Муфта свободного хода

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧКСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 1 16 D 41/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР (21) 3210011/25-27 (22) 01. 12. 80 (46) 30.01.86. Бюл. 9 4 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт цементного машиностроения (72) Л.M.Èâà÷åí (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 217156, кл. Г 16 D 4 1/12, 1966. (54)(57) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, смонтированных на ведущей полумуфте, храповое колесо в виде кольцевых

„„ЯЦ„„12О8362 дисков, размещенных между дисками ведущей полумуфты, и подпружиненные собачки, установленные на осях в ведомой полумуфте с возможностью взаимодействия с зубьями храпового колеса, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, зубья храпового колеса выполнены на внутренней поверхности дисков, а собачки выполнены с противовесами, расположенными противоположно их зубу по другую сторону от оси и связаны между собой по. средством браслетной пружины, охватывающей расположенные на противовесах захваты.

1208362

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано н приводах вращающихся печей, барабанных мельниц для соединения главного рабочего приводя со вспомогательным приводом медленного вращения и в приводах других машин, Цель изобретения — повышение надежности, уменьшение раз!черов и инерционной массы быстроходной части муфты, а также повышение нагрузочной способности и универсальности муфты путем придания ей функций выключаемой муфты.

Па фпг, 1 изображена храповая предохранительная муфта свободного ходя, общий вид в продольном сечении; я фиг. 2 — вид А иа фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б ня фиг. 2; ня фиг. 4 — вид А на фиг. (муфта в выключенном состоянии), иа фиг.5— кппематическая схема привода., например, ?зращающейся цементной печи, в котором для соединения главного и

1 вспомогательнэго редукторол применяется муфта свободного хода.

Муфта содержит ведущую полумуфту в виде тихоходной втулки 1 с предохранительной многодисковой фрикционной муфтой 2 и ведомую полумуфту, в виде быстроходной втулки 3 с тремя хряповыми собачками 4. Втулка I установлена на втулке 3 через подшипники 5. Предохранительная муфта 2 состоит из ведущих и ведомых фрикциониых дисков 6 и 7, сжатых в осевом направлении регулируемыми пружинами 8.

Ведущие фрикционные диски 6 имеют иа нару)K?10M диаметре шлицы, находящиеся и соединении с внутренними шпицами тихоходной втулки 1. Ведомые фрикциопные диски 7 имеют на внутреннем диаметре храповые зубья 9, образующие храповое колесо, с которым зацепляются три храповые собачки 4. Каждая из трех собачек 4 установлена во втулке 3 на оси 10 и имеет захваты 11 и 12, расположенные по разные стороны от оси 10 вращения собачек и выступающие своими концами зя торец втулки 3. Со стороны, противоположной расположению зубьев, собачки имеют противовесы 13. Захваты

11 всех трех собачек 4 при включенной муфте (фиг. 1, 2 и 3) охватываются браслетной пружиной 14, в результате чего собачки 4 находятся в за25

30 бачки.4 на ведомую втулку 3. При

3S этом браслетная пружина !4 охватывает захваты 11, тем самым поджимает мок.

55 l0

20 цеплении с храповыми зубьями 9 ведомых дисков 7. При перестановке пружины 14 с захватов 11 на захваты 12 (фиг. 4) собачки выходят из зацепления с зубьями 9 ведомых дисков 7, таким образом муфта ныключается.

Привод, например, цементной или глиноземной вращающейся печи (фиг.5), в котором может быть применена храповая предохранительная муфта свободного хода, состоит из открытой зубчатой передачи 15, вращающейся печи 16, промежуточного компенсирующего соединения 17, главного редуктора 18, нереверсивиого главного электродвигателя 19, вспомогательного редуктора 20, управляемого тормоза 21, реверсивного вспомогательного электродвигателя 22 и хряповой предохранительной муфты свободного хода 23. Тормоз 21 установлен на оси вала вспомогательного электродвигателя 22. Муфта 23 соединяет тихоходный нал дуктора 20 через эластичную муфту 24 с быстроходным валом главного редуктора 18.

При рабочем ходе муфты, когда осуществляется медленное вращение тихоходной втулки 1 (например, не более 30 об/мин), передача крутящего момента осуществляется через ведущий фрикционные диски 6, ведомые фрикционные диски 7 и храповые со,собачки 4 к храповым зубьям 9 дисков

7. В результате возможного радиального смещения ведомых фрикциоиных дисков 7 на величину отклонений (погрешкостей) изготовления и сборки обеспечивается равномерное распределение нагрузки между тремя собачкал?и 4.

Если нагрузка сопротивления вращению окажется выше допустимой, то произойдет проскальзывание многодисковой фрикциониой муфты 2, что предохраняет детали и узлы силоной части машины от перегрузок и полоПри холостом ходе муфты, когда осуществляется ускоренное вращение ведомой быстроходной втулки 3, собачки 4 под действием центробежной силы, действующей на противовесы 13, растягивая браслетную пружину 14, выходят из зацепления с

1208362 з зубьями 9 ведомых фрикционных дисков

7. Таким образом, осуществляется рас цепление втулок 1 и 3 и муфта работает в режиме свободного хода (обгона), при этом втулка 3 имеет большую скорость (например, 300 — 3000 об/мин), а втулка .1 неподвижна (нулевая скорость) или имеет небольшую скорость (например, не более

30 об/мин). Для выключения муфты, т.е. полного расцепления втулок 1 и 3 независимо от их скорости вращения, храповые собачки 4 выводятся из зацепления с храповымп зубьями 9 дисков 7 путем перестановки браслетной пружины 14 с захватов 11 собачки на захваты 12.

Привод, например, вращающейся печи, в котором храповая предохранительная муфта свободного хода используется для соединения главного и вспомогательпого приводов, работает следующим образом.

При рабочем (быстром) режиме печи 16 вращение ее осуществляется от главного нереверсивного электродвигателя l9, через главный редуктор

18, промежуточное соединение 17 и открытую зубчатую передачу 15. При этом, вследствие наличия храповой предохранительной муфты свободного хода 23, находящейся в режиме холостого хода, и заторможенного тормоза 21, вспомогательный редуктор

20 остается неподвижным.

При выключешш главного электродвигателя l9 печь 16 замедляет свою скорость до полной остановки и под действием пеуравновешенности иэ-за наличия в ней обрабатываемого материала, находящегося в момент остановки под углом естественного откоса, становится ведущей и начинает воздействовать на привод в обратном направлении, т. е. крутящий момент от печи 16 передается через открытую зубчатую передачу 15,промежуточное соединение 17, главный редуктор 18, муфту 23 и через вспомогательный редуктор 20 на заторможенный тормоз 21.

Для отпускания печи в уравновешенное состояние растормаживают управляемый тормоз 21 и одновременно включают вспомогательный электродвигатель 22 на реверс B тормозном (генераторном) режиме, печь под действием неуравновешепного момента начинает опускаться до положения, когда

55 материал в печи займет н жнее положение, после чего вспомогательный электродвпгатель ?2 выключают, так как прп дальнейшей работе вспомогательного двигателя вращается только вспомогательный редуктор, B связи с чем муфта 23 работает в режиме обгона и собачки 4 прощолкивают по зубьям

9 дисков 7.

Иедленное вращение печи на вспомогательном приводе осуществляется от вспомогательного электроцвигателя 22 (прп расторможенном управляемом тормозе 21) через вспомогательный редуктор 20, злости иную муфту 24, храповую муфту 23, главный редуктор 18, промежуточное соединение 17 и зубчатую передачу 15 па печь 16.

Прп остановке пе и с фиксированием се положения вспомогательный электродвигатель 22 выключают и одновременно затормаживают тормоз 21. Опускание печи в уравновеш: нное состояние осуществляется аналогично тому, как это делается при опускании печи после остановки на главном приводе, т.е. растормаживают тормоз 21 и одновременно вклю-ахают вспомогательный электроцвигатель 22 на реверс в тормозном режиме, посла опускания IIQ чи электродвигатель 22 выключают и одновременно тормоз 21 переводят в постоянно заторможенное положение.

Б результате наличия храповой предохранительной муфты свободного хода можно осуществлять запуск вращающейся печи на быстрое рабочее вращепие от главного электродвигателя с медленного вспомогательного враще-. ния от вспомогательного электродвигателя. Это облегчает запуск, повышает долговечность футеровки печи и умень- шает нагрузки на привод. После запуска главного двигателя вспомогательный двигатель выключается.

Возможен также переход с главного двигателя па вспомогательный без остапонки печи, когда при включенном главном двигателе одновременно включается вспомогательный электродвигатель. Прп этом в первый момент печь вращается на главном двигателе, вспомогательный двигатель вращается вхолостую. При выключенпп главного электродвигателя лечь продолжает вращение, но при медленной скорости IIa вспомогательном. электродвигателе.

Никаких блокировок между главным и

12083 2 вспомогательным двигателями не требуется, что упрощает конструкцию при-. вода, повышает надежность и обеспе,чивает безопасность работы.

Работа муфты 23 в выключенном со:стоянии-(фиг. 4), когда браслетная пружина 14 устанавливается на захваты 12 и собачки выводятся из зацепления с храповыми зубьями 9 фрикционных дисков 7, осуществляется в следующих случаях: при выводе печи а рабочий режим, когда печь стабильно работает непрерывно в течение нескольких недель или месяцев на главном приводе и подключения вспомогательного привода мецленного вращения не требуется, при ремонте вспомогательного привода (вспомогатель" ного редуктора 20, тормоза 21, электродвигателя 22) во время работы печи на главном приводе, при монтаже и настройке печи в пусковой период при проверке работы главного привода и печи.

1208362

1 Л p ВНИИПИ Заказ 230/48 Тираж 880 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх