Торсионный амортизатор

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1218931

Ю 4 F 16 F 15/12// F 16 D 3/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ, у, ФФ:33 дч,.ф Яхт ) Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,; " ",:,И

Н ПАТЕНТ У дийюж@ (54)(57)1. ТОРСИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР, содержащий два соосно установленных

Ф

ФФ

° а

\ (21) 3552052/25-28 (22) 08.02.83 (31) 8202034 (32) 09.02.82 (33) FR (46) 15.03.86. Бюл. Ф 10 (71) Валео (FR) (72) Пьер Луазо (FR) (53) 62-752.,2(088.8) (56) 1. Патент США У 2533789, кл. 64-27, 1950.

2. Патент СИА Р 3138011, кл. 64-27, 1964. диска с гнездами, тангенциально расположенные упругие элементы, одни из которых установлены без окружного зазора в гнездах дисков, а другие, выполненные из эластичного материала, - с окружным зазором относительно гнезд одного из дисков, и опорные шайбы, между которыми расположены упругие элементы, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения шума и снижения колеба ний, часть упругих элементов, выполненных из эластичного материала, имеет выступающие по оси за опорные шайбы шипы из эластичного матери» ала.

1218931 эластичных маны из различных териалов.

2. Амортизатор по и. 1, о т л и . ч а ю шийся тем, что шипы установлены в опорных шайбах с зазора ми, заполняемыми материалом шипов при их деформации.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильнык колебаний в силовых передачах различных машин. 5

Известен торсионный амортизатор, содержащий два соосно расположенных диска с гнездами, соединенных тангенциально расположенными по окружности упругими элементами иэ эластичного 10 материала с опорными шайбами (1) .

Недостатком известного торсконного амортизатора является малая сте пень амортизации крутильных колебаний, обусловленная одновременным вво 15 дом в работу всех упругих элементов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является торсионный амортизатор, содержащий два соосно 20 установленных диска с гнездами, со- единенных тангенциально расположенны" ми по окружности упругими элементами, одни из которых установлены без окружного зазора в гнездах дисков, 25 а другие с окружным зазором относительно гнезд одного из дисков (2).

Недостатком известного торсионного амортизатора является шум и колебания, появляющиеся. в начале работы упругих элементов,:установлен ных с зазором.

Цель изобретения - уменьшение шума и снижение колебаний торсион ного амортизатора.

Указанная цель достигается тем, что в торсионном амортизаторе, со. держащем два соосно установленных

t диска с гнездами, тангенциально расположенные упругие элементы, одни из которых установлены без окруж ного зазора в гнездах дисков, а дру гие, выполненные из эластичного мате риала, - с окружным зазором отно3. Амортизатор по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что упругие элементы и шипы выполне,сительно гнезд одного из дисков, и ! опорные шайбы, между которыми рас положены упругие элементы, часть уп" ругих элементов, выполненных из эластичного материала, имеет высту пающие по оси за опорные шайбы шипы из эластичного материала.

Шипы установлены в опорных шайбах с зазорами, заполняемыми мате риалам шипов при их деформации.

Упругие элементы и шипы выполнены из различных эластичных материалов.

На фиг. 1 изображен торсионный амортизатор, вид в плане; на фиг. 2сечение А-А на фиг, 1; на фиг. 3 упругий элемент из эластичного материала с шипами и дисками, нерабочее положение; на фиг. 4, 5 и 6то же, различные фазы работы торсионного амортизатора; на фиг. 7 и 8 - упругий элемент из эластич ного материала с шипами, различные варианты выполнения, на фиг. 9 моментная характеристика торсионного амортизатора.

Торсионный амортизатор содержит два соосно расположенных диска 1 и .2. В диске 1 выполнены гнезда 3, в кОторых расположены упругие элементы 4, установленные без окружно го зазора, и упругие элементы 5» выполненные из эластичного материа ла, установленные с окружным зазором 6 и имеющие опорные шайбы 7. Уп" ругие элементы 5 имеют выступающие по оси эа опорные шайбы 7 шипы 8 из эластичного материала, попереч» ное сечение которых меньше, чем поперечное сечение упругих элемен тов 5. Конструктивно шипы 8 могут быть выполнены за одно целое с упру. гими элементами 5 (фиг. 8) или отдельной деталью из эластичного ма1218931 териала, отличного от эластичного материала упругого элемента 5 (фиг.7 соединенный с упругим элементом 5 посадкой с натягом, приводкой или склейкой. Между шипами 8 и опорными шайбами 7 имеются зазоры 9.

Торсионный амортизатор работает следующим образом.

При относительном вращении дйсков 1 и 2 крутящий момент передается сначала через упругие элемен ты 4, установленные без окружного зазора, что соответствует участку 1 моментной характеристики торсионного амортизатора (фиг. 9) . При дальнейшем относительном повороте дисков 1 и 2 окружной зазор 6 выбирается, и происходит деформация шипов 8, которые при этом заполняют зазоры 9. (фиг. 5). Деформация шипов 8 соот» ветствует участку Г1 - на моментной .характеристике торсионного амортиза тора. После этого происходит дефор- мация упругих элементов 5 (фиг.6). . Окружной зазор 6 для упругих элементов 5 может быть выбран различным;

А-А тогда можно получить моментную характеристику с большим числом наклонных участков, как, например, на фиг.9, которая дана для упрощения без гистерезиса, обусловленного трением между дисками 1 и 2.

Поперечное сечение шипов 8 по их длине может быть переменным (см. фиг. 7).

1о Конструктивно торсионный аморти". затор может состоять из большего, чем представлено на фиг. 2, числа дисков 1 и 2, имеющих возможность попарного относительного вращения посредством упругих элементов 4 и 5.

Выполнение упругих элементов торсионного амортизатора из эластичного материала и установка с окружным зазором относительно одного из дис

2п ков с шипами из эластичного материала, позволяет получить лучшую характеристику перехода от упругих элементов с малой жесткостью к упругим элементам с большей жесткостью и д уменьшить шум и вибрацию при работе торсионного амортизатора.

1218931

Составитель В. Нистратов

Редактор Л. Веселовская Техред Т,Тулик; КорректорИ. Эрдейи

Заказ ) 141 /63 . Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l13035, Москва, Ж-35, Раушская над., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Торсионный амортизатор Торсионный амортизатор Торсионный амортизатор Торсионный амортизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам гашения угловых колебаний объектов
Наверх