фиг.4; на фиг.4 — то же, сечение

Б-Б на фиг.3; на фиг.5 — упрощенная муфта; на фиг.б ; сечение В-В на фиг.5; на фиг.7 — вариант исполнения муфты с двумя промежуточными звеньями и одним лежащим между ними опорным шариком, сечение Г-Г на фиг.8; на фиг.8 — сечение Д-Д на фиг.7; на фиг.9 — место пересечения двух промежуточных звеньев с лежащим между ними опорным шариком при варианте (измененным ) исполнения, сечение Е-Е на фиг.lO; на фиг.10сечение Ж-Ж на фиг.9; на фиг.II

1 пересечение двух промежуточных звеньев в другом варианте исполнения; на фиг.12 — вариант исполнения с единственным промежуточным звеном, которое центрируется на обеих полумуфтах, сечение И-И на фиг.l3" на фиг.13 — сечение К-К на фиг.12; на фиг.14 — два варианта исполнения резиновой полусферы, в частности при-, мененной в конструкции (фиг.!I) для шарнирного крепления поводка к промежуточному звену; на фиг.15 - два варианта исполнения резиновой полусферы для шарнирного. крепления двухзвеннога поводка к промежуточному звену; на фиг.lб — сечение Л-Л на фиг.15, на фиг.17 — два варианта исполнения резиновой полусферы, в котором резиноэластичная масса предварительно нагружена; на фиг.18— конструкция, в которой между двумя установленными с пересечением одного с другим праисжуточныи звена pasмешен опорный шар со средствами, уменьшающими трение; на фнг.19 — конструкция с трубчатым элементом, че-. рез который может быть пропущен вал; на фиг.20 — муфта с двумя сцентрированными одно относительно другого

1123554 промежуточными звеньями, сечение

И-N на фиг.21, на фиг.21 — сечение

Н-Н на фиг.20; на фиг.22 — резиновая полусфера, с помощью которой поводки, например, при исполнении 5 по (фиг.21) соединяются с цапфами промежуточного звена, продольное сечение; на фиг.23 — резиновая полусфера, вариант исполнения.

Муфта (фиг.) и.2) содержит первую i и вторую 2 полумуфты. Первая полумуфта .1 имеет ступицу 3 с фланцем 4, вторая полумуфта 2 — ступи. цу 5 и .фланец 6. Между полумуфтами

I и 2 находятся два промежуточных !5 звена 7 и 8, Промежуточное звено 7 расположено перпендикулярно к оси 9 вращения и в центре имеет колено 10.

Промежуточное звено 8 также расположено перпендикулярно к оси 9 враще- 20 ния и имеет в центре колено 11, противоположное колену 10. Промежуточные звенья 7 и 8 обхватывают одно другое коленами 10 или 11 так, что их концы )2 и 13 лежат в общей плос- 25 кости.

На фланце 4 имеются четыре цапфы, из которых видно только две цапфы 14

;.и 15 (фиг.1),.Две другие цапфы лежат симметрично к цапфам 14 и 15. 5б .Фланец 6 второй полумуфты 2 несет .четыре цапфы 16-19 (фиг.2), каждая .нз которых имеет шарообразный выступ 20.

На концах промежуточных звеньев

7 и 8 па обеих сторонах установлены пары соосных цапф. На фиг,l видно пару цапф 21,22 на конце 12 промежу,точного звена. 7 и пару 23, 24 на конце 13 промежуточного звена 8. 4()

На противолежащих концах промежуточных звеньев 7 и 8 установлены пары соосных цапф 25, 26 или 27, 28.

Цапфы 21-28 на своих концах имеют

)пд сферическому выступу 29, который 45 лежит в той же радиальной плоскости, что и сферический выступ 20 на цапфах соседней полумуфты.

Промежуточное звено 7 соединена с первой полумуфтой 1 поводковой конутрукцией из двух диаметрально расположенных поводков 30 (фиг.!) . и соосного с ним поводка 31 (фиг.2).

Диаметрально расположенные поводки проходят от промежуточного звена 7

55 в том же направлении вращения, а именно против движения часовой стрелки в направлении окружности. Промежуточное звено 7 соединено с второй полумуфтой 2 второй повсдковой конструкцией с двумя диаметрально расположенными поводками 31 и 32, причем поводок 30 соосен с поводком 32. Подобным же образом второе промежуточ.— ное звено 8 соединено с первой полумуфтой 1 с помощью паводковой конструкции с двумя диаметрально расположенными поводками, а именно поводком 33 (фиг.l) и поводком 34 (фиг-2) ° Второе промежуточное звено 8 соединено с второй полумуфтой

2 второй поводковой конструкцией, состоящей из поводков 34 35. Поводок первой пары соосен с поводком второй пары, например поводок 33 с поводком 35.

Оба промежуточных звена 7 и 8 соединены между собой одним болтом 36. с возможностью вращения вокруг цен- тральной оси, которая в положении покоя совпадает с осью 9 вращения.

Поводки соединены с помощью резиновых полусфер с возможностью всестороннего движения с полумуфтами

1 и 2 или с промежуточными звеньями 7 и 8. Вид соединения описывается на примере поводка 32. Другие поводки выполняются таким же образом.

Поводок 32 выполнен в виде корпуса с двумя цилиндрнческими камерами

37 и 38, имеющими на одной стороне выступающие радиально внутрь кромки 39 и 40, образующие отверстия 41 и 42. Через отверстие 42 цапфа 22 промежуточного звена 7 входит внутрь в камеру 38 так, что сферический выступ 29 размещается в камере 38 центрально. С другой стороны в камеру 3? входит .цапфа !7 второй полумуфты 2, так что сферический выступ 20 цапфы 17 расположен в камере

37 центрально и находится в той же радиальной плоскости, что и выступ

29 цапфы 22. Резиновая полусфера 43 находится в камере 37 в кольцевом пространстве между стенкой камеры 37 и сферическим выступом 20.0на запрессована в зто кольцевое пространство . и прилегает на одной стороне к кромке 39, в то-время как на другой сто- . роне она удерживается кольцом 44, которое фиксируется пружинным стопорным кольцом 45. Подобным же образом установлена резиновая полусфера 46 в камере 38.

С помощью резиновых полусфер 43 и 46 и цапфы !7 или 22 поводок 32 упруго и с возможностью всестсрон1123554 него движения шарнирно крепится на полумуфте 2 или к промежуточному звену 7.

Предлагаемая конструкция муфты работает следующим образом.

При вращении первой полумуфты 1 происходит передача усилия, например, через цапфу 14, поводок 30, цапфу 24, с ней соосную цапфу 22, поводок 32 и цапфу 17 на вторую по,лумуфту 2. Соответствующим образом усилие на противоположном конце промежуточного звена 7 передается непосредственно через цапфы 25.и 26, поводок 31 и цапфу 33 на вторую полумуфту 2. Промежуточное звено 7 при этом нагружается скручивающей нагрузкой по радиусу 47. Таким же образом происходит прямая передача

Ф усилия, например, через поводок 33 или 35, соединенный с промежуточным звеном 8.

Болт 36 предотвращает нестабильность, которая могла бы возникнуть вследствие центробежной силы при ненагруженной муфте, если смещается промежуточное звено 7 или 8 иэ своего среднего положение.

При угле наклона между осью вращения первой полумуфты 1 и осью вращения второй полумуфты 2, вследствие чего, например, вторая полумуфта 2 (фиг.!) несколько смещается в направлении по часовой стрелке, фланцы 4 и 6 в верхней части (фиг.l) отходят один от другого, в то время как они в нижней части (фиг.l) приближаются один к другому. Это компенсируется благодаря отклонению поводка в плоскости фиг.l . Вверху поводок 30 от40 клоняется против направления часовой стрелки, а поводок 32 поворачивается в направлении часовой стрелки, Внизу, поводок 33 поворачивается против направления часовой стрелки, а пово45 док 35-по направлению часовой стрелки, а именно на ту же величину, что и верхние поводки 30 и 32.

В связи с поворотом поводка (фиг.l) имело бы место видимое укорачивание

:поводка при наблюдении в осевом направлении (фиг.2).Это укорачивание учитывается поворотным движением промежуточного звена 7 или 8 поводка (фиг.2).

Если, например, поводок 32 (фиг. 2) поворачивается в направлении часовой стрел- ки и благодаря этому укорачивается, то тогда это кажущееся укорачивание при нимается во внимание поворотным движением промежуточного звена 7 против направления часовой стрелки (фиг.2),т.е. цапфа 22 приближается в направлении окружности к цапфе 1?. Поводок 30, поворачиваемый против направления часовой стрелки, претерпевает одинаковое кажущееся укорачивание, которое таким же образом компенсируется путем поворотного движения промежуточного звена 7. При этом цапфа 21 приближается в направлении окружности к цапфе 14. Угловое положение цапф 14 и 17 одна к другой при этом остается без изменения.

Подобным же образом происходит компенсация и на противоположном конце промежуточного звена 7. Поводок 31 поворачивается в направлении часовой стрелки, а поводок, шарнирно закрепленный на первой полумуфте 1 и с ним соосныи, — против направления часовой стрелки, а именно на одинаковый угол с поводками 30 и 32. Благодаря этому промежуточное звено 7 поворачивается против направления часовой стрелки и цапфа 26 промежуточного звена приближается в направлении окружности к цапфе 18 второй полумуфты 2. Взаимное угловое положение цапф на обеих . полумуфтах 1 и 2 при этом остается неизменным.

Таким же образом осуществляется передача движения с помощью поводка, шарнирно закрепленного на другом промежуточном звене. Поводки, например, 3l и 32 шарнирно крепятся на промежуточном звене 7 и располагаются по окружности против часовой стрелки.

К промежуточному звену 8 шарнирно крепятся поводки 34 и 35 и располагаются от промежуточного звена 8 по направлению часовой стрелки по окружности, Муфта обеспечивает и радиальное смещение валов. Например, при смещении полумуфты 2 вниз (фиг.2) цапфа

17 поводка 32 движется вниз, в то время как цапфа 14 поводка 30, соосная с ней в положении покоя, остается на месте. Но цапфы 21 и 22 остаются соосными, и расстояния между цапфами 14, 21 или 17, 22 остаются заранее заданными благодаря .поводкам 30 и 32. Происходит выравнивающее движение, во-первых, путем поворота поводка вокруг цапфы и, вовторых, путем поворота промежуточно-. го звена 7 вокруг оси лежащей в плоскости фиг.l и перпендикулярной к ее

1123554

12 продольному направлению. Опускание цапфы I7 по отношению к цапфе 22 компенсируется тем, что поводок 32 поворачивается против направления часовой стрелки (фиг.l,)вокруг цапфы

22, и, кроме того, промежуточное звено 7 и поводок 32, а также поводок

30 осуществляют выравнивающее движение. Цапфы 14 и 17 при этом ooòàþòся в плоскости фиг.2. !О

Подобным образом происходит радиальное смещение в горизонтальном направлении (фиг.l).

Муфта позволяет также и при радиальном смещении осуществлять без !5 искажения угловых соотношений и кинематически точную передачу враща" тельного движения.

В вариантах исполнения (фиг.3 и 4 ) муфта состоит из полумуфт 48 и 49, щ между которыми установлены первое 50 и второе 51 промежуточные звенья.

Полумуфта 48 содержит ступицу 53 с четырьмя радиальными выступами, которые смещены один относительно другого на 90 и из которых видно только плечо 53 (фиг.4), другая полумуфта 49 имеет ступицу 54 с четырьмя радиальными выступами 55-58(фиг.3), из которых виден только выступ 55 (фиг.4 ).

Промежуточные звенья 50 и 51 содержат кольца 59 и 60. Кольцо 59 имеет опорный узел 61 на одной стороне и такого же типа опорный узел 62

35 на диаметрально противолежащей стороне, кольцо 60 имеет опорный узел 63 на одной стороне и однотипный опор ный узел 64 на диаметрально противолежащей стороне.

Выступ 53 оканчивается цилиндрическим открытии с двух концов корпусом 65 с буртиком 66. В корпусе 65 устанавливается ось или цапфа 67 с выступом 68 в центре.

Между внутренней стенкой корпуса

65 и осью 67 впрессовывается резиновая полусфера 69 до контакта с буртиком 66. На противоположной стороне резиновая полусфера 69 удерживается вставленным в корпусе 65 кольцом 70, которое фиксируется пружинным стопорным кольцом 71. На выступаюших концах оси 67 выполнены диаметрально расположенные лыски 72 и 5$

73 и резьбовые участки 74 и 75. На каждый участок с лыской устанавливаются выполненные в виде пластины поводки 76 и 77, которые закреплены соответственно гайками 78 и 79, Опорные узлы 61 и 62 имеют консоли

80 и 81, проходящие в осевом направ-. лении по обе стороны кольца 59 и несущие на своих концах опоры 82 или 83, аналогичные вышеописанному узлу. При этом длины консолей 80 и

81 выбраны такими, чтобы опоры элементов обеих полумуфт лежали в одних и тех же плоскостях и на одних и тех же делительных окружностях.

Оси 67 соединяют опорные узлы— голумуфты 48 парой пластинчатых поводков 76 и 77 с левым опорным узлом промежуточного звена 51 (фиг.4).

Промежуточные звенья 50 и 51 в зоне опорных узлов 61, 62 или 64, 63 опираются с возможностью поворота на кольцо 59 или 60 соответственно другого промежуточного звена 51 или

50, Принцип действия предлагаемой конструкции муфты такой же, как и при варианте исполнения на фиг.! и 2.

Однако вариант исполнения на фиг.3 и

4 особенно пригоден для муфт, которые должны работать при больших числах оборотов.

При варианте исполнения на фиг.! и 2 поводки образуют корпус для опоры. Этот корпус крепится на цапфах, которые выступают из полумуфт или промежуточных звеньев соответственно по одной стороне. Благодаря этому поводок имеет относительно большую массу, так что при больших числах оборотов возникают значительные цен- . тробежные силы. Эти значительные центробежные силы односторонне действуют на цапфы. .При варианте исполнения на фиг.3 и 4 условия с этой точки зрения существенно лучше: корпуса.для опорных конструкций жестко сидят на полумуфтах или промежуточных звеньях, Поводки представляют относительно легкие пластины, которые сидят симметрично по обе стороны опорных конструкций. Массы и тем самым центро-. бежные усилия разделены на две половины, которые действуют на каждый конец оси, выступающей наружу из опорной конструкции. Только часть усилия действует на более короткую консоль. Благодаря этому вариант исполнения на фиг.3 и 4 может также применяться при больших числах оборотов!

3 1123

На фиг.5 и 6 изображено упрощенное исполнение муфты, в котором вместо двух промежуточных звеньев с принадлежащими к ним поводковыми узлами нредусМотрено только одно в виде коль- 5 ца 84 с диаметрально расположенными. консолями 85 и 86. Консоль 85 несет пару соосных цапф 87 и 88 с выступа.ми 89 и 90 на концах. Выступы 89 и

90 обхватываются каждый резиновой t0 полусферой 91, 92, которая установлена в цилиндрическую выемку в поводке 93 или 94. Резиновые полусферы выполнены иэ двух частей. Торцы резиновых полусфер облицованы листовыми деталями 95 и 96 с кромками 97 и 98, одна из которых расположена радиально, а другая — вдоль оси.

Кромка 97 листовой детали 95 удерживается хЬльцом 99, зафиксированным 20 пружинным стопорным кольцом 100.

Таким же образом крепятся поводки

93 и 94 к цапфам первой или второй полумуфт. .На диаметрально притиволежащих 25 сторонах к консоли 86 расположены цапфы 101 и 102, на которых вышеописанным способом крепятся поводки 103 или 104.

Целесообразно центрировать промежуточное звено 84, чтобы исключить движение наружу нод влиянием центро.— бежной силы при холостом ходе. При, работе под нагрузкой центрирование осуществпяется за счет передаваемого крутящего момента.

Если возникает только наклон между осями валов без радиального смещения, то центрирование может осущеетвлятьея стационарной опорой, ус- 40 таиовлениой между полумуфтами. Также если возникает радиальное смещение, то промежуточное звено 84 может быть

-закреплено эластично в среднем положении с помощью пружин 105 и 106 (фиг.5 ).

Промежуточное звено 84 выполнено с кольцом 107 и центральным отверетием 108, чтобы пропустить через него вал. Также и при исполнении на

50 фиг.l и 2 промежуточные звенья могут быть выполнены в виде колец для прохода центральной оси или вала.

На фиг.7 и 8 изображена муфта.

Между полумуфтами, каждая иэ которых образована ступицей l09 или 110 и четырьмя радиальными выступами ill или 112, установлены два перекрещивающихся один с другим цромежуточ554 ?4 ных звена 13 и 114. Первая полумуфта с помощью первой паводковой конструкции в виде пары диаметрально противолежащих один к другому поводков

ll5 и 116 через полусферические цапфы l!7, 118 или 119, 120 соединена с промежуточным звеном !13. Вторая полумуфта с помощью второй паводковой конструкции в виде пары диаметрально противолежащих один к другому поводков 121, 122 также соединена с проме" жуточным звеном 113. Каждый поводок первой пары устачовлен соосно с поводком другой пары, Диаметральна противолежащие один другому поводки 115, 121 и 116, 122 проходят от промежуточного звена соответственно в одинаковом направлении вращения— в направлении окружности.

Соответствующим образом промежуточное звено 114 соединейо с обеими полумуфтами. Поводок 123 соединяет конец промежуточного звена 114 с первой полумуфтой, а соосный с ним поводок 124 соединяет промежуточное звено 114 с второй полумуфтой.Другая пара соосных поводков, из которых иа фиг 7 виден поводок 125, расположена между промежуточным звеном и полумуфтами.

В данном варианте исполнения поводки проходят от всех промежуточных звеньев в одинаковом направлении, а именно по направлению часовой стрелки (фиг.7}.

Оба промежуточных звена 7 и 8 (фиг.! и 2) соединены болтом 36 с возможностью поворота один относительно другого вокруг центральной оси, которая .в положении покоя совпадает с осью вращения, промежуточные звенья l!3 и 114 в данном варианте исполнения соединены один с другим через шарнир )26.

Промежуточные звенья 113и 114 имеют в зоне своего перекрещивания углубления 127 и 128, обращенные одно к другому и соосные. Между углублениями расположен опорный шарик 129. Каждое иэ двух персекающихся промежуточных звеньев 113 и 1.14 имеет пару секторообраэных выступов

130, 131 или 132, 133, смещенных один относительно другого íà 180 и сцентрированных по отношению оси вращения и образованных радиусами, расположенными под углом меньшим чем 90, например 80, В каждой такой паре выступов выполнено сфе11235

l5 рическое углубление 127 или 128, так что выступами образуются сферические опорные поверхности. Выступы

130 и 131 первого промежуточного звена !13 расположены между выступами 132 и 133 причем опорный шарик

129 размещен между парами опорных поверхностей. Так как между бокоьыми поверхностями выступов имеется зазор, зто допускает поворот промежу- IG точного звена вокруг оси вращения.

Промежуточные звенья 113 и 1!4 бла" годаря опорному шарику 129 удерживаются на некотором расстоянии одно относительно другого, вокруг опорного шарика также может происходить их поворот одно относительно другого н они могут выходить иэ своих радиальных плоскостей для выравнивания радиального смещения. 20

Промежуточные звенья выполнены в виде удлиненных радиальных консолей

I34-137 с центральным коленом 138 или 139, Пересекающиеся промежуточные звенья 113 н 114 входят одно в другое25 своими коленами 138 и 139, а радиаль-. ные консоли лежат в общей плоскости.

Чтобы умейьшить осевые размеры муфты.,промежуточные звенья могут иметь на обращенных оцна к другой сторонах в зоне колен расположенные поперек углубления 140 или 141, в которые входят выступы 130, 131 или 132,134.

В варианте исполнения на фиг.7 и 8 между промежуточными звеньями пре35 дусмотрены заранее нагруженные, упругие растягивающие элементы 142, 143„ обеспечивающие силовое замыка" ние (на фиг.8 показаны схематично .

Конструкция варианта на фиг.9 и 104 подобна конструкции, показанной на фиг.7 и 8. К наружной части поверхности 144 промежуточного .звена 112 саоско с выступами 130 и 131(фиг.71 винтами 145 и 14б закреплены держатели 147 и 148 со сферическими опор ными. поверхностями 1.49 н 150„ при" легающими к опорному шарику 129.

Аналогичные держатели крегят ша рнк и к промежуточному звену 114.

Таким образом оба промежуточных звена соединены геометрическим замыка" вием с опорным шариком 129.

На фиг.ll показан другой вариант выполнения шарнира между промежуточ" нь!ми звеньями 151 и 152, догускаю55 щего всестороннее вращение. Промежуточные звенья 151 и !52 выполнены в виде пластин с центральным сферическим выступом 153 на одной из них и с цилиндрическим пазом 154 под выступ — на другой. В пазу !54 размещены сферические опорные элементы 155 и 156, зафиксированные пружинными кольцами 157 и 158. На концах пластин размещены опорные цапфы 159 и

160, 161 и 162.

Конструкция на фнг.12 и 13 представлена только с одним промежуточным звеном 163 между полумуфтами 164 и 165.

Для.центрирования промежуточного звена 163 на каждой полумуфте закреплено по одной втулке 166 и 167 со сферической внешней поверхностью 168 и 169, в которой размещены с возможностью поворота и осевого перемещения цапфа 170 со сферическим выступом !71, на котором смонтировано промежуточное звено с отверстием 172.

;Втулки 166 и 167 обхватываются полусферическими элементами !73-!76, которые с помощью ребер 177 и !78 зафиксированы на полумуфте.

На концах цапфы установлены пары кольцевых дисков 179-182, один из дисков каждой пары .179 и 182 контактирует с деталью, прилегающей к полумуфте, а другой — 180 и 181 — с промежуточным звеном. Иежду дисками установлены пружины 183 и 184 сжатия, обхватывающие цапфы.

При радиальном смещении обоих валов, если, например, полумуфта 165 движется вниз (фиг.13 ) пo отношению к полумуфте 1.64, сферический выступ

171 смещается.на половину смещения валов. Возникающие из-эа смещения валов изменение расстояния между центрами кривизны сферических опорнь1х поверхностей 168 и 169 выравнивается благодаря наклонному положению цапфы 170 из-эа осевого смещения концов цапфы во втулках 166 и 167.

Для шарнирного крепления поводков

185- 188 к .цапфам 189-192 промежуточного звана 163 предусмотрены шарниры.

Они состоМт из подшипника 193 качения, сидящего на цапфе, например, 1 89, который гарантирует. свободное вращение вокруг оси цапфы закрепленного иа подшипнике внутреннего кольца 194 со сферической внешней поверхностью 195 в которой выполнены проходящие в продольном направлении дуговые канавки 196 (фиг.12 1, зафйксированного на поводке !85 внешнего кольца 197 со сферической внут1123554

10 ренней поверхностью 198, которая концентрически обхватывает с зазором наружную сферическую поверхность. 195 внутреннего кольца 194, в которой образованы проходящие в продольном направлении дуговые канавки 199, соосные с канавками 196. Между канавками 196 и 199 и сепаратором 200 находятся шарики, обеспечивающие поворот поводка относительно цапфы.

Как видно из фиг.i3, оба шарнира каждого поводка, включая подшипник

193 качения и внутреннее кольцо 194 окружены общей резиноэластичной оболочкой 201, которая, упруго деформи- 15 руется при отклонении шарнира, обеспечивая равномерное перемещение поводка.

Резиновая полусфера может быть .выполнена в виде выступа 202 на цапфе 2п промежуточного звена, помещенной в отверстие поводка.

В примере исполнения на фиг,14 (справа )внешняя поверхность 203 выступа 202 искривлена вокруг точки 204, лежащей приблизительно на боковой поверхности цапфы. Таким об разом, полученная внешняя поверхность

203 представляет сферу, искривленную вокруг этой точки. При варианте исполнения на фиг.l5 (справа 1 внешняя поверхность 205 выступа 202 искривлена вокруг точки, лежащей приблизительно на противоположной стороне внешней поверхности, и представляет

35 сферу, которая искривлена вокруг точки 206.

Внешняя поверхность выступа может быть образована чередующимися. коническими кольцевыми участками с размещенными углами конусности(фиг.14 слева и фиг.15 слева ).

При варианте исполнения на фиг.14 слева образующая внешней поверхнос.ти выступа 202 представляет многоугольник стороны которого соответ45

Ф о етвуют центральному углу 15 с центром, лежащем на оси 207 цапфы 159.

Центр 208 кривизны расположен на противолежащей поверхности оболочки цапфы 159. При вращательном движении вокруг центра, лежащего на оси 207, несмотря на плоское исполнение упру-, гого шарнира, резииоэластичиый материал нагружается в основном в окружном направлении и не прижимается 55 к жесткой поверхности отверстия 209, как это происходит в известных упругих шарнирах.

18

В варианте исполнения на фиг.,15 слева образующая внешней поверхности

205 выступа 202 также представляет многоугольник. Стороны этого многоуголника соответствуют, симметрично к средней плоскости, центральному углу вокруг центра 206 — 15, 30 и снова 15 . Благодаря этому получается средний центр кривизны в точке

207, который также лежит на стороне, противолежащей внешней поверхности

205.

Выступ 202 состоит из двух половин

210 и 211, причем половина 210. с помощью гайки 212 может смещаться относительно половины 211. Поводок

213 также состоит из двух половин

214 и 215, причем резиноэластичная масса 216 вулканизируется в двух половинах поводка с относящимися к ним половинам выступа таким образом, что при сжатии половин поводка винтами 217 возникает предварительное напряжение в резиноэластичной массе.

В варианте исполнения на фиг.17 слева выступ разделен на две части и состоит из двух присоединяемых одна к другой по оси частей 218 и 219.

Предусмотрены средства для осевого перемещения одна относительно другой этих двух частей с целью предварительной нагрузки резиноэластичной массы 220. Внешняя поверхность

221 выступов искривлена вокруг центра 222, лежащего на боковой поверхности цапфы 159. Выступ охватывает ся с зазором корпусом 223 поводка, который имеет сферическую внутреннюю поверхность 224 с центром 225 кривизны, лежащим на оси цапфы 159.

В качестве средства перемещения на цапфе 159 закреплена с воэможностью поворота гильза 226, имеющая на одной половине своей поверх-. ности правую резьбу, а на другой половине своей внешней поверхности левую резьбу,обе части выступа навиичиваются на гильзу, В резиноэластичной массе 270 B исходном состоянии предусмотрен диск 227, входящий внутрь этой массы и удерживаемый между частями выступа.

Гильза 226, выступы 218, 219 и корпус 223 в исходном состоянии заливаются резиноэластичной массой

220, как это показано в верхней части фиг.17 (слева ), Гильза 226 сидит на формовочном стержне„ который имеет канал 227 для.подвода резиноэластнч

1123554

l9 ной массы. Корпус 223 с одной стороны контактирует со стержнем, a с другой стороны — с гильзообраэной уплотняющей деталью 228. также имеющей канал 229 для подачи резннозластич" ной массы. Таким образом, между отверстием корпуса 223 и выступом 218, 219 образуется замкнутое кольцевое пространство, внутрь которого входчт диск 227. Затем резиноэластичная мас- 1О са по каналам 227 и 228 запресовы", веется.в кольцевое пространство и вулканизируется. Затем может быть удалена уплотняющая деталь 228 и узел, состоящий из гильзы 226, выс- 15 тупа 218, 219, резиноэластичной массы 220 и корпуса 223, может быть снят.с формовочного стержня. Этот узел затем устанавливают на цапфу

159 и фиксируется диском 230 и гай" 20 кой 231. Если нужно обеспечить пред-. варительное нагружение реэиноэластичной массы„ то заранее поворачивается гильза 226. При этом обе части выступа, как показано в нижней части 25 фиг.17, отвинчиваются одна от другой и резиноэластичная масса нагружается по отношению к внутренней поверхности 224.Диск 227 служит для предотвращения обрыва резиновой массы gg при перемещении частей 218 и 219 одна о" другой.

При варианте исполнения (фиг,17 справа ) в качестве средства для пере. мещения частей выступа на цапфе 160 установлена с возможностью поворота гильза,232 с внешней резьбой. Одна нз частей 233 выступа, состоящего из двух частей 233 и 234 связана посредством резьбы с гильзой. Путем вращения гильзы одна часть аксиально пе.ремещается относительно другой части благодаря чему также достигается предварительное нагружение рези иоэластичной массы.

На фиг.18 показан опорный, шарик

235 ко-орый находится межпу двумя установленными перпендикулярно одно к другому промежуточными звеньями

236 и 237 в муфтах по тычу на фиг.2.

Для соединения, обеспечивающего возможность поворота, так чтобы центрировали одна другое, а также могли . выполнять независимо одно Gt другого свои компенсирующие движейия, 55 промежуточные звенья 236 и 237 в зоне своего перекрещивания имеют обращенные одно к. другому и соосные углубления 238 н 239, межцу которыми удерживается опорный шарик 235. Последний снабжен антифрикционкыми средствами, хотя опорный шарик в имеющейся муфте z» не участвует в передаче крутящего момента, но на него могут действовать радиальные усилия иэ-за центробежных сил, Кроме того, премежуточные звенья 236 и 237 осуществляют свои компенсирующие движения одно относительно другого и опорного шарика 235, когда имеется смещение валов. Антифрикционные средства должны устранить износ опорного шарика прн компенсирующих движениях и одновременном действии радиального усилия.

Антифрикционное средство может быть выполнено в виде покрытия 240 на поверхности углублений 238 и 239.

Это покрытие может быть выполнено иэ самосмазывающего материала.

Опорный шарик 235 может быть выполнен полым и заполнен смазочным средством, преимущественно консистентной смазкой. Для этой цели опорный шарик состоит из двух полусфер 241 и 242, свариваемых одна с другой.

Внутренняя полость 243 опорного шарика соединена .радиальными каналами с частями наружной поверхности, находящимися в углублениях 238 и 239.

На наружной поверхности опорного шарика выпОлнены кольцевые канавки

244, соединенные радиальными каналами 245 с внутренней полостью 243 опорного шарика. На прилегающих к опорному шарику поверхностях выполнены кольцевые канавки 246, которые соединяются с кольцевыми канавками 244 на внешней поверхности опорного шарика и с которыми соединяется выполненнь и в промежуточном звене канал

247 для подачи смазывающих средств .

Тогда становится возможным запрессо-. вывать.извне смазочные средства, например консистентную смазку,в полость опорного шарика.

При повороте промежуточных звеньев

236 и 237 по отношению к опорному нгарику 235 кольцевые канавки 247 и

246 всегда перекрываются .в двух точках1 так что даже и тогда„ когда кольцевые канавки не точно соосны, обеспечивается подача смазки.

Должно быть обеспечено, чтобы кольцевые канавки 244 всегла перекрывались промежуточными звеньями 242 и

237 так,чтобы смазка не могла быть

1123554 выброшена наружу под действием центробежной силы. Это обеспечивается благодаря ограничению движения поворота опорного шарика 23 относительно промежуточных звеньев упорами 248 или 249, Углубления 238 и 239 могут быть выполнены с меньшим радиусом, чем радиус опорного шарика 235. Благодаря этому резиновые шарниры на повод- 10 ках так заранее нагружаются,. что промежуточные звенья упруго прижимаются к опорному шарику и при возможном износе опорного шарика сохраняется контакт.с ним. Также могут 15 . быть предусмотрены между промежуточными звеньями упругие растягивающие элементы 250 и 251.

На фиг. 1 9 показана муфта, соответствующая по компоновке варианту 2О исполнения на фиг.5 и 6.

Предлагаемая муфта содержит только одно промежуточное звено 252 с двумя консолями 253 и 254. Консоль

253 несет цапфу 255 с резьбой 256 25 и 257 ка концах и гильзы 258 и 259, которые гайками 260 или 261 прижа ты к торцовым поверхностям консоли.

Гильзы 258 и 259 имеют выступы, окруженные резиновой полусферой 262 или 263, которая расположена в от" верстии поводка.264 или 265.

Поводки 265 и 265 в состоянии покоя расположены параллельно один к другому и своими другими концами аналогичным образом соединены с цапфами 266 или 267, которые расположены на полумуфтах (не показана).Таким же образом консоль 254 поводками 268 и 269 соединена с цапфами (не показаны ) полумуфт .

Для центрирования промежуточное звено 252 установлено на трубу 270 .

-. помощью шарового шарнира 271. Труба 270 соединена двумя своими концами через всесторонне подвижные шарнирные соединейия (-не показаны) с полумуфтами. Шаринирные соедине" ния, например, могут быть вынолке" ны по типу, показайному на фиг..7, .

Сквозной вал 272 центрально прохо50 дит насквозь через трубу.

Шаровой шарнир 271 устроен следующим образом.

Промежуточное звено 252 имеет центральное осевое отверстие 272.

На трубу 270 установлено кольцо 273 со сферической внешней поверхностью. . Два кольца 274 и 275 с вогнуто-сферическими внутренними поверхностями вставлены в отверстие 272 с двух сторон. Вогнуто-сферические внутренние поверхности колец 274 и 275 контактируют с внешней поверхностью кольца 273. Кольца 274 и 275 s осевом направлении фиксируются пружин" ным стопорными кольцами 276 и 277 ! и выполнены из самосмазывающегося материала.

На фиг.20 и 2! изображена муфта с двумя промежуточными звеньями 278 и 279, которые перпендикулярны одно к другому и с (ектрированы с помощью опорного шарика 280. Промежуточное звено 278 через пару диаметрально расположенных шарнирно закрепленных поводков 281 и 282 соединено с цапфамн 283 и 284 первой полумуфты, и через другую пару поводков. 285 и

286 — с цапфами 287 или 288 второй полумуфты. Подобным же образом промежуточное звено 279 двумя парами

289 и 290 соосных поводков соединено с одной стороны с первой полумуфтой, и с другой стороны — .с второй полумуфтой. Конструкция каждого отдельного промежуточного звена 278 и 279 и конструкция поводков соответствует, в основном, конструкции на фиг.19.

Кокуструкция опоного шарика 280 и предусмотренных на кем антифрикциоккых средств подобна представленному на фиг.18. В варианте исполнения ка фиг.20 и 21 опорный шарик 280, однако, имеет центральное сквозное отверстие 29i с приваренным отрезком трубы 292. Сквозной вал 293 проходит насквозь через трубу 292.

На фиг.22 изображен вариант исполнения шарнира, с помощью которого поводки крепятся на цапфах промежуточного звена, например 252 на фиг.19.

Цапфа имеет выступ 295, обхваты-. ваемый с радиальным зазором корпусом 296 поводка. В зазоре размещена . резиноэластичная масса 297. Внешняя поверхность выступа 295 имеет образующую в виде многоугольника, центр кривизны которой лежит на противоположной стороне выступа.

Резикоэластичная масса обхватывается кажимными кольцами 298 и 299, фиксируемыми пружинными кольцами

ЗОО .и .ЗО1, через дистанционные кольца 302 и 303, меняя толщину. последних, можно изменять степень предва24

1123554

23 рительного нагружения реэиноэластичной массы.

На фиг.23 изображена другая форма исполнения резинового шарнира.

Иа цапфу устанавливается гильза 304 .с выступом 305. Гильза 304 может быть закреплена .на цапфе по типу соединения согласно фиг.19. Выступ 305 имеет форму, одинаковую с формой выступа 295 на фиг.22. На выступ 305 крепится резиноэластичная масса 306.

Поверхность оболочки резиноэластичной массы имеет цилиндрическую сред-. нюю часть 307 и сопряженные с ней посредством радиальных участков 308 и 309 конические участки 310 и 311.

На цилиндрическом участке выполнена

5 Ч-образная канавка 312. На пружинную поверхность резиноэластичной массы 306 устанавливается кожух из двух частей 313 и 314.

Кольцевая канавка обеспечивает смещение резиноэластичной массы, если резиновый шарнир находится в предварительно нагруженном состоя" нии.

II23554

1123554

1123554

8оЯ 4

Фиг. У

3123554

Б- b и O

И

И Фиг.м

1123554

I 123554

1123554

f123554

1123554

1123554 е—

Фиг. Q

1123554

1123554

1123554

112,3554

1123554

1123554

1123554

Фиг. /у

l 123554

1 l 23554

282

1123554

2У7

305 3 " Л2 Уд7

Составитель Т.Орлова

Редактор А.Козориэ Техредж.Кастелевич Корректор Г.Решетник

Зака > 8167/46 Тираж 912 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам иэобретеиий и открытий

I!3035, Москва, Ж-35, Москва., Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Ужгород„ ул.Проектная, 4

Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к вездеходному дистанционно управляемому транспортному средству

Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к фрикционным муфтам

Изобретение относится к устройствам приводов вращения, размещаемых в скважине, в частности, для соединения ротора винтовой героторной гидромашины с валом шпинделя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах машин для передачи вращающих моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены со значительным угловым смещением, а круговые частоты ведущего и ведомого звеньев механизма должны совпадать

Изобретение относится к муфтам

Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам передачи вращающихся моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены под углом друг к другу, а угловые скорости вращения ведущего и ведомого вала должны совпадать, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к сепаратору с множеством отверстий под тела качения, используемому в шарнирах автотранспортных средствах

Изобретение относится к шарниру равных угловых скоростей
Наверх