Волновая зубчатая передача

 

ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА , содержащая корпус, расположенные в нем ведущий и ведомый валы, гибкое колесо с наружным и внутренним зубчатыми венцами, зацепленные с ними наружное и внутреннее жесткие зубчатые колеса, одно из которых соединено с ведомым валом, а другое закреплено в корпусе, и два генератора волн, один из которых соединен с ведущим валом и установлен гибким колесом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения ее конструкции, гибкое колесо охвачено вторым генератором волн, установленным с возможностью свободного вращения. й, шя& СдЭ О о 7 5 Ш Фиг./

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

27 Z5

75 )f0

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2793562/25-28 (22) 09.07.79 (46) 23.12.84. Бюл. № 47 (72) А. И. Полетучий (71) Харьковский авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (53) 621.833.7 (088.8) (56) 1. Патент США № 2943513, кл. 74 — 640, 1960.

2, Ступаков А. А. Создание и исследование центрального механизма поворота с волновой зубчатой передачей для стреловых кранов. Днс. на соиск. учен. степени канд. техн. наук, МИСИ им. В. В. Куйбышева, М., 1976, с. 29, табл. 2, схема 1У, r (прототип).. SU 113Î704 А (54) (57) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, расположенные в нем ведущий и ведомый валы, гибкое колесо с наружным и внутренним зубчатыми венцами, зацепленные с ними наружное и внутреннее жесткие зубчатые колеса, одно из которых соединено с ведомым валом, а другое закреплено в корпусе, и два генератора волн, один из которых соединен с ведущим валом и установлен гибким колесом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения ее конструкции, гибкое колесо охвачено вторым генератором волн, установленным с возможностью свободного вращения. закреплено в корпусе 1, и два генератора 9 и 10 волн. Генератор 9 соединен с ведущим валом и установлен внутри гибкого колеса 4, которое охвачено вторым генератором 10 волн, установленным с возможностью свободного вращения на подшипнике 11.

В случае применения в волновой передаче генераторов 9 и 10 волн (фиг. 2) скольжения, что бывает необходимо при повышенных - скоростях, подшипники скольжения генераторов выполняются с шириной, равной не менее половины диаметра. При этом гибкое колесо 4 имеет длину, примерно равную диаметру, и при нагружении крутящим моментом получает значительную закрутку. Для уменьшения неравномерности распределения нагрузки по длине зубьев. зубчатые венцы 5 и 6 гибкого колеса 4 выполняются раздвоенными, расположенными у краев подшипников скольжения генераторов.

Раздвоенными также выполняются жесткие колеса 7 и 8, венцы которых соединяются упругими оболочками !2 и 13.

Генераторы 9 и 10 волн (фиг. 3) выполнены в виде некруглых подшипников скольжения с принудительной смазкой. Масло подается по системе отверстий 14 и 15 и дросселей 1б и 17 к трущимся поверхностям генераторов 9 и 10 волн.

Волновая зубчатая передача работает следующим образом.

При вращении вала 2 (фиг. 2) получает вращение генератор 9 волн, который деформирует гибкое колесо 4. За счет деформации гибкого колеса 4 и зацепления его посредством зубчатых венцов 5 с неподвижными зубчатыми венцами 7, а посредством зубчатых венцов 6 с подвижными зубчатыми венцами 8 получает вращение вал 3.

Генератор 10 волн при этом выполняет пассивную роль, он только сохраняет заданную генератором 9 форму деформирования гибкого колеса 4. Но это весьма важно для работоспособности волновой передачи.

Генератор 10 волн вращается на подшипнике 11 скольжения, установленном на валу 3, с угловой частотой генератора 9 волн.

При работе нагруженной передачи гибкое колесо 4 получает закрутку и, взаимодействуя с зубчатыми венцами жестких колес, вызывает соответствующу.ю закрутку упругих оболочек 12 и 13. Это приводит к выравниванию давлений по длине зубьев и к благоприятному перераспределению нагрузки по зубчатым венцам колес.

Переда очное отношение передачи может быть определено из выражения (фиг. 1). (7J Zs Zg

Z>Z8=4TZ где 1 — передаточное отношение при недо-Ю даче вра1цения от генератора 9

1130704

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин в качестве редуктора.

Известна волновая зубчатая передача, содержащая гибкое колесо с наружным и внутренним зубчатыми венцами, наружное и внутреннее жесткие зубчатые колеса и генератор волн, соединенный с ведущим валом и установленный внутри гибкого колеса (1).

Однако эта передача имеет пониженную 10 нагрузочную способность, обусловленную тем, что генератор расположен в зоне зацепления гибкого колеса с одним из жестких колес. Зацепление с другим жестким колесом происходит на свободной от генератора части гибкого колеса за счет изгиба его стенки. Ввиду значительной упругой податливости стенки гибкого колеса нагрузочная способность этого зацепления невелика.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является волновая зубчатая передача, содержащая корпус, расположенные в нем ведущий и ведомый валы, гибкое колесо с наружным и внутренним зубчатыми венцами, зацепленные с ними наружное и внутреннеее жесткие зубчатые колеса, одно из которых соединено с ведомым валом, а другое закреплено в корпусе, и два генератора волн, один из которых соединен с ведущим валом и установлен в гибком колесе (2).

Однако второй генератор волн этой передачи также установлен внутри гибкого колеса и соединен с ведущим валом. Связь второго генератора волн с ведущим валом осуществлена посредством вала и дополнительной зубчатой передачи, что усложняет конструкцию. 35

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в волновой зубчатой передаче, содержащей корпус, расположенные в нем ведущий и ведомый валы, гибкое колесо с наружным и 4О внутренним зубчатыми венцами, зацепленные с. ними наружное и внутреннеее жесткие зубчатые колеса, одно из которых соединено с ведомым валом, а другое закреплено в корпусе, и два генератора волн, один 45 из которых соединен с ведущим валом и установлен в гибком колесе, гибкое колесо охвачено вторым генератором волн, установленным с возможностью свободного вращения.

На фиг. 1 показана схема передачи; на 50 фиг. 2 — конструкция в продольном разрезе; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2.

Волновая зубчатая передача содержит корпус 1, расположенные в нем ведущий 2 и ведомый 3 валы, гибкое колесо 4 с наружным 5 и внутренним 6 зубчатыми венцами, зацепленные с ними наружное 7 и внутреннее 8 жесткие зубчатые колеса, колесо 8 соединено с ведомым валом 3, а колесо 7

Г1ЗО7О4

Я 4 5 !У i7 5

7 !2 7

А-Д

Составитель 1. Ступаков

Техред И. Всрес Корректор О. Луговая

Тираж 912 Г1одпнсное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий! 13035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Редактор Л. Лосева

Заказ 9126/27

3 волн к зубчатому колесу 8 при остановленном колесе 7; — число зубьев соответствующих венцов зубчатых колес.

За счет установки второго генератора волн с возможностью свободного вращения, т. е. выполнения его пассивным, упрощается конструкция передачи.

Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи вращения между параллельными валами механизмов и машин с заданным отношением угловых скоростей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх