Устройство для контроля прогрева цилиндра турбины

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕВА ЦИЛИНДРА ТУРБИНЫ, содержащее датчики температур статора, подключенные к входам блока вычисления среднемассовой температуры статора, выход которого подключен к одному из входов блока вычисления среднемассовой температуры ротора , а к другим - датчик относительного удлинения ротора и через функциональный преобразователь датчик частоты вращения ротора, блок вычисления характерной температуры ротора, к входам которого подключены датчик режима работы турбины и выход блока вычисления среднемассовой температуры ротора, и блок вычисления характерной разности температур ротора, соединенный входами с выходом блока вычисления характерной температуры ротора, датчиком режима работы турбины и датчиком температуры пара в характерной точке, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля путем учета влияния температуры масла в подщипниках ij температуры пара на концевые уплотнения , оно снабжено датчиками осевого перемещения корпусов подшипников цилиндра, датчиками температур масла в подшипниках цилиндра, датчиками температур пара, подаваемого на концевые уплотнения цилиндра, сумматором и компаратором, причем датчики осевого перемещения корпусов подключены к входам сумматора вместе с выходом блока вычисления среднемассовой температуры статора, выходы сумматора соединены с входом блока вычисления среднемассовой температзгры ротора и входом компаратора , а датчики температуры масла сд в подшипниках и датчики температуры -si пара, подаваемого на уплотнения, &чЭ подключены к входам блока вычисления KJ характерной температуры ротора.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„ЯО„„3 157270

4(51) F 01 D 19/02

ОЛЙОАНКЕ ИЗОБРЕТГЙИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3673877/24-06 (22) 15. 12. 83 (46) 23.05.85. Бюл. У 19 (72) В.Л. Похорилер и А.И. Шкляр (71) Уральский политехнический институт им. С.И. Кирова (53) 621. 165-57 (088, 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

И 907277, кл. F 01 D 19/02, 1980. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ПРОГРЕВА ЦИЛИНДРА ТУРБИНЫ, содержащее датчики температур статора, подключенные к .входам блока вычисления среднемассовой температуры статора, выход которого подключен к одному из входов блока вычисления среднемассовой температуры ротора, а к другим — датчик относительного удлинения ротора и через функциональный преобразователь датчик частоты вращения ротора, блок вычисления характерной температуры ротора, к входам которого подключены датчик режима работы турбины и вьыод блока вычисления среднемассовой температуры ротора, и блок вычисления характерной разности температур ротора, соединенный входами с выходом блока вычисления характерной температуры ротора, дат.чиком режима работы турбины и датчиком температуры пара в характерной точке, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля путем учета влияния температуры масла в подшипниках н температуры пара на концевые уплотнения, оно снабжено датчиками осевого перемещения корпусов подшипников цилиндра, датчиками температур масла в подшипниках цилиндра, датчиками температур пара, подаваемого на концевые уплотнения цилиндра, сумматором н компаратором, причем датчики осевого перемещения корпусов подключены к входам сумматора вместе с выходом блока вычисления среднемассовой температуры статора, выходы сумматора соединены с входом блока вычисления среднемассовой температуры ротора и входом компаратора, а датчики температуры масла в подшипниках и датчики температуры пара, подаваемого на уплотнения, подключены к входам блока вычисления

- характерной температуры ротора.

270 2 пературы ротора и блок вычисления характерной разности температур ротора, соединенный входами с выходом блока вычисления характерной температуры ротора, датчиком режима работы турбины и датчиком температуры пара в характерной точке, снабжено датчиками осевого перемещения корпусов подшипников цилиндра, датчиками температур масла в подшипниках цилиндра, датчиками температур пара, подаваемого на концевые уплотнения цилиндра, сумматором и компаратором, причем датчики осевого перемещения корпусов подшипников подключены к входам сумматора вместе с выходом блока вычисления среднемассовой температуры статора, выходы сумматора соединены с входом блока вычисления среднемассовой температуры ротора и входом компаратора, а датчики температуры масла в подшипниках и датчики температуры пара, подаваемого на уплотнения, подключены к входам блока вычисления характерной температуры ротора.

На чертеже показана схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит датчики 1 температур статора, датчик 2 относительного удлинения ротора, датчик

3 частоты вращения ротора, датчики

4 осевого перемещения корпусов подшипников цилиндра турбины, датчик 5 температуры пара в характерном сечении ротора, датчик б режима работы турбины, датчики 7 температур масла в подшипниках, датчики 8 температур пара, подаваемого на концевые уплотнения цилиндра, соединенные последовательно блок 9 вычисления среднемассовой температуры статора, блок

10 вычисления среднемассовой температуры ротора, блок 11 вычисления характерной температуры ротора, блок

12 вычисления характерной разности температур ротора, а также функцио нальный преобразователь 13, сумматор 14 и компаратор 15. Датчики температур статора подключены к входам блока 9 вычисления среднемассовой температуры статора, своим выходом соединенного с входами блока 10 вычисления среднемассовой температуры ротора, входы которого соединены также с датчиком

2 относительного удлинения ротора, датчиком 3 частоты вращения ротора через функциональный преобразоваДля достижения поставленной цели устройство для контроля прогрева цилиндра турбины, содержащее датчики температур статора, подключенные к входам блока вычисления среднемассовой температуры статора, выход которого подключен к одному из входов блока вычисления среднемассовой тем- 50 пературы ротора, а к другим — датчик относительного удлинения ротора и через функциональный преобразователь датчик частоть1 вращения ротора, блок вычисления характерной температуры ротора, к входам которого подключены датчик режима работы турбины и выход ,блока вычисления среднемассовой темИзобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано на электростанциях для автоматизации контроля и управления при переменных режимах паровых турбин.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для контроля прогрева цилиндра турбины, содержащее датчики температур статора, подключенные к входам блока вычисле- 10 ния среднемассовой температуры статора, выход которого подключен к одному иэ входов блока вычисления среднемассовой температуры ротора, а к другим — датчик относительного удлинения ротора и через функциональный преобразователь датчик частоты вращения ротора, блок вычисления характерной температуры ротора, к входам которого подключены датчик режима работы турбины и выход блока вычисления среднемассовой температуры ротора, и блок вычисления характерной разности температур ротора, соединенный входами с выходом блока вычисления характерной температуры ротора, датчиком режима работы турбины и датчиком температуры пара в характерной точке i1j.

Недостатком известного устройства является несколько пониженная точность контроля из-за отсутствия учета целого ряда эксплуатационных факторов, в том числе температуры масла в подшипниках и температуры пара, подаваемого на концевые уплотнения.

Цель изобретения — повышение точности контроля путем учета влияния температуры масла в подшипниках и температуры пара, подаваемого на концевые уплотнения, 1

3 1157 тель 13 и первым выходом сумматора

14, к входам которого подключены датчики 4 осевого перемещения корпусов подшипников цилиндра и выход. блока 9 вычисления среднемассовой

5 температуры статора.

Блоки 9 и 10 вычисления среднемассовых температур статора и ротора соответственно выполнены в виде суммирующих усилителей.

Функциональный преобразователь

13 реализует зависимость k„n, где постоянный коэффициент; n— частота вращения ротора.

Выход блока 10 вычисления среднемассовой температуры ротора подключен к входам блока 11 вычисления характерной температуры ротора, куда. через второй функциональный преобразователь 16 подключен также датчик 6 режима работы турбины, датчики

7 температур масла в подшипниках и датчики 8 температур пара, подаваемого на концевые уплотнения цилиндра. Блок 11 содержит первый суммирующий элемент 17, входы которого сое25 динены с входами блока 11, а выход подключен к первому входу умножителя 18, второй вход которого соединен через первый линейный преобразователь

19 с входом блока 11, к которому под-ЗО. ключен датчик 6 режима работы через второй функциональный преобразователь

16, выход умножителя 18,подключен к первому входу второго суммирующего элемента 20, второй вход которого 35 через второй линейный преобразователь

21 также соединен с входом блока 11, к которому подключен датчик 6 режима работы турбины.

Структура блока 10 вычисления <0 среднемассовой температуры ротора соответствует случаю, когда в каче-. стве датчика 6 режима работы турбины используется датчик давления пара P в характерной точке проточной части 45 цилиндра. В этом случае второй функциональный преобразователь 16 реализует фуикцию, G = k 1ГР -k, первий линейный преобразователь 19 — функцию k

G — расход пара.

Выход блока 11 подключен к входам блока 12 вычисления характерной раз- 55 ности температур ротора, куда подключены также через функциональный преобразователь 16 датчик режима работы

270 4 турбины 6 и датчик 5 температуры пара в характерном сечении ротора.

Блок 12 содержит элемент 22 дифференцирования, вход которого соединен с входом блока 12, а выход подключен к первому входу элемента 23 деления, к второму входу которого через третий линейный преобразователь 24 подключен вход блока 12. Выход элемента 23 деления подключен к первому входу третьего суммирующего элемента 25, второй и третий входы которого соединены с входами блока 12, выход которого является первым выходом устройства. Вторым выходом устройства является выход компаратора 15, вход которого соединен с вторым выходом сумматора 14.

Третий линейный преобразователь

24 реализует функцию k С + k, где и kö- постоянные величины.

Устройство работает следующим образом.

Сигналы от датчиков 1 температур статора суммируются и усиливаются в блоке 9, на выходе которого формируется сигнал, пропорциональный среднемассовой температуре статора поступающий на вход сумматора

14. Коэффициент усиления g по этому входу выбирают таким образом, что величина eL 4 пропорциональна величине теплового расширения статора при данном температурном состоянии цилиндра турбины и при отсутствии ограничений, препятствующих свободному тепловому расширению статора.

Сигнал одного из датчиков 4, замеряющего осевое перемещение корпуса подшипника, представляющего опору статора цилиндра, наиболее удаленную от фикс-пункта турбины, входит в сумму, формируемую сумматором 14, со знаком "минус", а сигнал второго датчика 4, замеряющего осевое перемещение корпуса подшипника цилиндра, наиболее близкого к фикс-пункту турбины — со знаком

"плюс". Разность сигналов, поступающих от двух датчиков 4, характеризует фактическое осевое перемещение одного конца статора цилиндра по отношению к другому его концу.

Алгебраическое суммирование сигналов, поступающих по всем трем входам сумматора 14, с учетом указанных знаков этих сигналов обеспечивает формирование на его выходе сигнала, который пропорционален ве1157270 личине af«разности расширения ста- тора, определенного по его среднемассовой температуре, и расширения статора, замеренного датчиками 4.

Положительное значение сигнала на выходе сумматора 14 характеризует ограничение свободного теплового расширения статора, которое может быть вызвано, например, защемлением в направляющих шпонках. При 16 превьш|ении сигналом на выходе сумматора 14 некоторого предела компаратор 15 вырабатывает сигнал, предупреждающий о наличии защемления в направляющих шпонках, ограничиваю- 15 щих свободу теплового расширения статора.

Сигнал по величине среднемассовой температуры статора tc с выхода блока 9 поступает на вход блока 10Ä 26 коэффициент усиления по этому входу — величина " tс пропорциональна величине свободного теплового расширения статора. В блоке 10 этот сигнал суммируется с сигналом 35 от датчика 2, пропорциональным величине относительного удлинения ротора У,, и сигналом от датчика 3 частоты вращения ротора, который после преобразования н функциональ- щ ном преобразователе 13 характеризует величину изменения длины ротора под воздействием центробежных сил

hP = k n . Из суммы перечисленных

P сигналов вычитается сигнал, поступающий от сумматора 14 и пропорциональный величине д, Суммирование сигналов от блока 9, датчика 2, функционального преобразователя 13 и сумматора 14 (с учетом знака последнего сигнала) обеспечивает формирование на выходе блока 10 сигнала, пропорционального среднемассовой температуре ротора, определенной по его полной длине:

t 1 lg tc + dp+ hPp BPc„j

Этот сигнал поступает на вход первого суммирующего элемента 17 бло- "@ ка 11, на четыре остальных входа этого элемента поступают сигналы, пропорциональные температурам масла, омывающего ротор в подшипниках, и температурам пара, подаваемого на уплотнения цилиндра. Вычитание из сигнала, пропорционального среднемассовой температуре ротора t, определенного по его полной длине, указанных ,температур с весовыми коэффициентами, пропорциональными доле длин участков ротора, омываемых маслом и паром, подаваемым на уплотнения, обеспечивает формирование на выходе первого суммирующего элемента 17 сигнала, пропорционального среднемассовой температуре t участка ротора, омыва.

Р8 емого рабочим паром.

От датчика 6 режима работы турбины на вход второго функционального преоб— разователя 16 поступает сигнал, пропорциональный давлению пара P в характерной точке проточной части, при этом на выходе преобразователя 16 формируется сигнал по расходу пара G через проточную часть цилиндра, который через вход блока 11 поступает на входы первого 19 и второго 21 линейных преобразователей. Сигнал с выхода первого линейного преобразователя

19 А„ = 1с С + kz в умножителе 18 перемножается с сигналом, пропорцио— нальным среднемассовой температуре

t" обогреваемого рабочим паром учаРх стка ротора, поступающим с выхода первого суммирующего элемента 17.

Сигнал, пропорциональный полученному произведению, во втором суммирующем элементе 20 суммируется с сигналом А, = k

20 формируется сигнал, пропорциональ ный характерйой теМпературе в сечении ротора, например среднеинтегральной по сечению температуре t . Этот сигнал поступает на вход блока 12 и далее на вход элемента 22 диффе— ренцирования, на выходе которого формируется сигнал по величине про.изводной характерной температуры с1 по времени . Сигнал по величине

) расхода пара G через проточную часть цилиндра с выхода преобразователя

16 поступает на вход блока 12 и далее на вход третьего линейного преобразователя 24, на выходе которого формируется сигнал по значению

В. критерия Био, характеризующего

i интенсивность теплообмена между паром и ротором в характерном сечении.

Функция, реализуемая преобразо

1157 вателем 24, о((рецеляется .(ввиснмо(-тью где (. и 1(. — ((остоянные величинь(.

11 11

Сигнал с выхода элемента 22 дифференцирования поступает »а первый вход элемента 23 деления, на второй вход которого поступает сигнал с выхода третьего линейного преобразова— 10 теля 24. Формирующийся на выходе элемента 23 деления сигнал, пропорцио 1З нальный — — >подается на вход

8; ъ 15 третьего суммирующего элемента 25, на два других входа которого поступают сигнал по величине температуры пара „ в характерном сечении ротора от блока 12, соединенного с 20 датчиком 5 температуры пара в характерном сечении ротора, и сигнал по величине характерной температуры t.

Р ротора от блока 12. Алгебраическое суммирование этих сигналов в третьем 25 суммирующем элементе 25 обеспечивает формирование на его выходе сигнала, пропорционального характерной разности температур в роторе: разности температуры обогреваемой поверхности gp

? 70

8 и среднеш(те(ральной по сечeHH_#_ ро тора температурл(.

Таким образом, изобретение позволяет повысить точность контроля прогрева ротора за счет учета влияния температур ротора на участках, омь ваемых маслом и паром, подаваемым на уплотнения цилиндра, на среднемассовую температуру ротора и за счет учета ограничения свободы теплового расширения статора вследствие защемления в направляющих шпонках.Кроме того, в устройстве формируется сигнал, предупреждающий оперативный персонал о возникновении защемления, что.повышает точность контроля прогрева цилиндра и позволяет повысить надежность турбины в переменных, в том числе и пусковых режимах.

Технико-экономические преимущества изобретения заключаются в возможности сокращения продолжительности пуска турбины, снижения эксплуатационных издержек на пусковое топливо, изменения эксплуатационных издержек на топливо в энергосистеме эа счет вытеснения блоком резервных мощностей и сокращения ущерба потребителя от недоотпуска электроэнергии.

1!з./? 70

Составитель А. Калашников

Редактор И. Николайчук ТехредЖ.Кастелевич Корректор 0 Пуговая

Заказ 3309/34 Тираж 497 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., p. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля прогрева цилиндра турбины Устройство для контроля прогрева цилиндра турбины Устройство для контроля прогрева цилиндра турбины Устройство для контроля прогрева цилиндра турбины Устройство для контроля прогрева цилиндра турбины Устройство для контроля прогрева цилиндра турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу для охлаждения частичной турбины низкого давления, включенной в пароводяной контур паровой турбины, при котором теплоноситель течет через частичную турбину низкого давления, в частности в режиме холостого хода

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле за переменными режимами работы паровых турбин
Наверх