Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от анормального режима

 

COIO3 COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (191 (13)i

SU, 1900 А

{5Ц4 H 02 Н 7/О&

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3642067/24 — 07 (22) 19.09.83 (46) 07.08.85. Бюл. Р 29 (72) А. Я. Зотов (71) Ульяновский политехнический институт (53) 621.316.925 (088.8) (56) Гессен В. Ю. и Григорьев Ю. А. Электрические станции и подстанции. М.: Колос, 1968, с. 308, рис. 152.

Гогичайшвили Н. Ф, Подстанции без выключателей на высшем напряжении. М.: Высшая школа, 1965, с. 57, рис. 2,7. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, ТРЕХФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ОТ АНОРМАЛЬНОГО РЕЖИМА, содержащее комплект- высоковольтных предохранителей, понижающий трансформатор, электродвигатель, подключенный к сети по типовой схеме через силовые контакты магнитного пускателя, снабженного обмоткой управления и двумя датчиками перегрузки в виде термореле, включенными в фазы электродвигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, обмотка управления магнитным пускателем подключена к фазе с термореле, электрически опережающей фазу без термореле.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что предохранитель в фазе, опережающей фазу без термореле, заменен шинопрово дом.

1171900

Изобретение относится к электротехнике а именно к устройствам защиты двигателей трехфазного переменного тока от анормально-. го режима, возникающего вследствие появле.— ния асимметрии токов и напряжений при неполнофазных режимах в .высоковольтной питающей сети, который возникает, как правило, из-за.ложного или излишнего срабатывания одного нв предохранителей на стороне высшего напряжения понижающего трансфор- 10 .матора, за которым "пбд1ключены электродви,гатели. сг .

;:,:4

Целью изобведуия является повышение надежности рабо Ж устройства защиты.

На чертеже представлена схема устройства.

Устройство содержит два силовых трансформатора 1 и 2, Первый защищается со стороны ВН лреохранителями 3. В фазе А предохранитель заменен шинопроводом 4 большо-., го сечения. Схема соединения обмоток "ЗВЕЗДА- 20

ТРЕУГОЛЬНИК" типовая для лонижающего трансформатора 1. Со стороны НН подключается электродвигатель 5, имеющий в двух фазах (а и с) датчики защиты от токов к.з. и перегрузок, выполненные, например, в виде транс- 25 форматоров 6 тока, соединенных по схеме на разность токов. Отключение от литающей сети двигателя 5 производится выключателем

7. Команда на отключение подается через реле 8, включающее оперативный ток на вык-

30 лючатель 7. Последний имеет блок-контакт 9, осуществляющий снятие онеративного тока с привода выключателя 7 после срабатывания выключателя.

ВтоРой тРансфоРматоР 2 имеет обмотки, 3S соединенные по схеме "ЗВЕЗДА-ЗВЕЗДА С

НУЛЕМ". Но она может быть и иной, например "ТРЕУГОЛЬНИК-ЗВЕЗДА С НУЛЕМ".

Именно такие трансформаторы применяются на напряжении 6 — 10/0,4 кВ. За ним, на сторо О не НН включен электродвигатель 10 и прочие потребители. Электродвигатель 10 подключен к питающей сети по типовой схеме через предохранители 11, магнитный пускатель 12 с двумя датчиками от перегрузки — реле 13 45 н 14, включенными в крайние фазы (g и с ) и. цепью управления магнитным пускателем с катушкой 15 напряжения, кнопками 16 включения и отключения 17, контактами 18 и 19 реле 13 и 14, блокировочным контактом 20 кнопки включения и предохранителями 21. Цепь управления может подключаться на фазы а и с, если катушка 15 вылолнена на линейное напряжение, и на фазу а электрически опережающую фазу в, в которой 55 нет датчика от перегрузки, если катушка 15 выполнена на фазное налряжение. Подключение к нулевому проводу показано пунктиром. г

Устройство работает следующим образом.

В нормальном режиме асимметрия токов и напряжений мала и не угрожает надежной работе двигателей 5 и 10. Предохранители 3 обеспечивают защиту трансформатора 1 от токов к.з., а в ряде случаев, и от токов перегрузки: тран. сформатор 2 также, как правило, защищается предохранителями. Защита двигателей 5 и 10 осуществляется: первого — трансформаторами 6 тока и выключателем 7, второго — - предохранителями 11 (от токов к.з.) и датчиками

13 и 14 от перегрузки. Возникновение перегрузок в нормальном режиме сопровождается увеличением тока, как минимум, в двух фазах. Боэтому трансформатор 6 тока и реле 13 и 14 будут при этом вовлечены в работу.

Это позволит размыканием контактов 18 или

19 (или обоих вместе) производить снятие напряжения с катушки 15, после чего отпадают контакты пускателя 12 и отключают перегрузившийся электродвигатель 10, при возникающей перегрузке через трансформаторы

6 и реле 8 выключатель 7 отключит двига- . тель 10.

При перегорании предохранителя 3 в фазе

А на стороне ВН трансформатора 1 в схеме. электроснабжения возникает распределение тока, указанное стрелками (значения токов по модулю показаны на чертеже). Векторные диаграммы токов станут полностью несимметричными. При этом токи фаз а и с налравлены противоположно току в фазе о, т.е. повер о нуты от него на угол 180 . В сумме они составляют ток фазы b . Это значит, что каждый из них равен 0,5 3а . Это касается двигателей 5 и 10. Двигатели начинают пульсировать. Они могут оставаться в работе, если их нагрузка не создает противодействия, достаточного для торможения. При этом наибольшее значение тока в фазе 1 будет дос- тигать 3 и 43<в„, . Вместе с током возникае, несимметрия напряжения. Вектора фазных напряжений перестают быть равными друг другу, углы между ними могут быть самыми о разнообразными — далекими от 120 . Двигатели увеличивают скольжение. Напряжение между фазами а и с снижается и может дости гать нуля. Это же ироисходит и при схеме

"ТРЕУГОЛЬНИК- ЗВЕЗДА С НУЛЕМ" у трансформатора 6 — 10/0,4 кВ, когда на его стороне

ВН ложно срабатывает предохранитель в фазе

С1, В указанных случаях наибольшее снижение налряжения наблюдается .в фазе а — одно= именной с той, в которой на стороне ВН лож- но отключился предохранитель.

Таким образом, зашита двигателей 5 и 10 от лерегрузки не лочувствует увеличения то3 117190 ков в фазе b двигателей. Однако снижение тока в фазах а и с и возрастание в фазе b при данном виде повреждения замечается цепью управления магнитного пускателя двигателя 10. Включение ее на фазы а и с если катушка 15 рассчитана на линейное напряжение, или на фазу ц, если оиа рассчитана на фазное напряжение, сопровождается резким снижением напряжения, особенно, когда двигатель наберет нужную величину скольже- 10 ния. Снижение напряжения заставит катушку 15 опустить подвижный контакт магнитного пус. кателя. Контакты пускателя 12 размыкаются и двигатель отключается от поврежденной сети. Предполагается, что и двигатель 5 имеет цепь управления, реагирующую на уровень напряжения в фазе а или в фазах а и с (между этими фазами). Отключение 5 проис- . ходит аналогично описанному.

Введение в фазу А вместо предохранителя шинопровода 4 большого сечения снижает стоимость высоковольтного ввода трансформатора 1. Защита таким способом понижающих трансформаторов вполне возможна при системах с незаземленной нейтралью. Зто ничем 5 не отличается от использования выключателей, с ними и трансформаторов тока, установленных только в двух фазах, как например, у двигателя 5. Но введение шинопровода снижает до минимума вероятность возникновения в фазе А (на стороне ВН понижающего трансформатора) неполнофазного режима из-за лож0 4 ной и излишней работы предохранителей, установленных в фазах А, это значит, что в фазе, электрически отстающей от фазы А, а именно в фазе b. такие "провокационные" режимы будут сведены до минимума. Подключив. элек-. тродвигатели к сети таким образом, чтобы фаза беэ датчика от перегрузки была именно электрически отстающей от фазы с шинопроводом, обеспечивают дополнительное дублирование работы цепей напряжения на тот случай, если

"залипнут" контакты магнитного выключателя или нагрузка двигателя и других потребителей недостаточно будет способствовать глубокому снижению напряжения на катушке 15, чтобы обеспечить ее надежное срабатывание. Сгорание предохранителей в фазах В или С вызовет рост тока в а и с соответственно и работу реле 13 и 14 и т. д.

При коротких замыканиях в сети, сопровож дающих перегоранием предохранителей 11, воз никают увеличенные, токи сразу в двух фазах, что вызывает работу одного из датчиков—

13 или 14(при к.з. в ответвлении или обмотке двигателя 10). Аналогичная картина будет и при к.з. в двигателе 5. Все двухфазные к.з. также сопровождаются ростом токов в двух или даже в трех фазах, а также большой асимметрией токов и напряжений, ведущих к работе или датчиков от перегрузки, или отпаданию контактов из-за снижения напряжения на катушке Н.

- 1171900 и

Составитель В. Орлов

Техр ед М.Пароцай Корректор В. Бутяга

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 4897/46

Тираж 620 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä; ул. Проектная, 4

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от анормального режима 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх