Дисковый тормоз

 

1. ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ, содержащий привод, неподвижную опору, скобу и фрикционные элементы, закрепленные на скобе, последняя одним, концом шарнирно установлена в осевой колонке на неподвижной опоре, а другим - с возможностью перемещения по дуге, причем неподвижная опора выполнена с выточкой и опорной гранью в ней, между подвижным концом скобы и неподвижной опорой в ее выточке аксиально установлен запорный элемент, а выточка наружной кромкой опорной грани сопряжена с радиальной наклонной поверхностью неподвижной опоры и образует с ней средства удержания и фиксации запорного элемента и скобы , отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации путем повышения надежности крепления скобы и упрощения демонтажа фрикционных элементов средства удержания запорного элемента. --:-.,./ . выполнены на скобе в виде по меньшей мере двух отстоящих в радиальном на-правлении друг от друга упоров с упорными поверхностями, расположенными в плоскости параллельной плосскости перемещения скобы, а запорный элемент вьтолнен из упругого материала в виде удлиненного элемента с опорной аксиальной поверхностью и закреплен средствами удержания на торце скобы с возможностью упругого перемещения в плоскости, каса1ельной к. перемещению скобы, причем упорные поверхности упоров средств удержания обращены одна к другой и i О) параллельны друг другу. 2.Тормоз по п. 1,отличающ и и с я тем, что опорная поверхность неподвижной опоры выполнена плоской и параллельной плоскости упорных поверхностей упоров средств удержания запорного элемента. 3.Тормоз ПОП.1, отличающийся тем, что в скобе выполнено 9 глухое отверстие и в нем закреплен эо один из концов запорного элемента. о ел 4.Тормоз по п. 1,отличаю щ и и с я тем, что один из концов :о запорного элемента вьтолнен со средствами зацепления, в скобе выполнено сквозное отверстие, и в нем с возможностью фиксации средствами зацепления установлен конец запорного злемента . 5.Тормоз по п. 1,отлича ющ и и с я тем, что.запорный элемент выполнен из металлической пружинной проволоки круглого сечения.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

09) (П) 4(51) F 16 D 65/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТУ

М Сф (t ,т Й

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3259645/25-27 (22) 17.03.81 (31) 8005982 (32) 18.03.80 (33) Франция (46) 30. 01. 85. Бюл. Ф 4 (72) Пьер Курбо (Франция) (71) Сосьете Аноним Д.Б.А. (Франция) (53) 62-592(088 ° 8) (56) 1. Патент Великобритании

У 1551313, кл. F 16 D 65/02, 1979.

2. Патент Великобритании

У 1532572, кл. F 16 D 55/224, 1978 (прототнп). (54)(57) l. ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ, содержащий привод, неподвижную опору, скобу и фрикционные элементы, закрепленные на скобе, последняя одним. концом шарнирно .установлена в осевой колонке на неподвижной опоре, а другим — с возможностью перемещения по дуге, причем неподвижная опора выполнена с выточкой и опорной гранью в ней, между подвижным концом скобы и неподвижной опорой в ее выточке аксиально установлен запорный элемент, а выточка наружной кромкой опорной грани сопряжена с радиальной наклонной поверхностью неподвижной опоры и образует с ней средства удержания и фиксации запорного элемента и скобы, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации путем повышения надежности крепления. скобы и упрощения демонтажа фрикционных элементов, сред,ства удержания запорного элемента, выполнены на скобе в виде по меньшей мере двух отстоящих в радиальном на-. правлении друг от друга упоров с упорными поверхностями, расположенными в плоскости параллельной плосскости перемещения скобы, а запорный элемент выполнен нз упругого материала в виде удлиненного элемента с опорной аксиальной поверхностью и закреплен средствами удержания на торце скобы с воэможностью упругого перемещения в плоскости, каса" ельной к перемещению скобы, причем упорные поверхности упоров средств удержания обращены одна к другой и параллельны друг другу.

2. Тормоз по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что опорная поверхность неподвижной опоры выполнена плоской и параллельной плоскости упорных поверхностей упоров средств удержания запорного элемента.

3. Тормоз по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в скобе выполнено глухое отверстие и в нем закреплен один из концов запорного элемента.

4. Тормоз по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что один из концов запорного элемента выполнен со средствами зацепления, в скобе выполнено сквозное отверстие, и в нем с возможностью фиксации средствами зацепления установлен конец запорного эле. мента.

5. Тормоз по п. 1, о т л и ч а ю" шийся тем, что запорный элемент выполнен из металлической пружинной проволоки круглого сечения.

1138053

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению.

Известен дисковый тормоз, содержащий привод, неподвижную опору, тормозной диск с охватывающей его скобой, жестко закрепленной на неподвижной опоре в двух осевых колонках, и фрикционные элементы, закрепленные на неподвижной опоре fl) .

1О Недостатком этого устройства является затрудненный демонтаж фрикционных элементов из-эа того, что скоба не имеет возможности перемещения по дуге и поэтому демонтаж фрикционных элементов может быть осуществлен только в осевом направлении с одной и другой сторон диска.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемо- 2О му эффекту является дисковый тормоз,. содержащий привод, неподвижную опору, на которой шарнирно закреплен один из концов охватывающий тормозной диск скобы. Скоба имеет возможность для 25 облегчения демонтажа фрикционных элементов перемещаться по дуге. В рабочем положении скоба фиксируется средствами ее крепления — запирающим элементом, расположанным между ско- 3О бой, и неподвижной опорой в выемки последней, причем запирающий элемент образован съемной скользящей шпонкой f2) .

Недостатком указанного устройства З являются плохие условия эксплуатации, так как замена фрикционных элементов представляет собой сложную операцию, требующую дополнительного демонтажа скользящей шпонки путем осевого перемещения последней после предварительного удаления двух предох-. ранительных штифтов. Кроме этого, дополнительное крепление запирающего элемента не может способствовать надежности его крепления.

Целью изобретения является улучшение условий эксплуатации путем повышения надежности крепления скобы и упрощение демонтажа фрикционных элементов.

Поставленная цель достигается тем, что в дисковом тормозе, содержащем привод, неподвижную опору, скобу и фрикционные элементы, закреплен-55 ные на скобе, последняя одним концом шарнирно установлена в осевой колонке на неподвижной опоре, а другим— с возможностью перемещения по дуге причем неподвижная опора выполнена с выточкой и опорной гранью в ней, между подвижным концом скобы и неподвижной опорой в ее выточке аксиально установлен запорный элемент, а выточка наружной кромкой опорной грани сопряжена с радиальной наклонной поверхностью неподвижной опоры и образует с ней средства удержания и фиксации запорного элемента и скобы, средства удержания запорного элемента выполнены на скобе в виде по меньшей мере двух отстоящих в ра" диальном направлении друг от друга упоров с упорными поверхностями, расположенными в плоскости параллельной плоскости перемещения скобы, а запорный элемент выполнен из упругого материала в виде удлиненного элемента с опорной аксиальной поверхностью и закреплен средствами удержания на торце скобы. с возможностью упругого перемещения в плоскости, касательной к перемещению скобы, при чем упорные поверхности упоров средств удержания обращены одна к другой и параллельны друг другу.

Кроме этого, опорная поверхность неподвижной опоры выполнена плоской и параллельной плоскости упорных поверхностей упоров средств удержа- ния запорного элемента.

В скобе выполнено глухое отверстие и в нем закреплен один из концов запорного элемента.

Один из концов запорного элемента выполнен со средствами зацепления, в скобе выполнено сквозное отверстие, и в нем с возможностью фиксации средствами зацепления установлен конец запорного элемента.

Запорный элемент может быть выполнен из металлической пружинной проволоки круглого сечения.

На фиг. 1 схематически показан дисковый тормоз, вид сверху; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг; 3; на фиг. 5 — детальный вид, показывающий запирающий элемент дискового тормоза, которое он занимает при сборке тормоза; на фиг. 6 — частичный вид сверху варианта осуществления запирающего элемента дискового тормоза, на фиг. 7вариант выполнения и установки запирающего элемента.

1138053 4 пирающий элемент 1Ü опирается своим выступом 20 на торец 21 скобы и упру.

ro прижимается к названному торцу и к выемке 22, образованной на плече

23 неподвижной опоры 2. Выемка 22 содержит плоскую опорную поверхность

24, расположенную параллельно оси тормозного диска 9. При этом основная ветвь 17 запирающего элемента 16

10 удерживается в контакте с опорной поверхностью 24 с помощью пружины 25.

Пружина 25 представляет собой пружину из листовой стали, которая закрепле- . на на скобе 1 и которая опирается на фрикционные элементы 4 и 5 ° Концы 26 и 27 ветвей пружины 25 опираются на внутреннюю поверхность 28 ая выгиба скобы 1, чтобы распределять опорное усилие, каким бы ни бып недостаток формы выгиба скобы. Пружина 25 закреплена на выгибе скобы 1 с помощью своей центральной части 29, которая упруго вставлена в отверстие

30 выгиба скобы l. Пружина 25 таким образом закрепляется на скобе и осью тается жестко связанной с этой последней при разборке тормоза. Как это показано на фиг. 2, пружина 25 опирается на центральные части 31

30 наружных Верхних краев опорных пляс тин 7 и 8 фрикционных элементов и перемещает скобу 1 в направлении, указанном стрелкой Г. Таким образом, пружина 25 выполняет двойную роль: во-первых, удерживает основную ветвь

35 . 17 запирающего элемента 16 в контакте с опорной поверхностью 24; во-вторых, действует в качестве глушителя шума для фрикционных элементов 4 и 5

tM 40 и способствует перемещению по дуге скобы 1. Согласно изобретению, предусмотрены средства для удержания элемента 16. Эти средства образованы двумя плоскими поверхностями 32 и 33, 45 выполненными на двух выступах 34 и

35, выполненных заодно целое со скобой 1 и идущих от торца 21 последней

Дисковый тормоз (фиг. 1-5) содержит скобу 1., установленную с возможностью перемещения на неподвижной опоре 2. Приводные средства установ— лены на скобе 1 и включают в себя гидравлический тормозной привод 3, непосредственно воздействующий на фрикционные элементы 4 и 5. Привод содержит поршень 6, опорные пластины 7 и 8 и цилиндр, роль которого выполняет скоба 1. Фрикционные элементы расположены по обе стороны тормозного диска 9 с возможностью взаимодействия с его тормозными поверхностями 10 и 11.

Как это показано, в частности, на фиг. 2 и 3, неподвижная опора 2 снабжена центральным отверстием, кр которого поддерживают, при закрепле нии и при перемещении, опорные плас тины 7 и 8 фрикционных элементов .4 и 5 таким образом, что неподвижная опора 2 образует для последних опор ный элемент.

Скоба 1 установлена с возможност перемещения по дуге на неподвижной опоре 2 посредством осевой колонки 12. В данном случае, в частности показано фиг..1), что колонка 12 жестко связана с неподвижной опорой резьбовым соединением 13. Колонка 1 перемещается в отверстии 14» выполненном на одном из концов 15 скобы

Для фиксации скобы 1 в рабочем поло женин в конструкции дискового тормо за предусмотрен запирающий элемент

16, расположенный в осевом направ ленин между скобой 1 и неподвижной опорой 2. Запирающий элемент 16 о6р зован упругим элементом, выполненнь в виде металлической цилиндрической пружинной проволоки. Основная ветвь

17 запирающего элемента 16 расположена в плоскости, параллельной плос кости, касательной к перемещению скобы 1. Запирающий элемент 16 закреплен на скобе 1 одним из своих концов 18. Конец 18 запирающего элемента 16 образует вместе с основной ветвью 17, размещенной на торце под- 50 вижного конца скобы 1 угол, равный

90 (фиг. 4) и туго посажен в глухое отверстие 19, выполненное в выступакщей части Ж скобы 1. Как это можно видеть из фиг. I, основная ветвь 17 55 запирающего элемента 16 снабжена изогнутой частью или опорным выступом 20, имеющим форму буквы S. 3aПлоские поверхности 32 и 33

1 фиг. 2 и 3) параллельны плоскости перемещения запирающего элемента 16 и отстоят на расстояние 2, несколько превыщающее диаметр проволоки, образующей запирающий элемент 16, чтобы обеспечить перемещение этого элемента между прверхностями 32 и 33. Когда скоба занимает свое нормальное. рабочее положение, удерживающие поверхности 32 и 33 параллельны опорной по1138053 дующим образом. верхности 24, образованной на плече . 23 .неподвижной, опоры (фиг. 4) .

Чтобы избежать слишком больших деформаций основной ветви 17 запирающего элемента 16, на скобе 1"предусмотрена упорная поверхность 36, расположенная параллельно поверхнос" тям 32 и 33 и образованная на дополнительном выступе 37, выполненном за одно целое со скобой l. Благодаря 10 упорной поверхности 36, конец 38 основной ветви 17 не может деформироваться в направлении, указанном стрелкой И на фиг. 4. Таким образом, предупреждается случайное смещение . 15 запирающего элемента 16 под действием нагрузки, прилагаемой на скобу 1 пружиной 25. Д.,-с безопасности, кроме того, предусмотрен предохранительный штифт 39, который фиксирует конец 38 20 основной ветви 17 относительно выступа 37. Штифт 39 упруго установлен в отверстии 40, высверленном в выступе 37.

Между торцом 41 плеча 23 и торцом

42 дополнительного выступа 37 выполнен функциональный зазор (фиг. 1). Этот функциональный зазор обеспечивает возможность поворота скобы 1 вокруг осевой колонки 12 при сборке тормоза. После нескольких торможений пос,тепенный износ фрикционного элемента 5 вызывает постепенное смещение скобы 1 в направлении, укаэанном стрелкой Е (фиг. 1 и 4), причем то35 рец 42 перемещается в том же направлении. Благодаря этому смещению, боковой торец 42 и упорная поверхность

36 постепенно занимают положение на40 против плоской опорной поверхности

24, образованной на выступе. Этим самым предупреждается всякое случайное смещение скобы 1 в направлении, указанном стрелкой Г, даже в случае

45 разрыва запирающего элемента 16.

Плечо 23 неподвижной опоры 2 сна жено наклонной поверхностью 43 (фиг. 2). Наклонная поверхность 43 направляет перемещение основной вет- 5 ви 17 запирающего элемента )6, с преодолением его собственной упругости, при повороте скобы к ее нормальному рабочему положению вокруг осевой колонки 12. Наклонная поверхность 43 сопряжена с опорной поверхностью 24 с возможностью образования средств крепления и фиксации скобы 1.

На фиг. 6 и 7 показан вариант осуществления изобретения, который отличается, в основном, от первого варианта осуществления креплением конца запирающего элемента на скобе.

Конец 18 запирающего элемента 16 образован цилиндрической частью 44 из металлической проволоки, помещенной в сквозное отверстие 45, выполненном в выступающей части ж скобы l.

Конец 18, таким образом, закреплен в сквозном отверстии 45 и упруго .удерживается напротив опорной поверхности 24, Кроме этого, конец 18 снабжен средствами фиксации 46, взаимодейству ющими с выступающей частью скобы, чтобы предотвратить случайное смещение цилиндрической части конца 18 из сквозного отверстия 45. Средства фиксации 46 образованы петлей, выполненной на конце цилиндрической части 44, крайняя ветвь 47 которой может взаимодействовать с боковой поверхностью 48, образованной на выступе скобы 1.

Запирающий элемент 16 может быть закреплен на неподвижной опоре 2. В этом случае наклонная поверхность

43 должна быть образована на скобе 1..

Кроме этого, опорная поверхность 24 может содержать вторую опорную по-. верхность, позволяющую избежать выпадение скобы 1 в направлении, указанном стрелкой С.

Дисковый тормоз работает следующим образом.

При создании давления в цилиндре привода 3 поршень 6, перемещаясь, воздействует на фрикционный элемент через опорную пластину 7. В то же время давление в цилиндре заставля етперемещаться скобу 1 в направлении,, противоположном движению поршня 6.

Это позволяет .произвести воздействие на фрикционный элемент через опорную

4 пластину 8. Тормоз включен.

Сборка тормоза производится слеУстановив фрикционные элементы 4 и 5 на поверхностях перемещения неподвижной опоры 2, перемещают скобу 1 по колонке 12 до тех пор, пока она не будет находиться над фрикционнымн элементами. Затем можно, благодаря функциональному зазору 1(повернуть скобу вокруг колонки 12 в направленчи, указанном стрелкой С на фиг. 2.

1138

При этом повороте, как это указано стрелками И, запирающий элемент 16 описывает часть окружности, чтобы придти в контакт с верхней частью наклонной поверхности 43. В то же 5 время отверстие 30 пружины 25 вступает в контакт с верхними центральными частями опорных пластин 7 и 8 фрикционных элементов 4 и 5. Опера,.тор должен в таком случае приложить дополнительное усилие на выгиб ско-; бы 1 в направлении, указанном стрел-. кой С, чтобы сжать пружину 25 и вызвать перемещение основной ветви 17 запирающего элемента 16 по наклонной 15 поверхности 43 и в направлении, указанном стрелкой Д (фиг. 1). Благодаря комбинированному перемещению: основной ветви 17 в .направлениях С и

Д укаэанная ветвь устанавливается в 20 крайнее положение, показанное на

:фиг. 5, которое она занимает до того, как скоба достигнет своего нормального рабочего положения, т.е. да того, как ветвь придет в контакт с 25 опорной поверхностью 24 и запрет, таким образом, скобу в ее рабочем положении. В этом положении основ.ная ветвь 17 упруго опирается на опорную поверхность 24 и удержива- 30 ется в контакте с ней благодаря дей053 8 ствию пружины 25. Предохранительный штифт 39 устанавливается в отверстие 40 в скобе 1.

Когда оператор решает произвести замену фрикционных элементов, он действует следующим образом. После того, как вынут предохранительный штифт 39, оператор отжимает основную веiвь 17 запирающего элемента 16 в направлении, указанном стрелкой Д, воздействуя на эту ветвь в точке, расположенной между выступом 35 и плечом 23 неподвижной опоры 2, опи" раясь на опору 2. При отжатии основной ветви 17 она перемещается в . направлении, обратном направлению показанному стрелками Л (фиг. 2).

Это перемещение происходит автоматически под действием упругой нагрузки, создаваемой пружиной 25, как только основная ветвь 17 прошла концевой край наклонной поверхности

43. Оператор в таком случае может полностью повернуть скобу 1 в направлении, указанном стрелкой Г, и произвести замену фрикционных элементов. Когда эти фрикционные элементы заменены, оператор поворачивает скобу! в направлении, указанном стрелкой С таким образом, как это было описано.

1138053

11 38053

ФигЗ

6-в

17 Б

1138053

Фиг.б

1138053

Фиа7

Составитель В. Розанов

Техред С.Легеза Корректор Л. Пилипенко

Редактор С. Тимохина

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 10570/45 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

no,äåëàì изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.q д. 4/5

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к материалам, применяемым в качестве визгоподавляющих прокладок

Изобретение относится к области изготовления тормозных дисков из композиционных материалов и, более конкретно изготовления волокнистых заготовок, предназначенных для изготовления тормозных дисков

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к области автомобильной промышленности, в частности к тормозным механизмам различных транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным колодкам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам испытания фрикционных изделий
Наверх