Двусторонняя фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением

 

ДВУСТОРОННЯЯ ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ, содержащая вал, ведущие и ведомые фрикционные элементы, соединенные с помощью шлицевого соединения соответственно с валом и выходными звеньями муфты, диск, жестко закрепленный на валу, корпус,обхватывающий диск и вал и установленный с возможностью осевого перемещения, при этом корпус уплотнен по валу и по периферии диска с образованием двух рабочих полостей, каждая из которых связана с источником рабочей . среды, причем корпус взаимодействует боковыми поверхностями с фрикционными элементами муфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и плавности работы муфты, в корпусе размещена камера, снабженная дренажньм и переливным каналами , последний из которых сообщает камеру с рабочими полостями, причем в камере размещен запорный элемент, взаимодействующий с седлом, а пере (Л ливной канал выполнен с возможностью перекрытия его периферийной частью диска в нейтральном положении муфты.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ()9) (! 1) 4(51) F 16 D 25/063

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Г)О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3298591/25-27 (22} 10.06.8l (46) 07.02.85. Бюл. М 5 (72) 10. А. Жиндарев (71) Калужский ордена Октябрьской

Революции машиностроительный завод (53) 671.825.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 182448, кл. Р 16 D 25/063, 1964.

2. Патент Великобритании

-М 1371478, кл. E 2 С,опублик. 1974 (прототип). (54)(57) ДВУСТОРОННЯЯ ФРИКДИОННАЯ

МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ

VIIPABJIEHIIEM, содержащая вал, ведущие и ведомые фрпкционные элементы, соединенные с помощью шлицевого соединения соответственно с валом и выходными звеньями муфты, диск, жестко закрепленный на валу, корпус,обхватывающий диск и вал и установленный с возможностью осевого перемещения, при этом корпус уплотнен по валу и по периферии диска с образованием двух рабочих полостей, каждая иэ которых связана с источником рабочей среды, причем корпус взаимодействует боковымн поверхностями с фрикционными элементами муфты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и плавности работы муфты, в корпусе размещена камера, снабженная дренажным и переливным каналами, последний из которых сообщает камеру с рабочими полостями, причем в камере размещен эапорный элемент, взаимодействующий с седлом, а переIIHBHoH канал выполнен с воэможностью перекрытия его периферийной частью диска в нейтральном положении муфты.

1138561

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двусторонним фрикционным многодисковым муфтам с гидравлическим управлением.

Известна двусторонняя фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением, содержащая пакеты фрикционных элементов, вал с каналами подвода рабочей жидкости, установленные неподвижно на валу поршни и вращаю- 1О щийся гидроцилиндр двустороннего действия (11 .

Недостатком данного устройства является то, что гидроуправление муфты имеет сложную конструкцию, IS обусловленную наличием большого количестна уплотняемых полостей гидроцилиндра, сложного кранового распределителя, двух дополнительных каналов для подвода рабочей жидкости. Кроме того, конструкция муфты имеет большие осевые габариты.

Известна также двусторонняя фрикционная многодисковая муфта, содержащая ведущие и ведомые фрикционные элемен- 25 ты, соединенные с помощью шлицевого соединения соответственно с валом и выходными звеньями муфты, диск, жест-. ко закрепленный на валу возвратны кольцевые пружины, корпус, обхватываю— щий диск и вал и установленный с воз-. можностью осевого перемещения и взаимодействия с фрикционными элементами муфты, при этом, корпус уплотнен по валу и по гериферии диска с образованием двух рабочих полостей, каждая из которых связана с источником г,-1 рабочей среды !21.

Недостатком известной муфты является то, что наличие возвратных пру- 40 жин требует затрат дополнительньгх усилий при включении муфты. Кроме того меняющееся усилие срабатывания

l пружин снижает надежность работы устройства и изменяет плавность сраба- 4S тывания муфты при выключении, 1

Цель изобретения — повышение надежности и плавности работы муфты при сохранении простоты ее конструкции путем использования разности давлений от центробежных сил жидкости в полостях вращающегося корпуса для вывода муфты в нейтральное положение при устранении возвратных пружин.

Цель достигается тем, что в двусторонней фрикционной многодисковой муфте с гидравлическим управлением, содержащей вал, ведущие и ведомые фрикционные элементы, соединенные с помощью шлицевого соединения соответственно с валом и выходными звеньями муфты, диск, жестко закрепленный на валу, корпус, обхватывающий диск и вал и установленный с возможностью осевого перемещения, при этом корпус уплотнен по валу и по периферии диска с образованием двух рабочих полостей, каждая из которых связана с источником рабочей среды, причем корпус asà-. имодействует боковыми поверхностями с фрикционными элементами муфты, в корпусе размешена камера., снабженная дренажным и переливным каналами, г,.следний из которых со:.бщает ка:1еру с рабочими полостями,, причем в камере размещен запорный : .«ь.ент, взаимодействующий с с;длом, а переливной канал выполнен с возможностью перекрытия его периферийной частью диска в нейтральном положении муфты.

На фиг.! изображена муфта в нейтральном положении, продольный разрез; на фиг.2 — то же, BG включенном состоянии.

Двусторонняя фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением содержит диск (неподвижный поршень) 1, жестко соединенный с ведущим валом 2, неподвижно установленные на валу ступицы 3, на шлицах которых установлены два комплекта ведущих фрикционных элементов (дисков) 4.

Два комплекта ведомых фрикционных элементов (дисков) 5 находятся в шлицевом соединении с барабанами 6, которые крепятся к выходным звеньям (шестерням) 7 и 8. На ступицпх 3 установлены неподвижно упорные диски 9, Между пакетами фрикционных элементов установлен корпус 10, выполняющий функции гидроцилиндра двустороннего действия, корпус разделен диском 1 с уплотнительным элементом (кольцом) ll на две полости 12 и 13. В корпусе расположена по крайней мере одна камера с запорным элементом 14 (шариковый центробежный клапан), сообщающаяся с дренажом (сливом) через дренажный (сливной) канал 15. Переливной канал 16 расположен на внутренней рабочей поверхности корпуса и при отсутствии взаимодействия запорного элемен- та с седлом сообщает через камеру с дренажным каналом одну из рабочих полостей корпуса. Корпус вращается вместе с валом 2 и диском 1 и фиксиЗС

Включение :! выключение правого фрикт чонз производится аналогичным образом, Применение предла аемой конструкции муфты позволяет эа счет исключе35 ния возвратных пружин повысить надежность работы муфты, повысить плагность срабатывания муфгы, а также сохранить простую ее конструкцию.

3 ll38 руется от проворота пальцем 17, Подвод рабочей жидкости в полости 12 и

13 осуществляегся по каналам 18 и 19, Конструктивно корпус 10 может быть выполнен из ðeõ частей: двух крышек и цилиндра, соединенных между собой. Два пальца 17, расположенные диаметрально противоположно> неподвижно соединены с диском l. P, торцах диска высверлены углубления, в кото рые входят пальцы 17.

Данное устройство работоспособно с одним, двумя и большим количеством камер с запорным элементом. Количество камер н их параметры определяются в каждом конкретном случае расчетным путем.

Устройство работает следующим образом.

Для включения левого фрикциона (фиг.2) рабочая жидкость от насоса через распределительное устройство (не показано) подается под давлением по каналу 18 в полость 12. Корпус 10 перемещается влево, прижимая пакет фрикционных элементов к упорному диску 9. Вращение от вала 2 передается на шестерню 7. Запорный элемент прижат давлением жидкости к седлу разобщая каналы 15 и 16, т.е, разобщает полость 12 от слива. Канал

19 через распределительное устройство сообщен со сливом, полость 13 заполнена жидкостью без давления иэ системы управления. При выключении фрикционной муфты распределительное уст- ройство прекращает подачу жидкости под давлением (разобщает полости от насоса) в рабочие полости 12 и 13 и

561 4 сообщает каналы 18 и 19 со сливной магистра:-ью с,.сгемы управлския, о-куда рабочая жидкость без давления поступает в полости 12 и 13. При этом запорный элемент отбрасывается центробежной силой от седла и полость 12 сообщается со сливом в картер чере".-. каналы 16 15. Слив через каналы

16 и 15 происходит интенсивкге, чем пополнение иэ сливной магие",ðали системы управления, и полост 12 опорожняется. Во вращающемся корпус р давление жидкости распределяется по параболическому закону и в заполненной (иэ сливной магистра|к! системь1 управления) полости 13 оно распределяетс. по всей высоте по iocI II и будет богп-шим, чем в опрожняемой полости 12, где жидкость распределена не чо высоте полости. Вследствие разнос; давлений возникает результирующее у=илие, которое перемещает корпус вправо до тех пор, пока канал 16 не перекро-ется кольцом ll. Слив рабочей жидкости из полости 12 через каналы 16 и 15 прекращается, давления жидкости от центробежных сил по обе стороны диска

1 срагнивают.-.я, корпус фиксируется в среднем (нейтра,ьно ) положении.

1138561

Составитель 1б. Доможилов

Редактор H. Яцола Техред А.Бабинец Корректор С. Шекмар аказ 10661/26 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПП11 "Патент", г. Ужгород, у."., Проектная, 4

Двусторонняя фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением Двусторонняя фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением Двусторонняя фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением Двусторонняя фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх