Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

nw «и (ц1) y F 16 D 13/64

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К llATEHTY

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 2922801/25-27 (22) 08.05.80 (31) 7911968 (32) 11.05.79 (33) FR (46) 07.03.86. Вюл. Р 9 (71) Сосьете Аноним Франсээ дю

Феродо (FR) (72) Пьер Луаэо (FR) (53) 621.825.54 (088.8) (56) 1. Патент Франции У 2301729, кл. F 16 D 18/64, 1976. (54)(57) 1. ФРИКЦИОННЬФ ДИСК ТОРСИ. ОННОГО АМОРТИЗИРУЭМЦЕГО УСТРОЙСТВА, содержащий ступицу и концентрично смонтированное на ней с воэможностью ограниченного углового поворота основание, подпружиненные одна относительно другого по окружности упругими элементами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улуч" шения условий эксплуатации путем уменыпения ударов при реверсировании вращения и малых крутящих моментах, он снабжен подвижным в радиальном направлении фиксатором, связанным со ступицей или основанием, и упором, контактирующим с фиксатором при повороте ступицы относительно основания и ограничивающим этот поворот и действие упругих элементов.

i 217265

2. Диск по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что фиксатор выполнен в виде рычага, шарнирно смонтированного по касательной к ступице, и расположенного в ней подвижно по ( оси толкателя", 3. Диск по пп.t и Z, о т л и— ч а ю шийся тем, что фиксатор смонтирован на ступице, а упор — на основании.

4. Диск по пп.1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что фиксатор смонтирован на основании, а унор— на ступице.

5. Диск по пп,1-4, о т л и ч а юшийся тем, что толкатель выполнен в виде упругого стержня.

6. Диск по пп,1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что толкатель выполнен в виде рычага °

7. Диск по и 6, отличаюшийся тем, что он снабжен роликом, расположенным между опорными поверхностями ступицы и основания и контактирующим с рычагом.

8. Диск по п.6, о т л и ч а юшийся тем, что ступица и основание выполнены с совмещенными между собой пазами, а рычаги расположены в них, 9. Диск по п.6, о т л и ч а юшийся тем, что рычаг выполнен в виде двух параллельных стержней, расположенных с обеих сторон ступицы и основания.

10. Диск по п.9, о т л и ч а юшийся тем, что рычаг смонтирован в шарнире через фрикционную прокладку.

i1. Диск по п.i о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен фланцем с радиальным пазом, расположенным в плоскости, перпендикуляр. ной оси вращения, фиксатор выполнен в виде расположенного в пазу ползуна и пластин, расположенных по обе стороны от него.

12. Диск по п.11, о т л и ч а юшийся тем, что фланец закветтлен наступице,а упор-на основании.

13. Диск по п.11, о т л и ч а ю. шийся тем, что фланец закреплен наосноваиии,а упор- наступице.

14. Диск по пп.11-13, о т л и— ч а ю шийся тем, что пружина выполнена в виде упругого стержня, середина которого закреплена на фланце,а концысвязаны сполэунами.

15, Диск по п.14, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен закрепленными на фланце и фиксирующими угловое положение пружины выступами с лапками на одном конце и заплечиками, контактирующими с концами пружин, которые выполнены изогнутыми, на другом конце.

16. Диск по п,14, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен закрепленными на фланце зажимами, фиксирующими угловое положение пружины, и заплечиками, контактирующими с концами пружины, которые выполнены изогнутыми.

17. Диск по ц.14, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен кулачковым устройством, выполненным в виде пальца и контактирующего с ним кулачка.

t8. Диск по п.t7, о т л и ч а юшийся тем, что палец закреплен на пластинах, а кулачок выполнен на ползуне °

19. Диск по п ° 17, о т л и ч а юшийся тем, что палец закреплен на полэуне, а кулачок — на пластинах.

20. Диск по пп,16-18, о т л и— ч а ю шийся тем, что фланец выполнен с выступом, ограничивающим радиальное перемещение ползуна.

21. Диск по пп.16-19, о т л и— ч а ю шийся тем, что ползун смон. тирован в пазах фланца через фрикционные прокладки.

22. Диск по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен кулачком, концентрично расположенным на нем ободом с отверстием и расположенными между ними радиально направляющими, а фиксатор выполнен в виде расположенного в них ползуна, один конец которого контактирует с кулачком, а другой размещен в отверстии обода.

23. Диск по п.22, о т л и ч а юшийся тем, что кулачок выполнен на ступице, а направляющие заодно с основанием.

24. Диск по п.22, о т л и ч а юшийся тем, что кулачок выполнен на основании, а направляющие— заодно со ступицей.

25. Диск по пп.22-24, о т л и— ч а ю шийся тем, что полэун смонтирован в направляющих через фрикционные прокладки.

1217265

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения.

Наиболее близким к изобретению является фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства, содержащий ступицу и концентрично смонтированное на ней с возможностью ограниченного углового поворота основание, подпружиненные друг относительно друга по окружности упругими элементами (1) .

Недостатком известного диска являются плохие условия эксплуатации из-за ударов при реверсировании вращения и малых крутящих моментах.

Целью изобретения является улучшение условий эксплуатации путем уменьшения ударов при реверсировании вращения и малых крутящих моментах.

Поставленная цель достигается тем,что фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства, содержащий ступицу и концентрично смонтированное на ней с воэможностью ограниченного углового поворота основание, подпружиненные друг относительно друга по окружности упругими элементами, снабжен подвижным в радиальном направлении фиксатором, связанным со ступицей или основанием, и упором, контактирующим с .фиксатором при повороте ступицы относительно основания и ограничивающим этот поворот и действие упругих элементов.

Кроме того, фиксатор может быть выполнен в виде рычага, шарнирно смонтированного по касательной к ступице, и расположенного в ней подвижно по оси толкателя.

Фиксатор может быть смонтирован на ступице, а упор — на основании.

Фиксатор может быть смонтирован на основании, а упор — на ступице.

Толкатель выполнен в виде упругого стержня или в виде рычага.

Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства снабжен роликом, расположенным между опорными поверхностями ступицы и основания и контактирующим с рычагом, Ступица и основание выполнены с совмещенными между собой пазами, а рычаги расположены в них.

Рычаг выполнен в виде двух параллельных стержней, расположенных с обеих сторон ступицы и основания.

Рычаг смонтирован в шарнире через фрикционную прокладку.

Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства снабжен фланцем с радиальным пазом, расположенным в плоскости, перпендикулярной оси вращения, а фиксатор выполнен в виде расположенного в пазу ползуна и пластин, расположенных по обе стороны от него.

Фланец закреплен на ступице, а упор — на основании, или фланец закреплен на основании, а упор — на ступице.

Пружина выполнейа в виде упругого стержня, середина которого закреплена на фланце, а концы связаны с ползунами.

Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства снабжен закрепленными на фланце и фиксирующими угловое положение пружины выступами с лапками на одном конце и заплечиками, контактирующими с концами пружин, которые выполнены изогнутыми, на другом конце.

Диск может быть снабжен закрепленными на фланце зажимами, фиксирующими угловое положение пружины, и заплечиками, контактирующими с концами пружины, которые выполнены изогнутыми.

Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства снабжен кулачковым устройством, выполненным в виде пальца и контактирующего с ним кулачка.

Палец может быть. закреплен на пластинах, а кулачок выполнен на ползуне, или палец закреплен на ползуне, а кулачок выполнен на пластинах, Фланец выполнен с выступом, ограничивающим радиальное перемещение попзуна. Ползун смонтирован в пазах фланца через фрикционные прокладки, Кроме того; фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства снабжен кулачком, концентрично расположенным на нем ободом с отверстием и расположенными между ними радиально направляющими, а фиксатор выполнен в виде расположенного в них ползуна, один конец которого контактирует с кулачком, а другой размещен в отверстии обода

Кулачок может быть выполнен на . ступице, а направляющие — заодно с основанием, или кулачок выполнен

1217265 4 на основании, а направляющие заодно со ступицей.

Ползун смонтирован в направляющих через фрикционные прокладки.

На фиг. l показан фрикционный диск с втянутым рычагом; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 фрикционный диск с выдвинутым рычагом; на фиг ° 4 — то же, с упругим стержнем; на фиг.5 — то же, с деформированным упругим стержнем; на фиг.б — то же, с толкателем в виде рычага; на фиг.7 — сечение Б-Б на фиг,б; на фиг.8 — сечение В-В на фиг.б; на фиг.9 фрикционный диск с толкателем в виде рычага и роликом; на фиг,10— то же, с толкателем в виде двух параллельных стержней с втянутым рычагом; на фиг, li — то же, с выдвинутым рычагом; на фиг.12 — толкатель в виде двух параллельных стержней; на фиг.13 — фрикционный диск с фланцем и втянутым полэуном; на фиг.14 — сечение Г-Г на фиг.13; на фиг ° 15 — сечение Д-Д на фиг.13; на фиг,16 — сечение

Š— Е на фиг,13; на фиг,17 — пружина в виде упругого стержня; на фиг ° 18 — фрикционный диск с фланцем и выдвинутым ползуном; на фиг.19 — схема действия фрикционного диска беэ блокирующих устройств ; на фиг, 20 — то же, с блокирующими устройствами; на фиг.21 — фрикционный диск с кулачковым устройством и втянутым полэуном; на фиг.22 — то же, с выдвинутым ползуном; на фиг.23 — сечение Ж-Ж на фиг.21; на фиг.24 - фрикционный диск с кулачком, ободом и втянутым ползуном; на фиг,25 — то же, с выдвинутым ползуном; на фиг.26 — то же, с кулачком в виде втулки и втянутым полэуном; на фиг.27 - то же, с выдвинутым кулачком.

Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства содер жит ступицу i и концентрично смонтированное на ней с возможностью ог раниченного углового поворота основание 2, подпружиненные друг относительно друга по окружности упругими элементами 3 (пружинами). На ступице 1 выполнены зубцы 4, а на основании 2 — зубцы 5, которые ограничивают относительный угловой поворот основания и ступицы. Между зубцами 4 и 5 в свободном состоянии

55 имеется окружной зазор, который определяется равномерным действием упругих элементов 3. Последние могут быть выполнены в виде пружин растяжения, смонтированных концами на штифтах ступицы 6 и основания 7, так что одни пружины 3 работают при вращении основания 2 по часовой стрелке, а другие — при его вращении против часовой стрелки. Между ступицей и основанием устанавливается блокирующий орган, чувствительный к их угловому смещению.

На фиг,t показаны два таких органа, установленных диаметрально.

Блокирующий орган размещен в пазу 8 основания 2 и совмещенном с ним пазу 9 ступицы. Блокирующий элемент мажет быть выполнен (фиг.1 и 3) в виде рычага 10 закрепленного через шарнир 11 на ступице 1 касательно к ней.

Для шарнирного соединения с возбуждаемой частью самотормозящийся рычаг 10 содержит отходящий от его соответствующего конца цилиндрический шарнир 11 круглого сечения, входящий соединением типа ласточкина хвоста в вырез 12 ступицы 1, по оси, параллельной оси узла.

Пружинная пластина 13 опирающаяся на основание 2, подпружинивает самотормозящийся рычаг 10 в направлении втянутого положения ожидания, при котором он упирается в радиальный заплечик 14 ступицы 1.

Для перевода самотормозящегося рычага 10 из втянутого положения ожидания в рабочее выдвинутое положение (фиг.3) с ним связан толкатель, способный воздействовать на него при взаимодействии с зубом, Толкатель может представлять собой (фиг.1-3) толкающий палец 15, установленный с воэможностью скольжения в сверлении 16, выполненном в ступице 1, и способный опираться на зубчатую часть 5 основания 2 и на заплечик 17 самотормозящегося рычага 10, смещенный в боковом направлении относительно оси его вращения.

Таким образом, под контролем этого толкающего пальца 15 самотормозящийся рычаг 10 установлен с возможностью движения с преодолением усилия пружинной пластины 13 играющей в данном случае роль возвратного приспособления, и с возмож1217265 ностью реверсирования этого движения между его втянутым положением ожидания и выдвинутым рабочим положением.

Во втянутом положении ожидания самотормозящийся рычаг 10 бездействует, он обеспечивает свободный угловой ход между ступицей 1 и основанием 2, следовательно, свободное действие пружин 3, И наоборот, в, выдвинутом рабочем положении он обеспечивает окружностную опору ступицы и основания, при этом его свободный конец, т.е. конец, опозитный его шарнирной оси, упирается в заплечик 18, предусмотренный для этой цели на основании 2 в пазу 8, \

15

25

С этого момента, если направление относительного движения становится обратным направлению, обозначенному стрелкой Н (фиг.3) всякое угловое перемещение между ступицей 1 и основанием 2 исключается, так как самотормозящийся рычаг 10 упирается в заплечик 18.

Когда момент между основанием 2 и ступицей 1 уменьшается до достаточно малой величины, чтобы зубья 4 и 5 более не находились в зацеплении друг с другом, самотормозящийся рычаг 10 под воздействием пружинной пластины 13 возвращается во втянутое положение ожидания.

50

При втянутом положении ожидания окружностный ход L между заплечиком 18 и свободным концом самотормозящегося рычага 10 соответствует угловому люфту Х между зубьями 4 и 5, При вращении основания 2 в направлении стрелки Н (фиг.1 и 3) самотормозящийся рычаг 10 остается во втянутом положении ожидания до тех пор, пока относительное угловое смещение между основанием 2 и ступицей 1 остается меньше углового люфта X.

И наоборот, несколько раньше выбора люфта I толкающий палец 15 сдвигается в направлении самотор35 моэящегося рычага 10 и вызывает его поворот вокруг его, оси вращения в направлении стрелки F (фиг.3) в результате чего он входит в со40 прикосновение с эаплечиком 18 основания 2.

Между самотормоэящимся рычагом 10 и era осью вращения предусмотрены приспособления, обеспечивающие трение, для задержки возвоашения во втянутое положение ожидания и для исключения несвоевременного обрат- ного вращения.

Например, между шарниром 11, представляющим собою ось вращения самотормозящегося рычага 10, и вырезом 12, в котором этот шарнир установлен с возможностью поворота, можно вставить фрикционную прокладку.

Срабатывание каждого самотормозящегося рычага 10 происходит аналогичным образом.

Самотормоэящиеся рычаги 10 срабатывают при выборе углового люф та 2 . В некоторых случаях по меньшей мере один самотормоэящийся рычаг 10 можно предусмотреть для срабатывания при выборе углового люф" та I

Согласно фиг.4 и 5 толкательный палец 15 входит в глухой вырез в соответствующем самотормозящемся рычаге 10 и упруго деформируется. Таким образом, он сам по себе является возвратным приспособлением,свя" занным с этим самотормозящимся рычагом, При выдвинутом рабочем положе"ии самотормозящегося рычага 10 толкательный палец 15 подвергается упругой деформации, так что при освобождении рычага 10 он упруго возвращает его во втянутое йоложение ожидания.

В качестве упругих приспособлений окружностного действия могут быть использованы пружины 19 (фиг.6-12).

В этом случае самотормоэящийся рычаг 10 содержит два плеча 20, расположенных соответственно с одной и с другой сторон одного иэ зубцов 4 или 5.

Плечи 20 (фиг.6-9) представляют собою отдельные детали, соединенные друг с другом одной и той же осью 21 вращения, пересекающей зубец 4. Кро" ме того самотормозящийся рычаг 10 своим противоположным концом воздействует на ролик 22, установленный в вырезе 23, предусмотренном с этой целью на периферии зуба 4, и способный заклиниваться между двумя эаплечиками: скошенным 24, вы1217265 полненным на зубце 5,и прямым 25, образуемым соответствующим профилем зубца 4. Толкатель, связанный с самотормозящимся рычагом 10„ составляет не отделимую его часть„ причем каждое из плеч 20 содержит в положении, эксцентричном относительно шарнирной оси 21, выступ 26.

Зубец 5 способен воздействовать на выступы 26 самотормоэящегося рычага 10 несколько раньше выбора угI лового люфта Х, так как выступы 26

s окружностном направлении несколько опережают ступицы 1. На основании 2 закреплена скоба 27 с эаплечиками, взаимодействующими с выступами 26 каждого иэ плеч 20.

Возвратные приспособления содержат две металлические пластины ?8, образующие пружинные пластины, приКрепленные одним из своих концов к зубцу 4 и имеющие на другом конце отгиб, посредством которого они могут воздействовать на самотормоэящийся рычаг 10.

Самотормоэящийся рычаг 10 нормально удерживается во втянутом по— ложении ожидания (фиг.6). Несколько раньше выбирания углового люфта 1 основание 2 посредством пластины 28 начинает воздействовать на выступы 26 и вызывать тем самым переход самотормозящегося рычага 10 в выдви— нутое рабочее положение (фиг.9), при котором ролик 22, перемещающийся в вырезе 23, заклинивается между заплечиками 24 и 25 и основание оказывается в зафиксированном по окружности относительно ступицы 1 положении, затем пластины 28 отводят самотормозящийся рычаг 10 во втянутое положение ожидания, когда момент достаточно мал.

Самотормозящийся рычаг 10 может состоять (фиг,10-12) иэ проволоки, согнутой в петлю. Проволока содержит кроме двух боковых плеч 20 по перечину 29, связывающую боковые плечи 20 и заменяющую ролик 22.

На конце боковых плеч 20 самотормозящийся рычаг 10 содержит, кроме того, два колена 30, которые одновременно являются выступом, образующим толкатель, обеспечивающий возможность качания самотормозящегося рычага 10 иэ втянутого положения ожидания (фиг.10) в рабочее выдвинутое положение (фиг ° 11).

Каждое иэ колен 30 имеет ка своем конце угловые отгибы 31 обращенУ кые один к другому и образующие поворотные цапфы, обеспечивающие установку с воэможностью поворота самотормоэящегося рычага 10 в зубце 4.

Средняя поперечина ?9 является неотделимой частью самотормоэящегося рычага 10, последний может своим концом упираться в заплечик 18.

Основание(фиг, 13 — 20) выполнено в виде фрикционного диска 32 с двумя направляющими шайбами 33, расположенными по обе стороны от кольца 34 ° Диск 32 шайбы.ЗЗ и кольцо 34 имеют совмещенные окна, в которых установлены действующие в окружностном направлении пружины 35, Ступица 1 несет радиальный фланец 36, связанный с нею и содержащий радиальные пазы и расположенные в них полэуны 37. При этом пазы представляют собой вырезы 38 во фланце 36, а полэукы 37 установлены с воэможностью скольжения в вырезе.

Для радиального удержания ползуна 37 ка него наложены две пластины 39, прикрепленные, например, сваркой с обеих сторон фланца 36, В конце каждого выреза 38 фланец 36 содержит удерживающий упор 40 °

Против упора 40 расположен упор 41, выполненный заодно с аксиальной лапкой 42, которая закреплена на кольце 34, Ползун 37 имеет поверхность 43, которая ограничивает его радиалькое перемещение при взаимодействии с упором 40.

Оба полэуна 37 имеют общие возвратные приспособления, связанные с ними и состоящие из торсионной пружины 44. Средняя часть пружины 44 выполнена в виде расположенной в плоскости петли 45, которая окружает ступицу 1. Каждая ветвь 46 этой пружины соответственно совмещается посредством аксиального отгиба 4? (не показан) с полэунами 37. Отгиб 47 входит в канал, предусмотренный для этого в полэуне, и проходит своим концом через него.

Торсионная пружина 44 расположена на наружкой поверхности фланца 36. Она может быть также расположена между фланцем 36 и фрикциокным диском 32.

f 217265 10

От средней торсионной части 45 пружины 44 (фиг.17) отходят ее ветви 46.

Каждая ветвь 46 пружины 44 образует колено 48 ° Пластины 49, например, приварены к ступице 1 для удержания торсионной пружины 44 (фиг.13 и 14).

Для перехода в выдвинутое рабочее положение ползунов 37 (фиг.1318) средняя торсионная часть 45 пружины 44 заблокирована в угловом отношении на ступице 1, которую она окружает. С каждой из веТвей 46 этой торсионной пружины связан заплечик 50, выполненный зацело с основанием, при этом петля 45 расположена над соответствующим заплечиком 50.

Жесткое соединение ступицы 1 с петлей 45 пружины 44 осуществляют ее закреплением с одной стороны двумя выступами 51, расположенными диаметрально, и лапками 52 (приваренными к выступам).

Каждый заплечик 50 выполнен на койце с лапкой 53, приваренной, например, к соответствующей направля. ющей шайбе 33.

При отсутствии блокирующих органов график, иллюстрирующий действие фрикциона, соответству-ет графику, показанному на фиг.19(по оси абсцисс — угловое смещение D no оси ординат — момент С, передаваемый между фрикционным диском 10 и ступицей 1).

При малых величинах момента С, а именно при.мертвой точке, при остановке автомобиля, действуют только пружины 19, обладающие малой жесткостью и представляющие собою первую ступень амортизации, способную устранять шумы мертвой точки.

Как только при осуществлении режима тяги момент увеличивается, эта первая ступень амортизации оказывается насыщЕнной,, и, поскольку угловой люфт T. выбран, кольцо 34 ступицы непосредственно совмещается со ступицей 1 при величине смешения 0(, соответствующей этому угловому люфту.

Тогда вступает в действие первая группа пружин 35, установленных между направляющими шайбами 33 и кольцом 34 ступицы, а затем последовательно при величинах D2. ПЗ

55 уг пового смещения вступают в действие вторая и третья группы этих пружин, вплоть до насыщения второй ступени амортизации, образуемой совокупностью пружин 35.

Для режима обратного вращения осу цествляется аналогичный процесс, толькс пружины 35 приходят в действие одновременно Однако они могут вступать в действие последовательно.

Пружины 1 9 первой ступени амортизации действуют в зоне фильтрации шумов мертвой точки Р, от углового смещения Dl при режиме тяги до ! углового смешсния 0 У при режиме обратного вращения.

При остановке (фиг.13) ползуны 37 занимают втянутое положение ожидания, при котором они бездействуют, таким образом обеспечивая полную свободу действия пружин 19 и все происходит так, как если бы между угловыми смещениями ЛУ, D f график, воспроизводящий действие фрикциона, включал еще и угловое смещение (фиг.19, сплошной линией в зоне фильтрации P пунктиром— за ее пределами), Для функционирования в режиме тяги и по мере соответствующего углового смешения между ступицей 1 и фрикционным диском 32 эаплечики 50 отталкивают колена 48 ветвей 46 пружины 44, и под воздействием этого усилия ветви постепенно вызывают радиальное перемещение ползунов 37 вдоль их направляющих.

При угловом смещении П3 ползуны 37 занимают выдвинутое рабочее положение, при котором (фиг.18) они радиально упираются своей поверхностью 43 в удерживающие упоры 40 и располагаются между упорами 4 1.

Если устройство переходит от режима тяги к режиму обратного вращения упоры 4 1 накладываются на ползуны 37 и кольцо 34 ступицы оказывается таким образом зафиксировано в окружностном направлении через аксиальные упоры 41, ползуны 37 и фланец 36 бсз обратного углового смещения между кольцом 34 и ступицей, а следовательно, без шума, Нри этом пружины 19 ступени малой жесткости оказываются бездействующими.

На графике, воспроизводящем соответствующее действие (фиг.20), зона фильтрации Р шумов мертвой точки оказывается исключенной.

1217265

) 2

Таким образом, все происходит так, как если бы для фильтрации myмов тяги или обратном вращении действовали бы только пружины 35 первой ступени фрикциона, Если окружностное расстояние L соответствует точно угловому люфту I выведение пружин 35 из действия при режиме обратного вращения осуществляется в точке абсциссы Df если расстояние L соотнетствует в угловом отношении величине, которая меньше величины углового смещения Х, оно осуществляется в точке абсцисс ниже величины точки 01.

При этом люфт может существовать в окружностном направлении между ползунами 37 и упорами 40, опора ползунов 37 на фланец 36 осуществляется .за счет зазора в вырезе 38 фланца 36. Ползуны 37 могут контактировать в окружностном направлении с упорами 40, которые н этом случае выполняют двойную функцию окружностного и радиального ограничения перемещения пластинок.

При малых моментах, когда угловое смещение между ступицей 1 и диском 32 вновь станет меньше углового смещения, соответствующего точке на абсциссе М, ползуны 37 выходят из аксиальных лапок 42, отходят от контакта с упорами 4 1 и постепенно отводятся во втянутое положение ожидания посредством ветвей 46 торсионной пружины 4, с которой они сцеплены, Ползуны 37 опираются на фланец 36 через боковую поверхность соответствующего выреза 38.

Между ползунами 37 и вырезами 38, в которых они скользят, предусмотрены фрикционные приспособления для задержки возвращения пластинок во втянутое положение ожидания (не показаны), Между ползунами 37 и основанием могут быть выполнены кулачковые приспособления (фиг.21-23), которые содержат палец 54, закрепленный на уголке 55, жестко связанном с упором 41, и отверстие 56 со скошенной стороной 57, выполненное в ползуне 37, Палец 54 размещен в отверстии 56, опираясь на скошенную сторону 57 этого отверстия.

Отверстие 56 содержит на конце своей скошенной стороны 57 окружностную площадку 58.

По мере углового смещения связанные с ползунами 37.пальцы 54 вызывают радиальное перемещение последних, подводя их после ныбирания углового люфта 1 в положение, при котором они входят между упорами 40 и 41 (фиг.22) .

Если угловое смещение продолжается, пальцы 54 следуют по окруж10 ностным площадкам 58, не препятствуя действию устройства.

На фиг.24 и 25 основание 2 и ступица 1 показаны лишь ориентировочно.

Блокирующий орган представляет собой ползун 59, установленный с возможностью радиального скольжения в направляющих 60, жестко связанных с основанием 2. Обод 61 связан со ступицей 1 и имеет отверстие 62. На

2О поверхности ступицы 1 выполнен кулачковый профиль 63, способный отжимать ползун 59 в направлении отверстия 62.

Направляющие 60 (фиг.26 и 27) связаны со ступицей 1, тогда как обод ál закреплен на основании 2.

Направляющие 60 и ползун 59 (фиг.24 и 26) находятся на некотором угловом расстоянии от отверстия 62 и от кулачкового профиля 63.

При угловом смещении между ступицей 1 и основанием 2 ползун 59 оказывается против отверстия и толкаемый кулачковым профилем 63, представляющим практически простой

35 скос входит в.это отверстие (фиг.25).

С этого момента ступица i u основание 2 фиксируются друг относительно друга по окружности через

40 направляющие 60, ползун 59 и обод 61.

Для отведения ползуна 59 во втянутое положение покоя, когда угловое смещение между ступицей f и оснонанием 2 вновь становится меньше не45 личины Ы, предусмотрены возвратные .приспособления °

Между ползуном 59 и направляющими 60 предусмотрены фрикционные приспособления для задерживания воз50 вращения ползуна но втянутое положение покоя.

Во всех описанных вариантах орган или органы блокирования чувствительны к центробежному усилию, и это усилие может оказывать положительное влияпие на них при достаточно высоких скоростях, в частности, для их поддержания н рабочем положении.!

Переход их из втянутого положения ожидания в выдвинутое рабочее положение осуществляется независимо от скорости вращения. Он может осуществляться при скоростях, недостаточных для того, чтобы центробежное усилие могло оказать заметное влияние.

Устройство может включаться в работу не только при переходе от ре217265 !4 жима тяги к режиму обратного вращения, но и при переходе от обратного вращения к режиму тяги.

Применение устройства позволит улучшить условия эксплуатации торсионных амортизирующих элементов путем уменьшения ударов при реверсировании вращения и малых крутящих

1О моментах.

1217265 с4

22! 2172б5!

2!7265

Фиг. Г5

ВНИИПИ Заказ 1009/63

Тираж 880 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх